Губашева Галина Петровна Учитель высшей категории Муниципальное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VII-VIII вида» г.о. Электросталь, Московской области ПРЕЗЕНТАЦИЯ мастер-класса «Межпредметные связи уроков «Мир вокруг нас» и «Развитие речи» для формирования целостной картины мира. Этап урока – повторение». (6 «б» класс, дети с умеренной умственной отсталостью) г.о. Электросталь, год.
Р. Декарт : « Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую - либо из них в отдельности от всех прочих ».
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами уроков « Развития речи » и « Мир вокруг нас ». Дети с умеренной умственной отсталостью не так любознательны и хорошо информированы. Дети, порой, не могут связать явления и события, происходящие с ними рядом, а тем более - вдали от его дома. Задачи : - систематизировать опыт, полученный детьми ; - сформировать привычку объяснять и осмысливать свой опыт ; - ощущать себя участником жизни.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ. У детей, имеющих диагноз умеренная умственная отсталость, медленно ( запаз - дывание на 3-5 лет ) развиваются понима - ние и использование речи, а окончатель - ное развитие в этой области ограниченно. Часто речь сопровождается дефектами, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ. При организации и проведении уроков с детьми, имеющими диагноз умеренная умственная отсталость, отводится значи - тельная часть времени повторению. Программа обучения детей построена таким образом, что все ее разделы учащие - ся изучают с первого по девятый класс с постепенным усложнением содержания тем. Требуется постоянно организовывать повторение изученного на всех этапах уро - ка. В работе ведущее место занимают прак - тические и наглядные методы обучения.
ТИП УРОКА : комбинированный. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : традиционная. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. На комбиниро - ванном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ : Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний. СТРУКТУРА УРОКА : 1. Организационный момент. 2. Повторение. 3. Актуализация знаний. 4. Сообщение нового материала. 5. Закрепление. 6. Рефлексия.
ЭТАП УРОКА - ПОВТОРЕНИЕ. Повторение изученного - это систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам. Сложность данного этапа урока при обучении детей с умеренной умственной отсталостью заключается в том, что у них нарушена познавательная деятельность. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения : какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти ; какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны. Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется разнообразить его формы : использовать рассказ по картинкам, сюжетные, ролевые, дидактические игры, демонстрационный и раздаточный материалы, организовать работу с предметами, использовать загадки - как кратко завуалированное афористическое определение предмета или явления, творческие задания и др.
В класс залетает пчелка Жу-жа. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учащихся и имеют большое коррекционное значение. Они развивают познавательную деятельность учащихся, помогают лучше усваивать изучаемый материал. Развиваем у детей речевой слух
Загадка – это чаще всего кратко завуалированное афористическое определение предмета или явления Если верить волшебству - зазвонит Он раз в году (колокольчик) Синий маленький цветок Он зовется...(василек) Тонкий красный лепесток Так похож на огонек (мак) Ее яркий желтый глаз Смотрит ласково на нас (ромашка). Белые бубенчики Выглядят застенчиво (ландыши)
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК Развиваем у детей зрительную и слуховую память
Формируем пространственную ориентировку СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ
Повторяем знание луговых цветов УКРАСЬ ЛУГ ЦВЕТАМИ
Повторяем названия луговых цветов БУКЕТ