СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ Учитель русского языка и литературы Калинина Наталья Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 9 классе В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между.
Advertisements

Биолого-экологическая игра «За семью печатями». Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая.
Сергей Есенин. Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла…
Урок по русского языка в 5 классе Тема урока. Основные виды простых предложений Тип урока. Обобщение пройденного. Цели урока. Создать условия для *обобщения.
Сложноподчинённое предложение. Вспомним. Какие предложения мы называем сложноподчинёнными? Назовите, где может находиться придаточное предложение по отношению.
Выполнила: Музыченко Галина Сергеевна, учитель литературы высшей категории МОУ Николаевская СОШ Татарского района Новосибирской области.
Наблюдающееся явление Горящие костры Сидящая девушка Подсохшее дерево Летящая стрела Обрабатываемая земля Огороженная территория.
Новикова Н.А., библиотекарь школы 27. «Россия, Русь, храни себя, храни…» Нет ни одного русского поэта, не выразившего в своем творчестве отношение к России.
Подготовил ученик 11 А класса Тарасов Алексей Родина в лирике С.Есенина.
Эта улица мне знакома, Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась под окном. Были годы тяжелых бедствий,
Тема урока : «Совершенствование навыков выполнения экзаменационных заданий С и В 8 (анализ текста, средства выразительности)» Задачи урока. 1)Развивать.
ПРИРОДА И РОДИНА В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА. В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей.
Человек и природа в отечественной и мировой литературе Щербакова Е. В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 2 г. Реж.
Предложения с чужой речью. Разминка Слова, вводящие прямую речь, называются… Слова, вводящие прямую речь, называются… Передача чужой речи, сохраняющая.
Россия – Родина моя! Рыбе – вода, птице - воздух, а человеку нужна Родина. М.М Пришвин.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
«Сергей Есенин- поэт страны березового ситца».. Край любимый сердцу снятся скирды солнца в водах лонных, я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…
Бугрова Ю.В. МОУ СОШ 13 г. Саров Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
«Я навек за туманы и росы полюбил у берёзы стан, И её золотистые косы, и холщовый её сарафан.» С. Есенин.
Транксрипт:

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ Учитель русского языка и литературы Калинина Наталья Николаевна

Способы передачи чужой речи Класс: 9 – общеобразовательный Тип урока: сообщение новых сведений Тема лингвистическая: способы передачи чужой речи Тема коммуникативная: коммуникативно- организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края (деревня Абрамовка Орехово-Зуевского района Московской области) Тема по развитию речи: описание с элементами повествования и рассуждения на тему любви к природе родного края и родине, отношение к экологической проблеме страны Технология урока: комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Д.С.Лихачёв Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.М.Тютчев

Берегите эту землю, эти воды. Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко

Проверь !!! 1) «Моя лирика жива одной большой любовью к родине, - писал Сергей Есенин. - Чувство родины – основное в моём творчестве.» 2) «Без Ясной Поляны, - любил повторять Л.Н.Толстой, - не было бы ни меня, ни моих сочинений.» 3) В.Распутин в повести «Прощание с Матёрой» писал, что «природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек».

Проверь !!! 4) Человек, по словам М.М.Пришвина, – это часть природы, его нельзя разлучить с ней. 5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (СХЕМА) С сохранением формы и содержания Без сохранения всех особенностей речи говорящего Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)» Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П… I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные ) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ].

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ (ПРИМЕР) Примеры Николай Рубцов проникновенн о восклицал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [- =], (что - =). По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, - = …] Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.

ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ: проверь!!! «Тихая моя родина, – писал в своём очерке Василий Белов, - ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.» - Объясните роль метафоры в данном предложении.

ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ «Липа – дерево важное, - говорил Егор, шагая по заросшей лесной дороге. – Она в прежние- то времена, сынок, пол-России обувала, с ложечки кормила да сладеньким потчевала.» (Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей») - О какой пользе липы говорит Егор Полушкин своему сыну?

ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ «Умеет ли плакать рыба? Кто ж узнает? – с горечью восклицает В.П.Астафьев в повествовании «Царь- рыба». – Она в воде ходит, и заплачет, так мокра не видать, кричать она не умеет – это точно! Если б умела, весь Енисей, да что там Енисей, все реки и моря ревмя ревели б.» - Какую проблему затрагивает писатель в этом предложении?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 1 Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. (М.Ю.Лермонтов)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 2 Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за тёмных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий. (М.Ю.Лермонтов, «Княжна Мери»)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 3. Я нежно болен воспоминаньем детства, Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь. Как будто бы на корточки погреться Присел наш клён перед костром зари. (С.А.Есенин)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 4. Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. (С.А.Есенин)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 5. Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка, - такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить… Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами – прямо благодать! (И.С.Тургенев о Спасском- Лутовинове)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 6. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. (М.М.Пришвин)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 7. Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзкам, а к белым сказкам моей земли. (В.Белов, «На родине»)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 8. Срединная наша Россия предстаёт у Бунина в прелести серых дней, покое полей, дождях и туманах, а порой в бледной лучезарности, в тлеющих закатах. (К.Г.Паустовский)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 9. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудесные пейзажи… (А.П.Чехов, «Дядя Ваня». Слова доктора Астрова)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ Карточка 10. Ещё очень любил я и люблю цветы. На заимке, бывало, заваливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слёзками, венериными башмачками… и землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте. (В.П.Астафьев)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Составить текст-рассуждение с элементами повествования, описания на тему природы и экологии; определите тему своей работы, цель, стиль, составьте план * Работа выполняется на отдельных листках, которые сдаются после урока

Пейзажи Подмосковья

Успехов в творчестве!!! Урок составлен с использованием художественных текстов произведений русских писателей и поэтов