Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту Ю.А. Шрейдера. (Задание «С» ЕГЭ) Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. (Задание «С» ЕГЭ) Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать.
Advertisements

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Транксрипт:

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту Ю.А. Шрейдера. (Задание «С» ЕГЭ) Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М. Горький.

ЦЕЛЬ: подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. ЗАДАЧИ: - практиковаться в определении темы и проблемы текста; - формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию; -учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.

Алгоритм выполнения работы 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. 2. Комментируем сформулированную проблему. 3.Определяем позицию автора исходного текста. 4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

Шрейдер Юлий Анатольевич Шрейдер Юлий Анатольевич Юлий Анатольевич Шрейдер, российский математик, кибернетик и философ,( ). Юлий Анатольевич много лет работал в разных научных и учебных математических институтах Москвы. В 60-е годы Ю.А. Шрейдер заинтересовался религиозными проблемами, и этот интерес в конечном счете положил начало его «любви к мудрости». С 70-х годов Шрейдер начинает серьёзно заниматься исследованием актуальных проблем философии. Его книги «Равенство, сходство, порядок», «Системы и модели», «Природа биологического познания», «Основы этики», многочисленные статьи, опубликованные, в том числе и на страницах журнала «Вопросы философии», стали классическими в современной российской философской литературе. Он автор книг стихов, где ярко и образно звучат философские и теологические темы.

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими… Когда человек попадает в этически напряжённую ситуацию, понимая, что ему предстоит нелёгкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчёт вариантов, а ясное понимание, «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться. Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено всё, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное – избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространённая и опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом. (Ю.Шрейдер) ! Пометки на полях («v» - знаю, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы) Подчеркните слова, которые вы считаете ключевыми. Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими… Когда человек попадает в этически напряжённую ситуацию, понимая, что ему предстоит нелёгкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчёт вариантов, а ясное понимание, «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться. Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено всё, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное – избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространённая и опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом. (Ю.Шрейдер) ! Пометки на полях («v» - знаю, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы) Подчеркните слова, которые вы считаете ключевыми.

Словарь темы: Мораль (лат. moralis нравственный)– это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. Моральный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Добро понятие, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния. Зло понятие, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда. Добродетель это способность поступать наилучшим образом. Нравственность в широком смысле - синоним морали. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Установка - направленность человека к чему-либо. Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо. Словарь сочетаний : нормы морали, правила морали, нравственный выбор, личные убеждения, нравственные ценности, быть добродетельным, стремиться к добру, отвергать зло, установка на добро и т. д. Словарь темы: Мораль (лат. moralis нравственный)– это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. Моральный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Добро понятие, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния. Зло понятие, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда. Добродетель это способность поступать наилучшим образом. Нравственность в широком смысле - синоним морали. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. Установка - направленность человека к чему-либо. Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо. Словарь сочетаний : нормы морали, правила морали, нравственный выбор, личные убеждения, нравственные ценности, быть добродетельным, стремиться к добру, отвергать зло, установка на добро и т. д.

1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования, который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : -Что формирует личность человека: при- : Проблема (кого? чего?) войны, роли родные данные, окружение или самовоспи- искусства в жизни человека, тание? современного образования, -Когда традиции являются злом? отношения к труду, ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д. 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования, который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : -Что формирует личность человека: при- : Проблема (кого? чего?) войны, роли родные данные, окружение или самовоспи- искусства в жизни человека, тание? современного образования, -Когда традиции являются злом? отношения к труду, ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д. НН Вспомним теорию… Сформулируйте проблему, используя следующие речевые обороты: «…Именно над этим вопросом размышляет в своей статье (произведении) …» «Проблема, которую хотел показать нам (назвать фамилию), такова: … ». «Прочитав текст (назвать фамилию), я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда». «Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...». «В своей статье (рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) выдвигает на всеобщее обсуждение…»

2. Комментируем сформулированную проблему. Комментирование – это рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо. 2. Комментируем сформулированную проблему. Комментирование – это рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо. Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. Вспомним теорию… Сделайте комментарий, используя следующие речевые обороты: «Надо сказать, что затронутая автором проблема (является важной, злобо- дневной, принадлежит к разряду давно назревших и т.п.), так как…». «Данную (нравственную, этическую, социальную, экологическую, общественно-политическую, философскую, психологическую и т. п.) проблему автор затрагивает не случайно…». «С подобной проблемой сталкиваемся мы …». «История этого вопроса, я думаю,(имеет многовековые корни, уходит глубоко в историю и т.п.), потому что …». «Люди во все времена…».

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими… Когда человек попадает в этически напряжённую ситуацию, понимая, что ему предстоит нелёгкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчёт вариантов, а ясное понимание, «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться. Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено всё, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к тебя само. Главное – избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространённая и опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом. (Ю.Шрейдер) Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими… Когда человек попадает в этически напряжённую ситуацию, понимая, что ему предстоит нелёгкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчёт вариантов, а ясное понимание, «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться. Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено всё, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное – избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространённая и опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом. (Ю.Шрейдер)

Выделяем смысловые единицы текста. Моральные запреты..помогают избежать зла..заставляют понимать и мыслить..призывают быть хорошими..помогают избавиться от искушения..ставят нас перед правильным выбором..дают установку: «Я этого не сделаю никогда»

3.Определяем позицию автора исходного текста. Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это: ответ автора на этот вопрос; авторская оценка проблемы; путь решения проблемы. 3.Определяем позицию автора исходного текста. Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это: ответ автора на этот вопрос; авторская оценка проблемы; путь решения проблемы. Формулировка авторской позиции - это ответы на вопросы: - Что хотел сказать автор? - Ради чего он это всё написал? - Как он сам относится к поставленной проблеме? - Чему учит текст?.. - Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? героев? Вспомним теорию… Сформулируйте позицию автора, используя следующие речевые обороты: Автор отстаивает (что?),доказывает (что?), убеждает (кого в чем?), призывает к…. «Автор считает, что…». «Автор глубоко убежден в том, что…». «С автором трудно спорить относительно…». «Позиция автора сформулирована весьма чётко: …».

4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. ВАШЕ мнение – маленький текст-рассуждение внутри всего сочинения, который строится по схеме: -тезис (положение, которое надо доказать); -аргументация (доказательства, доводы); -вывод (общий итог). ! От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «…потому что…». : Тезис. «Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира». Почему? Аргумент (потому что): «Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив. Если же он, наделенный от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству. Возьмём в качестве примера двух героинь романа Л.Н. Толстого Наташу Ростову и Элен Курагину…». ! Используем: Примеры из худ-ой, истор-ой, научно-популярной лит-ры, худ. фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач, реальные факты из жизни. пословицы, поговорки, афоризмы (нужно обязательно пояснить их смысл, связать с тезисом). Вспомним теорию… Н Начните свое высказывание, используя следующие речевые обороты: «Я разделяю позицию автора… и хочу доказать на примере… ». «Позиция автора близка (понятна) мне, и я могу привести один пример…». «Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы)…». «Каждый может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…»

Аргументируем мнение, используя афоризмы : Человек в морали подчиняется разуму. Рене Декарт, французский философ. Чтобы быть добродетельным, надо научиться прислушиваться к голосу истины в своей душе. Сократ, афинский философ. Поступай, как должно, и будь, что будет. (Автор неизвестен)

Примеры из художественных произведений, где герои благодаря внутренним моральным запретам делали правильный выбор в сложной жизненной ситуации. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев отказался целовать руку Емельяну Пугачеву. Ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским, и, наконец, Машей возлюбленной, не позволила сделать это. Поцеловать руку значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов, постоянно испытывая, как и все в плену, постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травлю собаками и – главное – постоянное унижение, выдерживает всё, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». В романе М.Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов всё время стоит перед необходимостью выбора. Судьба бросает его то к белым, то к красным. Но внутренние моральные запреты не дают ему колебаться, когда Григорий спасает от смерти своего кровного врага Степана Астахова, хотя мог бы, воспользовавшись ситуацией, поступить иначе, он запрещает уничтожать и раздевать пленных красноармейцев, выступает против отвратительного мародерства своего отца. И Т. Д.

5. Обобщаем сказанное, делаем вывод. 5. Обобщаем сказанное, делаем вывод. Вспомним теорию… «Конец – делу венец» – вот девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением. Концовка призвана подвести итог, сделать сочинение цельным, законченным. В заключительной части можно: -подчеркнуть солидарность с автором, - передать общее впечатление о прочитанном тексте, - сказать, какой урок или вывод для себя сделан. - можно призвать к совместному действию и т.д. :«Так давайте же сохраним природу родного края». Украшает концовку и уместно приведенная цитата, афоризм, пословица. : «Итак, как говорил древний философ Сократ: «Мудрость, знание – высшая добродетель». Н Сделайте обобщение, используя следующие речевые обороты: В заключение хочу подчеркнуть… В заключение хотелось бы отметить… В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать… Когда я прочитал этот текст, то подумал (задумался) о том, что…. Н

Подведём итог урока 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. 2. Комментируем сформулированную проблему. 3.Определяем позицию автора исходного текста. 4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

Домашнее задание : Написать сочинение по тексту Ю.А. Шрейдера, используя материал урока. ! Когда работа будет готова, проверьте, обратите внимание : -на абзацы и «переходные»предложения; - нет ли фактических ошибок :«В рассказе Толстого «Евгений Онегин…»; -нет ли этических ошибок (некорректное, грубое обращение, речевая агрессия) :«Все это ерунда, чушь собачья. Обломов просто лентяй»; - нет ли речевых шибок :«Они потеряли двух единственных сыновей»; - на точность выражения ваших мыслей, уместное использование средств выразительности. Домашнее задание : Написать сочинение по тексту Ю.А. Шрейдера, используя материал урока. ! Когда работа будет готова, проверьте, обратите внимание : -на абзацы и «переходные»предложения; - нет ли фактических ошибок :«В рассказе Толстого «Евгений Онегин…»; -нет ли этических ошибок (некорректное, грубое обращение, речевая агрессия) :«Все это ерунда, чушь собачья. Обломов просто лентяй»; - нет ли речевых шибок :«Они потеряли двух единственных сыновей»; - на точность выражения ваших мыслей, уместное использование средств выразительности. Н Н Н

Источники информации 1.Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части « С » по новым критериям А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. « Русский язык » - приложение к газете « 1 сентября », 2006, Е.В. Никитина. Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1. 4. О.В. Груздева. Использование инновационных технологий в деятельностном и практико-ориентированном подходе к анализу текста. Журнал « Русский язык. Все для учителя », 2011, 6. 5.Е. С. Симакова. Русский язык « Сочинение ». Задания с развернутым ответом. Часть « С ». – М.: АСТ. Астрель. Полиграфиздат, 2010.