Проблема личности и общества По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Проблема личности и общества По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Чацкого.
Advertisements

Образ Чацкого Выполнил : Аракчеев Дмитрий 9 В Проверил : Первова Татьяна Петровна.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Век нынешний» и «Век 2011.
Урок-суд Победитель или побежденный Чацкий?. Урок-суд Проблемы: Проблемы: Чацкий – победитель или побежденный? Чацкий – победитель или побежденный? Проблематика.
Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Прозрение героев. Анализ 4 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А.С. Грибоедова «Горе от ума» Бавижева Хабиба Ибрагимовна Учитель русского языка и литературы 2015 год.
Три судьбы в одной Судьба творца Судьба героя Судьба книги Час с очень умным человеком…
Иллюстрации Д.Н. Кардовского к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Проблема безумия в комедии «Горе от ума» План: Найти в тексте высказывания с использованием слов: «сумасшедший, безумный и т.д.» Как определяют эти понятия.
Знаешь ли ты текст комедии «Горе от ума?» Материалы к урокам литературы в 9 классе Учитель Чевдарь Л.К.
Крылатые фразы в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Работа учителя русского языка и литературы : Бакаевой Л.В. Школа 581 Приморского района.
А. С. Грибоедов. Портрет работы И. Н. Крамского (фрагмент) г. Третьяковская галерея.
Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Обобщающий урок.
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
Мои любимые афоризмы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «…О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу…» А.С.Пушкин Муниципальное.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с героями. Анализ I действия комедии. Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы.
А. С. Грибоедов противопоставил «век нынешний» и «век минувший. Но Грибоедов сравнивает не только разные эпохи и поколения, но и людей одного возраста.
Комедия «Горе от ума Год написания: Публикация: 1825.
Транксрипт:

Проблема личности и общества По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Время: его герой и антигерой

В гостях у Фамусова Хмелита Хмелита (усадьба Грибоедовых)

В гостях у Фамусова - ХМЕЛИТА Именно через эти ворота, минуя пристройку, въезжали на балы Хмелиты гости со всех окрестных усадеб и поместий. Именно через эти ворота, минуя пристройку, въезжали на балы Хмелиты гости со всех окрестных усадеб и поместий. Прямо за воротами – обширный двор с огромным кругом, для разворота карет. Прямо за воротами – обширный двор с огромным кругом, для разворота карет. Когда-то там была шикарная клумба, а сейчас - пожелтевшая трава, кирпичная крошка, гравий и даже кусочки битого стекла – приятного в этом мало. Когда-то там была шикарная клумба, а сейчас - пожелтевшая трава, кирпичная крошка, гравий и даже кусочки битого стекла – приятного в этом мало.

В гостях у Фамусова - ХМЕЛИТА Скорее всего, именно таким представлял себе Грибоедов дом Фамусова. Скорее всего, именно таким представлял себе Грибоедов дом Фамусова.

В гостях у Фамусова - ХМЕЛИТА Самый большой и шикарный зал в усадьбе Самый большой и шикарный зал в усадьбе

В гостях у Фамусова - ХМЕЛИТА Этот журнальный столик стоит у окна, на первом этаже, в левом крыле. Больше о нём нечего сказать. Разумеется, что сам Грибоедов не работал за ним, ведь Хмелита сгорела дотла. Так что вся утварь и вещи принадлежат той эпохе, но они - настоящие. Этот журнальный столик стоит у окна, на первом этаже, в левом крыле. Больше о нём нечего сказать. Разумеется, что сам Грибоедов не работал за ним, ведь Хмелита сгорела дотла. Так что вся утварь и вещи принадлежат той эпохе, но они - настоящие.

В гостях у Фамусова - ХМЕЛИТА Эта шикарная лестница может показаться парадной. ( Я так и подумал вначале ), но это всего лишь задний выход из дома, ведущий в парк. По этой лестнице гости выходили на прогулку. Дверь на балконе, на верху лестницы, ведет, конечно, в гостиную на втором этаже. Эта шикарная лестница может показаться парадной. ( Я так и подумал вначале ), но это всего лишь задний выход из дома, ведущий в парк. По этой лестнице гости выходили на прогулку. Дверь на балконе, на верху лестницы, ведет, конечно, в гостиную на втором этаже.

В гостях у Фамусова - ХМЕЛИТА Одна из малых зал на втором этаже. Стены этой комнаты обиты роскошным штофом с позолотой, в углу огромных размеров камин, с настоящими, кафельными изразцами. Одна из малых зал на втором этаже. Стены этой комнаты обиты роскошным штофом с позолотой, в углу огромных размеров камин, с настоящими, кафельными изразцами.

Александр Андреич ЧАЦКИЙ Соединяет все линии противостояния в пьесе Соединяет все линии противостояния в пьесе Становится причиной движения и развития действия пьесы Становится причиной движения и развития действия пьесы История Чацкого – это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков… История Чацкого – это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков…

Предыстория Чацкого Сын покойного друга Фамусова Сын покойного друга Фамусова Вырос в этом доме, воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернеров Вырос в этом доме, воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернеров Образованный человек, занимается литературной работой Образованный человек, занимается литературной работой Был на военной службе Был на военной службе Имел связи с министрами Имел связи с министрами Три года был за границей Три года был за границей

Характеристика героя Любит Родину, русский народ Любит Родину, русский народ Критически относится к окружающей его действительности Критически относится к окружающей его действительности Обладает независимыми взглядами Обладает независимыми взглядами Развито чувство личного и национального достоинства Развито чувство личного и национального достоинства

Появление в доме Фамусова «Я у ваших ног» «Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите!.. Удивлены? и только? вот прием!» «Говорите! Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите» «Как будто не прошло недели; Как будто бы вчера вдвоем Мы мочи нет друг другу надоели…» «Ни на волос любви!»

«А судьи кто?..» Чацкий обрушивается на чуждую ему мораль столпов общества: Чацкий обрушивается на чуждую ему мораль столпов общества: Опошление военного человека Опошление военного человека Усиление женской власти Усиление женской власти Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин пришел на смену героям 1812 года Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалин пришел на смену героям 1812 года

Чацкий выступает против: Подмены таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль и слово, искусство, любовь их жалкой имитацией. Подмены таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль и слово, искусство, любовь их жалкой имитацией. Против всех возможных форм обезличивания человека (крепостным рабством,, «мундиром», чужестранной модой, устаревшими понятиями «времен очаковских и покоренья Крыма», «покорностью и страхом» Против всех возможных форм обезличивания человека (крепостным рабством,, «мундиром», чужестранной модой, устаревшими понятиями «времен очаковских и покоренья Крыма», «покорностью и страхом»

Распространение сплетни Софья: «Он не в своем уме…» Софья: «Он не в своем уме…» Г.N.: «Ужли с ума сошел?» Г.N.: «Ужли с ума сошел?» Г.D.: «С ума сошел!» Г.D.: «С ума сошел!» Загорецкий: «…я вас поздравляю: он сумасшедший…» Загорецкий: «…я вас поздравляю: он сумасшедший…» Графиня-внучка: «Представьте, я заметила сама…» Графиня-внучка: «Представьте, я заметила сама…» Хлестова: «С ума сошел! Прошу покорно!/Да невзначай! Да так проворно!» Хлестова: «С ума сошел! Прошу покорно!/Да невзначай! Да так проворно!» Платон Михайлович: «А мне сомнительно». Платон Михайлович: «А мне сомнительно».

Причины сумасшествия Чацкого Хлестова: «Чай, пил не по летам…», «Шампанское стаканами тянул» Хлестова: «Чай, пил не по летам…», «Шампанское стаканами тянул» Наталья Дмитриевна: «Бутылками-с, и пребольшими» Наталья Дмитриевна: «Бутылками-с, и пребольшими» Фамусов: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, / Что нынче, пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений» Фамусов: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, / Что нынче, пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений» Хлестова: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних / От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, / Да от ланкартачных взаимных обучений»… Хлестова: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних / От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, / Да от ланкартачных взаимных обучений»…

Меры по борьбе с новыми веяниями и вольнодумием Скалозуб: Скалозуб: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. Фамусов: Фамусов: … Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы, да сжечь.

Чацкий – «герой своего времени», «лишний человек» Главная его идея – гражданское служение. Главная его идея – гражданское служение. Это общественно значимая личность, лишенная поля деятельности. Это общественно значимая личность, лишенная поля деятельности. Первый «лишний человек» в русской литературе. Первый «лишний человек» в русской литературе.

«Лишний человек» А.А. Чацкий Лишний по мнению окружающих, а не по самооценке Лишний по мнению окружающих, а не по самооценке Вступает в разлад с обществом Вступает в разлад с обществом Критицизм Критицизм Одиночество Одиночество Активный деятельный характер с романтическими порывами Активный деятельный характер с романтическими порывами

Причины появления «Лишнего человека» Идеология декабризма Идеология декабризма Отсутствие достойного поля деятельности в условиях аракчеевщины Отсутствие достойного поля деятельности в условиях аракчеевщины

Дальнейшая судьба Чацкого Революционный путь Чацкий мог быть среди тех, кто 14 декабря 1825 года вышел на Сенатскую площадь, и тогда жизнь его на 30 лет вперед была бы предрешена: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая 1 в 1856 г. Обывательский путь Непреодолимое отвращение к «мерзостям» русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда – тоска, отчаянье, желчность и … вынужденная праздность и бездеятельность