Русский народный костюм Автор: Кузнецова Нина Борисовна, учитель высшей категории МОУ СОШ 17 г. Заволжья Нижегородской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Областной фольклорный фестиваль детских этнографических коллективов «Рождественские вечерки» Номинация «Костюм» Кормиловский муниципальный район Муниципальное.
Advertisements

Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
Выяснить, как влияют особенности русского народного костюма на создание и стилизацию современной одежды Изучить историю русского народного костюма; Выявить.
Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В.
А.ВЕНЕЦИАНОВ – Жнецы, К. МАКОВСКИЙ - Чарка мёду И. Билибин. Иллюстрация к русской сказке. А. Венецианов - На пашне.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Презентацию подготовила: Коробова Елена Александровна Учитель географии.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Русская народная вышивка.
По одежке встречают … Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» г. Альметьевка, РТ Исследовательский проект.
РУЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА. Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают.
Подготовила музыкальный руководитель Силка В.В.. История костюма Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Мезенская роспись. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Традиционный народный костюм Воронежского края. Подготовила:Малахова А. Проверила:Кобелева В.И.
Орнамент, символика, цвета одежды крестьянок Воронежской губернии Учащиеся 6 А класса Учитель Толсторожих С.В.
«Знакомство с русским народным костюмом» Педагог дополнительного образования высшей категории ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» Бусаева Ольга Владимировна РАЗРАБОТАЛА.
Транксрипт:

Русский народный костюм Автор: Кузнецова Нина Борисовна, учитель высшей категории МОУ СОШ 17 г. Заволжья Нижегородской области

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России: - с понёвой, - с сарафаном, - с юбкой-андараком, - с кубельком. Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.

Условия исторического развития начиная с XII XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля.

Северный русский костюм Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промыш- ленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Южный русский костюм Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды.

Южный русский костюм Многократные пере- селения жителей из- за набегов кочевни- ков, а затем в период образования Москов- ского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.

Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники. Цветовая гамма народных костюмов была символичной: красный цвет символизировал солнце, огонь, а также союз красного солнца с землёй. Землю вышивали чёрными нитями. На выбор цвета оказывала влияние не только символика. Ткани в прошлом окрашивались только растительными красками, а красный цвет добывали из сорняка марены, росшего в каждом огороде. В русском костюме можно увидеть также белый, жёлтый, синий, зелёный, реже розовый цвет.

Русский народный костюм Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, празд- ничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Основу коллекций этнографических музеев, как правило, составляет костюм конца XVIII-XX вв.

Народное искусство художественными средствами воплотило прекрасный образ в женском народном костюме. Такие художники, как А.Венецианов, В.Вас- нецов, М.Шибанов, М.Врубель, Б.Кусто- диев, И.Билибин, Ф.Ма- лявин, В.Серебрякова, В.Маковский помогли нам увидеть русский костюм не на манекенах, а в жизни, в празднике и в сказке.

Русский народный костюм Основные позиции народного костюма: - Олицетворяет взаимосвязь с Мирозданием - Свидетельствует о целостности мировоззрения человека - Отражает особый язык общения с Миром, Богом - Способствует усилению собственной мощи и защиты от вредоносных сил Ничего не было случайным. Каждая вещь имела свое назначение и свое место в Мире. Человек имел целостное воззрение на Мир и себя в этом Мире. Об этом особенно ярко свидетельствует язык русского народного костюма, в котором каждая деталь - это образ Бога, его форма, глубочайшее содержание и Смысл.