Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х годов Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править в этой стране.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: «Три цвета гражданской войны». Цели урока: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать на основе повторения ранее изученный материал и в ходе.
Advertisements

Синегина А. И. учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 3» г. Печора Республика Коми.
Проект «Нравственная ответственность личности за выбор в момент трагической ломки истории по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»
И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас - тот против нас, Нет безразличных, Правда с нами»
Вот показались. Красные цепи. С ними мы будем. Драться до смерти Мы смело в бой пойдём За Русь Святую, И как один прольём Кровь молодую. Рвутся снаряды,
9 класс 1.Определить причины раскола российского общества на противоборствующие группировки в 1918г. 2.Продолжить формирование навыков анализа исторических.
Гражданская война И Иностранная интервенция. М.И.Цветаева Все рядком лежат- Не развесть межой. Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был – Красным.
Тема урока Гражданская война глазами «белых» и «красных»
Все рядом лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был – красный стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал Смерть.
(1894 – 1940) (1894 – 1940). В основу «Конармии» лег материал, накопленный во время службы Бабеля, с июня по сентябрь 1920 г., в газете «Красный кавалерист»
И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда с нами!» А я стою один меж них В ревущем.
Причины и начало гражданской войны История России. 9 класс Учитель истории ГОУ 133 с углубленным изучением французского языка Райкова Светлана.
Урок литературы в 11 класс Учитель: Шабанова Т.Д..
Бунин Иван Андреевич Бунин И.А.Бунин. Париж 1901 г. И.Бунин был далёк от политики, но всегда высказывал своё отношение к происходящему. Он.
Все рядком лежат – Не развесть межой Поглядеть : солдат Где свой, где чужой. Белый был – красным стал, Кровь обагрила. Красным был – белый стал : Смерть.
И. Э. Бабель. " Конармия " Пухальская Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ « СОШ 73» г. Оренбурга.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ ( ) « Как я стал писателем »
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899 – 1951). Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х.
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899 – 1951). Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х.
"Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедии человеческих судеб". "Гражданская война в России 1918–1922.
Транксрипт:

Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х годов Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд хулиганов будет править в этой стране. Б. Пастернак «Доктор Живаго» Республика Татарстан г. Набережные Челны МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 1»

Гражданская война – организованная вооруженная борьба внутри одного государства больших, относящихся к различным социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию, Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать. И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме. И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М. Волошин «Гражданская война»

Обратимся к историческим документам… «Террор, как демонстрация силы и воли рабочего класса, получит свое историческое оправдание именно том факте, что пролетариату удалось сломить политическую волю интеллигенции». Л.Троцкий «Известия» 1919 год. «Красная конница»

В этой братоубийственной войне не было ни победителей, ни побежденных… «Ясно, что так дальше идти не может и стране грозят неслыханные бедствия. Первой жертвой их явится интеллигенция. Потом городские рабочие. Дольше всех будут держаться хорошо устроившиеся коммунисты и Красная Армия…» В.Г.Короленко Письма к Луначарскому 1920 год «В сентябре был день красной расправы, в Холмогорах расстреляно более 2000 человек. Все больше из крестьян и казаков с юга. Интеллигентов уже не расстреливают, их мало» Газета «Революционная Россия» 1921 год

Русскую литературу во все времена всегда интересовал прежде всего человек, его переживания, мысли… Как чувствовал себя человек в эпоху братоубийственной войны?

В результате красного и белого террора, в боях, от голода и болезней погибло россиян. Все рядком лежат Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила М. Цветаева Казаки атамана Дутова позируют после расстрела членов сельсовета М. Цветаева в эти «глухие годы» с невыразимой болью писала:

Исаак Бабель «Конармия» 1924 год Отцеубийство, братоубийство, самоубийство, поругание матери – не изумляют подростка – настолько они привычны дела. Ничего не стоит человеческая жизнь. «Творцы» новой истории уверены, что «теперя кажный кажного судит… И на смерть присуждает очень просто». «Человеками зовемся, а гадим хуже шакалов» Жизнь человека так коротка по отношению к вечности, а люди еще более ее укорачивают, бестолково и бездумно… И. Бабель

Иван Алексеевич Бунин Дневниковые записи «Окаянные дни» годы Могли ли эти материалы быть опубликованы в новой России в 20-е годы? Объясните свою точку зрения. Сравнивая дневниковые записи, письма, воспоминания очевидцев эпохи, могли ли вы определить главный общественный конфликт (или конфликты), проявившийся (или проявившиеся) во время рождения нового, советского мира? Запишите ваши размышления на эту тему?

Воспоминания Ф.И. Шаляпина в мемуарах «Маска и душа» «В эти дни укоренилась во мне преступная мысль – уйти, уехать. Все равно куда, но уйти. Не ради самого себя, а ради детей…» Ф.И. Шаляпин «Портрет Ф.И.Шаляпина» Б.М. Кустодиев

Борис Пильняк рассказ «Без названья» 1926 год «Очень трудно убить человека, - но гораздо труднее пройти через смерть: так указала биология» «Осенний осиновый иудин перелесок остался в памяти не от той ночи, когда он убил здесь человека, ибо тогда был сенокосный, медовый июнь, - но от той, когда он по странному закону природы, повелевающему убийце прийти на место убийства – черными осенними сумерками пришел покоротать ночь на том месте, где он убил любовь»

Андрей Платонов «Песчаная учительница» 1927 год Чтобы изменить мир, Мария Никифоровна отказалась от личной жизни, от счастья для себя, а что она изменила в этом мире? Как вы понимаете смысл слов, которыми заканчивается рассказ: «Пустыня – будущий мир… Люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево»

Какой могла быть судьба писателей, произведения которых о гражданской войне вы прочитали? Объясните вашу точку зрения, почему вы так представляете себе судьбу этих писателей?

Писательские судьбы Исаак Бабель. Родился в Одессе в 1894 г. Арестован 16 мая 1939 г., расстрелян 27 января 1940 г. Иван Бунин родился в 1870 году в Курской губернии. В 1919 г. эмигрировал и умер в Париже в 1953 г. Борис Пильняк родился в 1901 г. В 1937 арестован. Расстрелян в 1938 г. Андрей Платонов родился в 1899г. Умер в 1951г. Крупнейшие произведения «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» и др. увидели свет только в конце 80-х годов

Напишите сочинение на тему: Мир и человек в литературе 20-х годов.

Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Семенова Танзиля Закировна МАОУ «СОШ 1» , Республика Татарстан г. Набережные Челны бульвар Тинчурина, д. 2 ( ГЭС, 10/50) Факс: 8 (8552) Моб.: