Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения старшеклассников Педагог-психолог МОУ: СОШ 48 Каратаева О.Г.
Advertisements

Педагог – психолог МОУ СОШ 1 Смирнов Юрий Афанасьевич 29 февраля 2012 год город Можайск Можайский муниципальный район.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Майнская средняя общеобразовательная школа г. Саяногорска. Профориентационная деятельность, как одно из условий успешной.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
Консультирование Элективный курс по профориентации для учащихся 9-х классов Муниципальная общеобразовательная средняя школа 6 Мызина Ф.М., педагог-психолог.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Мастер - класс Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ.
Диагностика профессиональной направленности старшеклассников Выполнили студентки гр. Сп-34 : Карпова Наталья и Воробьева Екатерина.
Инструментарий для диагностики профессиональной направленности школьников. Психологическая служба ГОУ ЦО Психологическое сопровождение школьников.
Цель: Формирование личного профессионального плана через постановку жизненных целей и самопознание.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Инновационный проект МБОУ – СОШ 5 ст. Старовеличковской «Профориентационная социализация школьников как залог успешности личности» Сроки реализации: 2014.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Программа индивидуального развития обучающегося «От карьеры школьной к карьера профессио нальной» к карьера профессио нальной»
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Профессиональноесамоопределение. Актуальность Куда пойти учиться?
Психологическое сопровождение выбора профиля учащимся.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Социально – психологические аспекты причин беспризорности среди подростков.
Транксрипт:

Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального самоопределения Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального самоопределения

Актуальность работы Современная социальная действительность представляет человеку большое количество различных перспектив. Выбрать среди них бывает очень сложно, тем более для человека мало знакомого с динамичным и изменчивым миром профессий.

Существенным тормозом развития профориентации является то, Что она рассчитана на некоторого усредненного ученика, отсутствует индивидуально - дифференцированный подход к личности школьника, выбирающего профессию. Что она рассчитана на некоторого усредненного ученика, отсутствует индивидуально - дифференцированный подход к личности школьника, выбирающего профессию. В научных исследованиях по профориентации школьников мало материалов, посвященных исследованию индивидуально – типологических особенностей познавательной деятельности (когнитивных стилей), влияющих на осознанный выбор профессии учащихся с фиксированной неуспеваемостью. В научных исследованиях по профориентации школьников мало материалов, посвященных исследованию индивидуально – типологических особенностей познавательной деятельности (когнитивных стилей), влияющих на осознанный выбор профессии учащихся с фиксированной неуспеваемостью.

Особую актуальность приобретает помощь психолога учащимся, неуспешных в учебной деятельности или имеющих как выявленные, так и не диагностированные недостатки в психофизическом развитии.

Цель изучить индивидуально – типологические особенности личности подростков с разными уровнями школьной успешности в выборе профессий и значение доминирующих когнитивных стилей как факторы школьной успешности. изучить индивидуально – типологические особенности личности подростков с разными уровнями школьной успешности в выборе профессий и значение доминирующих когнитивных стилей как факторы школьной успешности.

Гипотеза психологическое сопровождение по вопросам в первичном профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем школьной успешности должно учитывать индивидуально- типологические особенности личности подростка. Значение когнитивных стилей для успешного обучения. психологическое сопровождение по вопросам в первичном профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем школьной успешности должно учитывать индивидуально- типологические особенности личности подростка. Значение когнитивных стилей для успешного обучения.

Задачи Изучить теоретические аспекты, посвященные проблеме профориентации подростков в общей и специальной психологии; Изучить теоретические аспекты, посвященные проблеме профориентации подростков в общей и специальной психологии; Разделить весь контингент старшеклассников по уровням школьной успеваемости; Разделить весь контингент старшеклассников по уровням школьной успеваемости;

Задачи Сформировать комплекс профориентационных методик, позволяющих соотнести возрастные особенности, склонности, способности учеников с разным уровнями успешности к различным профессиями; Сформировать комплекс профориентационных методик, позволяющих соотнести возрастные особенности, склонности, способности учеников с разным уровнями успешности к различным профессиями; Рассмотреть закономерности реализации профконсультационного процесса, применительно к старшеклассникам с разными индивидуально – типологическими особенностями и разной школьной успеваемостью; Рассмотреть закономерности реализации профконсультационного процесса, применительно к старшеклассникам с разными индивидуально – типологическими особенностями и разной школьной успеваемостью;

Задачи Выявить взаимосвязь типа личности и сферы профессиональных предпочтений с доминирующими когнитивными стилями у учащихся с разными уровнями успешности; Выявить взаимосвязь типа личности и сферы профессиональных предпочтений с доминирующими когнитивными стилями у учащихся с разными уровнями успешности; Проследить взаимосвязь выбора профессии с успешностью и неуспешностью в учебе; Проследить взаимосвязь выбора профессии с успешностью и неуспешностью в учебе;

Анализ школьной и внешкольной деятельности «Анкета оптанта» ; дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Анализ школьной и внешкольной деятельности «Анкета оптанта» ; дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Позволяет определить сформированность профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.

Методика «Карта интересов», разработанная Е.А. Голомшток. Применяется для исследования познавательных интересов в связи с задачами профориентации.

Методика «Профессиональная мотивация учащегося» Методика «Профессиональная мотивация учащегося» Позволяет выявить действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Позволяет выявить действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Методика Йовайши «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» Была использована для оценки склонностей подростков к различным сферам профессиональной деятельности. Была использована для оценки склонностей подростков к различным сферам профессиональной деятельности.

Методика Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности». Методика Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности». Каждый тип личности характеризуется определенными особенностями темперамента, характера. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших результатов.

Опросник «Когнитивный стиль» Авторы Колб, Смит, Вульф Согласно авторам различают 4 когнитивных стиля: Конкретный опыт (КО) «Ощущения», Рефлексивное наблюдение (РН) «Наблюдение», Абстрактная концептуализация (АК) « Рассуждение», Активное экспериментирование (АК) «Действие». Согласно авторам различают 4 когнитивных стиля: Конкретный опыт (КО) «Ощущения», Рефлексивное наблюдение (РН) «Наблюдение», Абстрактная концептуализация (АК) « Рассуждение», Активное экспериментирование (АК) «Действие».

Методика «Опросник профессиональной готовности» Л.Н.Кабардовой Методика «Опросник профессиональной готовности» Л.Н.Кабардовой Позволяет определить профессиональную готовность как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке своих склонностей и возможностей. Позволяет определить профессиональную готовность как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке своих склонностей и возможностей.

Подобранный диагностический комплекс позволил выявить индивидуально – типологические особенности личности подростков с разным уровнем школьной успешности, которые оказывают влияние на выбор профессии.

В процессе исследования приняли участие 112 подростков в возрасте 14 – 15 лет, учащиеся 9х классов ГОУ СОШ 657 ЮАО г. Москвы. Полное психологическое обследование прошли 85 человек, разделенных по уровню успешного обучения в школе.

Было исследовано 3 группы: I группа – учащиеся, неуспешные в учебной деятельности («2 – 3» - 13 человек) - экспериментальная группа 1. II группа – учащиеся, с низкой успеваемостью («3 – 4» - 36 человек) – экспериментальная группа 2. III группа – учащиеся, успешные в учебной деятельности («4 – 5» - 36 человек) - контрольная группа.

Качественный состав участников

Соотношение типов личности по Холланду

Соотношение сфер проф. предпочтений

Соотношение сфер проф. предпочтений

Соотношение сфер проф. предпочтений

Соотношение сфер проф. предпочтений

Соотношение сфер проф. предпочтений

Соответствие сфер проф. деятельности типам личности

Соответствие сфер проф. деятельности типам личности

Ведущий способ обучения у I группы

Ведущий способ обучения у II группы

Ведущий способ обучения у III группы

Ведущие способы обучения при разной степени успеваемости

Выводы Анализ работ, посвященных проблеме профориентации подростков в общей и специальной психологии показал, что социальной потребностью подросткового возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Анализ работ, посвященных проблеме профориентации подростков в общей и специальной психологии показал, что социальной потребностью подросткового возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Подобранный комплекс профориентационных методик, позволяет соотнести индивидуально - типологические особенности со склонностями и способностями учащихся с разными уровнями школьной успешности с различными сферами профессий. Подобранный комплекс профориентационных методик, позволяет соотнести индивидуально - типологические особенности со склонностями и способностями учащихся с разными уровнями школьной успешности с различными сферами профессий.

Выводы Установлено, что профориентационная работа, применительно к учащимся с неуспешной учебной деятельностью, стимулирует их познавательный интерес к профессиям, создавая в последующем более осознанный выбор профессии. Установлено, что профориентационная работа, применительно к учащимся с неуспешной учебной деятельностью, стимулирует их познавательный интерес к профессиям, создавая в последующем более осознанный выбор профессии. Выявлено, что успеваемость напрямую зависит от сбалансированности когнитивных стилей ученика. Выявлено, что успеваемость напрямую зависит от сбалансированности когнитивных стилей ученика.

Выводы Доказано, что неуспешные в учебе подростки в 14 – 15 лет имеют ограниченные возможности в выборе профессии, не проявляют устойчивых интересов и заинтересованности в собственном будущем. «Неуспешная» категория учащихся так же бедна в разнообразии типов личности, в аспекте выбора сфер профессиональной деятельности.

Выводы Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации по повышению эффективности профориентационной работы, как в образовательных учреждениях общего вида, так и в учреждениях специального образования. Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации по повышению эффективности профориентационной работы, как в образовательных учреждениях общего вида, так и в учреждениях специального образования.

Спасибо за внимание