1 Тема: «140 лет дому, который построил Д.И. Менделеев». Эпиграф урока: «Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Что такое вещество? 2. Что такое простое вещество? А сложное? Выбирите из приведенного списка A. простые вещества NaCl, Li, Cl 2, ZnO, S, Hg, H 2 S,
Advertisements

ТЕМА: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д. И. Менделеева ПЛАН 1.История открытия Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева 2.Группы химических элементов.
Предпосылки открытия Периодического закона Д.И.Менделеевым.
Урок химии в 8 классе Подготовила и провела Скляренко Лариса Юрьевна – учитель химии МОУ «Богатенская СОШ»
Дом, который построил Д. И. Менделеев УРОК В 8- ОМ КЛАССЕ.
Лекция 10 Периодический закон и периодическая система химических элементов.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907). Русский ученый-энциклопедист. Родился в городе Тобольске в семье директора гимназии. В 1855 году закончил физико-математический.
«Состояние электронов в атоме» Маслов А.С., Штремплер Г.И. Кафедра химии и методики обучения Института химии Саратовского государственного университета.
Классификация химических элементов и открытие периодического закона МБОУ Лицей 130 Пономаренко Н.В.
Попытки классификации химических элементов Подготовила : ученица 8-Б класса ХООШ 147 Сало Дарья.
Периодический закон Д.И.Менделеева ( г.г.) ( г.г.)
Тема: Периодический закон Д.И Менделеева Цель: 1)Рассмотреть открытие Д.И. Менделеева 2)Сформулировать Периодический закон.
Контрольный тест по теме «Строение атома». 1) Электроны были открыты: А)Н.Бором. Б)Дж.Томсоном. В)Э.Резерфордом. Г) Д.Чедвигом. 2). Порядковый номер элемента.
Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Цель урока :
1 2 Антуан Лавуазье Французский химик, с 1772 г. член Парижской АН. Родился в Париже. В 1764 г. окончил юридический факультет Парижского университета.
Периодическая система Д.И.Менделеева. Пропастина Любовь Сергеевна 11 класс МОУ СОШ 12 п. Комсомолец.
Периодическая система элементов Д.И.Менделеева Д.И.Менделеева.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Тема урока 8 класс: Классификация химических элементов Студентка 5 курса Института химии СГУ им. Н. Г. Чернышевского Чернышова Олеся Александровна Профессор.
Транксрипт:

1 Тема: «140 лет дому, который построил Д.И. Менделеев». Эпиграф урока: «Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие обещает». Подготовил: преподаватель ГОУ СПО СТФК, Сладков С.Н., Стерлитамакский техникум физической культуры, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

2 Цели урока: Методическая цель: «Развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения с элементами дидактических игр». Образовательная цель: «Изучить принцип построения, явление периодичности, периодический закон и периодическую систему, структуру периодической системы на основе учения о строении атома». Развивающая цель: «Развивать у студентов мышление на основе исторических фактах связывая с современными данными». Воспитательная цель: «Воспитывать у студентов национальную гордость и патриотизм к своей Родине, при изучении периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева».

3 Структура урока Тип урока - комбинированный. Принципы обучения - сознательности, активности, наглядности, системности, последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории и практики. Методы обучения - наглядные, практические, словесные, проблемного изложения.

4 План-структура урока 1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний 2.1. Написать химические реакции ( Задание по карточкам. Метод - индивидуальный ) Написать химические реакции ( Задание по карточкам. Метод - индивидуальный ) Охарактеризовать основные понятия и законы химии (Метод - фронтальный) 2.2. Охарактеризовать основные понятия и законы химии (Метод - фронтальный) 2.3. Задание по карточкам 3. Формирование новых знаний 3.1. История открытия периодического закона и периодической системы 3.1. История открытия периодического закона и периодической системы 3.2. Предпосылки создания периодического закона 3.2. Предпосылки создания периодического закона 3.3. Открытие периодического закона 3.4. Структура периодической системы : 3.4. Структура периодической системы : Формулировка периодического закона Формулировка периодического закона Принцип построения периодической системы Принцип построения периодической системы Принцип периодичности Понятие периода Понятие группы Понятие порядкового номера Характеристика химического элемента Характеристика химического элемента Периодические свойства элементов Периодические свойства элементов Значение периодического закона 4. Применение новых знаний 4.1. Фронтальный опрос 4.2. Самостоятельная работа 5. Обобщение и систематизация знаний 5. Обобщение и систематизация знаний 5.1. Химическая викторина (приложение) Химическая викторина (приложение). 6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Заключительное слово преподавателя

5 Актуализация опорных знаний Вариант 1 К + Н2О = СаО + НСI = NaOH + НСI = Си(ОН)2 = Вариант 2 Na + Cl2 = BaO + H2 SO4 = КОН + НNО3 = Са(ОН)2 = Вариант 3 Ca + H2 = BaO + HCl = Fe(OH)3 + HCl= Al(OH)3 = Вариант 4 Mg + Cl2 = Al2O3 +H2 SO4= NaOH + H2SO4 H2SO4=

6 Предпосылки создания периодического закона 1. К середине XIX века было 63 элемента. 2. Дано понятие о химическом элементе. 3. Определены молярные массы элементов. 4. Введено понятие о валентности. 5. Введено понятие о химической связи. 6. Первая попытка классификации элементов. Доберейнер 1817 г. Закон триад. 7. Вторая попытка классификации элементов. Дж. Ньюленд « по возрастанию атомных масс». Закон октав. 8. Третья попытка классификации. Генрих «Радикально- круговая таблица». 9. Четвёртая попытка классификации элементов. Шанкартуа «Винтовая лестница». 10. Пятая попытка классификации. «Томсон - Бор» «Лестница

7 Антуан Лавуазье Французский химик, с 1772 г. член Парижской АН. Родился в Париже. В 1764 г. окончил юридический факультет Парижского университета. Слушал курс лекций по химии в Ботаническом саду в Париже в гг. В гг. директор Управления порохов и селитр. Один из основоположников классической химии. Ввел в химию строгие количест- венные методы исследования. Своими экспериментальными работами - сжигание серы и фосфора, нагреванием олова в герметически запаянном сосуде - положил начало опровержению теории флогистона в 1774 г. С целью проверки опытов К. В. Шееле и Дж. Доказал, что процесс дыхания подобен горению и что образование углекислого газа при дыхании является главным источником теплоты в живом организме. Совместно с Бертолле и другими учеными основал в 1789 гг. журнал "Annalees de Chimie".

8 Деберейнер Иоганн Вольфганг ( ) Немецкий химик. Родился в Хофе. Учился самостоятельно. С 1810 г. профессор Йенского университета. Исследования посвящены проблемам классификации элементов, изучению платиновых металлов, катализу. Обнаружил в 1821 и 1822 гг., что мелко раздробленная платина (платиновая чернь) способна вызывать, сама при этом не изменяясь, химические реакции, например окисление винного спирта в уксусную кислоту или сернистого ангидрида в серный. Эти работы наряду с исследованиями Г. Дэви заложили основу каталитической химии с использованием платины. Подметил в 1817 г., а затем в1829 г., что если в триадах кальций - стронций - барий; литий - натрий - калий; сера - селен - теллур и хлор - бром - йод элементы расположены в порядке возрастания их атомных масс, то атомная масса среднего из них приблизительно равна полусумме атомных масс двух крайних. Это "правило триад" было использовано в дальнейших работах по классификации химических элементов

9 Вариант И. Деберейнера (Закон триад) Натрий Na - 23,00 Калий K - 39,1 Литий Li - 6,94 Фосфор P - 31,04 Мышьяк As - 74,96 Сурьма Sb - 121,8 Кальций Ca - 40,07 Стронций Sr - 87,63 Барий Ba - 137,37 Сера S - 32,06 Селен Se - 79,2 Теллур Te - 127,5

10 УИЛЬЯМ ОДЛИНГ Английский химик, член Лондонского королевского общества. Основные работы посвящены теоретической химии. Последователь теории типов, относил к типу воды все кислоты и соли. Внес важный вклад в подготовку теории валентности. Разрабатывал проблему систематизации химических элементов, составив несколько таблиц. Среди них особый интерес представляет таблица 1868 года, в которой элементы расположены в порядке увеличения их относительных атомных масс; ее анализировал в своих работах Менделеев. 1F 19-CI 35,5Br 80Y O 16-S 32Se 79,2Te N 14-P 31As 75Sb B 14,5Si 28,5Ti 48,4-Sn 117,8- 5Li 6,5Na 23K Ca 20Sr 43,8Ba 68,5-- 7Mg 12,2Zn 32,5Cd 55,5--- 8G 4,7Y 32Th 59,6Ye AL 13,7Mn 276Zn 33,6-Ur Cr 26,3Fe 28 V 68,5 Co 29,5Cu 32,6-- 11Mo 46Fe 28 V 68,5 Ni 29,5 W Hg 100Pb 106,6Ag Pd 53,2Pt 98,6-Au 196,6--

11 ДЖОН НЬЮЛЕНДС В статье, датированной 20 августа 1864 г., он отметил, что в этом ряду наблюдается периодическое появление химически сходных элементов. Пронумеровав элементы (элементы, имеющие одинаковые веса, имели и один и тот же номер) и сопоставив номера со свойствами элементов, Ньюлендс сделал вывод: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…». Тем самым им впервые была высказана идея о периодичности изменения свойств элементов. Спустя год, 18 августа 1865 г., Ньюлендс опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав», который формулировался следующим образом: «Номера аналогичных элементов, как правило, отличаются или на целое число семь, или на кратное семи; другими словами, члены одной и той же группы соотносятся друг с другом в том же отношении, как и крайние точки одной или больше октав в музыке».таблицу элементов

12 Вариант таблицы Дж. Ньюлендца 1.H 2.Li 3.Be 4.B 5.C 6.N 7.O 8.F 9.Na 10.Mg 11.AL 12.Si 13.P 14.S 15.CL 16.K 17.Ca 18.Ti 19.Cr 20.Mn 21.Fe 22.Co,Ni 23.Cu 24.V 25.Zn 25.In 27.As 28.Se 29.Br 30.Rb 31.Sr 32.Ge 33.Zr 34.Mo 35.Ru 36.Pd 37.Ag 38.Cd 39.U 40.Sn 41.Sb 42.Ie 43.I 44.Cs 45.Ba 46.Ta 47.W 48.Nb 49.Au 50.Pt 51.TL 52.Pr 53.Th 54.Hg 55.Bi 56.Os 1я1я2я3я4я5я6я7я8я Октавы

13 Мейер Лотар Немецкий химик, с 1888 г. член - корреспондент Берлинской АН. Родился в Фареле (Ольденбург). До 1854 г. учился в Вюрцбургском университете, затем в Гейдельбергском и Кенигсбергском и в университете Бреслау, доктор философии в 1858 г. С 1859 г. работал в университете Бреслау, c 1866 г. профессор университета в Эберсвальде, с 1868 г. Политехникума в Карлсруэ, с 1876 г. Тюбингенского университета. Работы относятся к неорганической, органической и физической химии. Исследовал газы крови в 1854 г., физические свойства углеводородов. Автор книги "Современные теории химии и их значение для химической статики" в 1864 г., в которой предпринял попытку дать систематику химических элементов. После открытия Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов опубликовал в марте 1870 г. статью "Природа химических элементов как функция их атомных весов", в которой привел графическую кривую зависимости атомных объемов от атомной массы (кривая Мейра). Иностранный член - корреспондент Петербургской АН с 1809 г.

14 Вариант Лотара Мейера 4-атомные3-атомные2-атомные1-атомные 2-атомныеРазность масс Li(7)Be(8,3) C(12)N(14)O(16)F(19,9)Na(23)Ma(2416 Si(28)P(31)S(32)CI(35,5)K(39)Ca(40)16 -As(75)Se(79)Br(80)Rb(85)Sr(87,6)45 Sn(117)Sb(120)Te(128)I(126)Cs(133)Ba(137)45 Pb(207)Di(203)--Ti(204)--90

15 Менделеев Дмитрий Иванович ( ) Русский ученый-энциклопедист, с 1876 г. член-корреспондент Петербургской АН. Родился в Тобольске. В 1855 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге. В гг. учитель гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. В гг. преподавал в Петербургском университете, с 1865 г. профессор, одновременно в гг. профессор Технологического института в Петербурге. В феврале 1861 гг. находился в научной командировке за границей, работал в собственной лаборатории в Гейдельберге. С 1892 г. ученый хранитель Депо образцовых мер и весов, которое по его инициативе в 1893 г. преобразовано в Главную палату мер и весов, с 1893 г. управляющий. Наиболее полную характеристику Д. И. Менделееву дал Л. А. Чугаев: "Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе) и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве..." Член и почетный член более 90 академий наук, научных обществ, университетов и институтов разных стран мира. Один из основателей в 1868 г. В честь Д. И. Менделеева названы химический элемент с порядковым номером 101, минерал, кратер на обратной стороне Луны, подводный горный хребет.

16 Группы H ЭлементыLiBeBCNOF 1 период 1 рядNaMgAISiPSCI 2 рядKCa-TiVCrMnFe,Co,Ni,Cu 2 период 3 рядCuIn--AsSeBr 4 рядRbSrYZrNbMo-Ru,Rh,Pd,Ag 3 период 5 рядArCdIhShSbTeI 6 рядCsBa-Ce--- 4 период 7 ряд ряд----TaW-Os,Ir,Pt,Au 5 период 9 рядAuHgTiDbBi-- 10 ряд---Th-Ur- Высшая окисьR 2 OROR 2 O 3 RO 2 R 2 O 5 RO 3 R 2 O 7 RO 4 Высшие в.соед.RH 4 RH 3 RH 2 RH Периодическая система элементов 1870 г

17 ЛЕКОК ДЕ БУОБОДРАН, ЛАРС ФРЕДЕРИК НИЛЬСОН, КЛИМЕНС ВИНКЛЕР – утвердители Периодического закона

18 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

19 Структура периодической системы: Формулировка периодического закона «Свойства простых тел находятся в периодической зависимости от заряда атомного ядра». Принцип построения периодической системы «Периодическая система построена в порядке возрастания атомной массы». Принцип периодичности «Периодичность - это повторение химических свойств через каждые семь элементов на восьмой Понятие периода А) В периодической системе всего 7 периодов, 1,2,3 малые и 4,5,6,7 большие. Б) Период начинается с щелочного металла и заканчивается инертном газом. В) Период – это расположение элементов по горизонтали. Г) Период показывает количество энергетических уровней. Д) Количество элементов на периодах: 1-2, 2-8, 3-8, 4-18, 5-18, 6- 32, В настоящее время в периодической системе находится 116 элементов.

20 Структура периодической системы: Понятие группы А) Группа – это расположение элементов по вертикале. Б) В периодической системе всего 8 групп, каждая группа подразделяется на: главную, в которой происходит заполнение электронов на внешнем энергетическом уровне и побочную в которой происходит заполнение предвнешнего энергетического уровня. В) Группа показывает количество электронов на внешнем энергетическом уровне только в главных подгруппах. Г) Группа показывает наивысшую валентность по кислороду. Понятие порядкового номера Порядковый номер показывает: А) Заряд ядра атома. Б) Количество электронов, которые движутся вокруг атома и несут отрицательный заряд. В) Количество протонов. Г) Количество нейтронов, которые вычисляются между разностью молярной масс и порядковым номером.

21 Химическая викторина 1. Какой химический элемент сначала обнаружили на Солнце потом на Земле 2. Какой элемент может быть легким, как сажа, а твердый как алмаз. 3. Какой цвет имеет иод. 4. Название элемента похоже на планету 5. Назвать химический элемент, состоящий из двух млекопитающих 6. Химический элемент названный в честь нашей страны 7. Химические элементы названные в честь городов 8. Элементы названные в честь стран 9. Самый распространенный элемент на планете 10. Назвать благородные металлы 11. Назвать металл, который обладает наивысшей электропроводностью 12. Назвать самый твердый металл 13. Назвать самый легкий металл 14. Назвать самый тяжелый металл 15. Какой цвет имеет хлор 16. Назвать аллотропную модификацию кислорода 17. Назвать второй по распространенности химический элемент 18. Назвать третий по распространенности химический элемент 19. Назвать газ необходимый для дыхания 20. Назвать самый сильный окислитель 21. Назвать жидкий металл 22. Назвать химический элемент Назвать химический элемент Назвать химический элемент Назвать химический элемент Назвать химический элемент 108

22 Химический кроссворд

23 Александр Блок видел в Дмитрии Ивановиче воплощение гения России. Периодическая система элементов знаменовала для поэта торжество космоса над хаосом, научное постижение гармонии и музыки природы Идеи Д.И. Менделеева и А.Н. Бекетова о развитии науки и производительных сил России отозвались в ряде стихотворений Блока.

24 Заключительное слово преподавателя «Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям». Д.И. Менделеев «Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще».