Урок внеклассного чтения по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мы есть то, что мы помним и ждём Ч.Айтматов Чингиз Торекулович Айтматов, киргизский прозаик, пишущий на русском и киргизском языках, родился 12 декабря.
Advertisements

Биография и творчество Чингиза Айтматова (1928 – 2008) Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а.
В.В.Быков ( )Ч.Т.Айтматов ( )А.А.Лиханов (1935)
Родился 12 декабря 1928 г. в кишлаке Шекер Киргизской АССР Российской Федерации (ныне - Таласская область Киргизии). Киргиз. Отец - Торекул Айтматов (1903.
Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее.
Урок внеклассного чтения с национально – региональным компонентом для 5 -6 классов Автор: учитель русского языка и литературы Попова И. В. МБОУ «МСОШ.
Зайцева (Савельева) Екатерина Егоровна Ветеран труда и войны (труженик тыла)
Программа гражданско- патриотического и духовно- нравственного воспитания. «Социализация личности в современных условиях». Разработала учитель истории.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Народный поэт Чувашской АССР Петр Петрович Хузангай родился 22 января 1907 года в семье крестьянина – бедняка в с.Сиктерме Алькеевского района Татарской.
За годы своего существования наша школа выпустила много ребят. Некоторые из них добились больших успехов, стали теми путеводными звёздами, которыми хочется.
«Обнажившееся сердце» в рассказе А.П. Платонова «Возвращение» Учитель МОУ ОСОШ 65 г.Набережные Челны Нигметзянова Лилия Равилевна.
«Обнажившееся сердце» в рассказе А.П. Платонова «Возвращение» Учитель МОУ ОСОШ 65 г.Набережные Челны Нигметзянова Лилия Равилевна.
Социальный проект ученицы 6 «В» класса МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Верхнемамонского района Воронежской области Кортуновой Ирины.
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ 5 октября отмечается Всемирный день учителя, праздник, который чаще называют просто ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. Это действительно праздник, ведь труд учителя.
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Выполнил: Учитель русского языка и литературы МСУВУ «СОШ 202» Ужвак Олеся Павловна.
7 уроков Александра Яшина. Александр Яшин «Отходная» О, как мне трудно будет умирать, На полном вздохе оборвать дыханье! Не уходить жалею – покидать,
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе Тема: «Комплексный анализ текста». «Память – это преодоление времени» (Д.С.Лихачев).
(12 февраля(12 февраля февраля 1977) февраля 1977.
Транксрипт:

Урок внеклассного чтения по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря».

Словарная работа Нивхи – народ живущий в бассейне реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Численность 4, 4 тыс. человек (1970). Основу хозяйства нивхов составляли рыболовство, морской зверобойный промысел. Нивхи – народ живущий в бассейне реки Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Численность 4, 4 тыс. человек (1970). Основу хозяйства нивхов составляли рыболовство, морской зверобойный промысел. Орлан – крупная хищная птица семейства ястребиных. Орлан – крупная хищная птица семейства ястребиных. Юкола – вяленая на солнце рыба. Юкола – вяленая на солнце рыба. Кухлянка – верхняя меховая одежда у народов Севера. Кухлянка – верхняя меховая одежда у народов Севера. Клан – родовая община. Клан – родовая община.

Чингиз Айтматов Родился он в 1028 году в ауле Шекер Кировского района Киргизской ССР. Благодаря родителям он с раннего детства приобщился к русскому языку, к русской культуре. С другой стороны бабушка по отцу открыла перед ним волшебный мир киргизских сказок и народных песен. Таким образом, и русский, и киргизский языки стали для будущего писателя родными. Это – то и повлияло на последующее творчество Чингиза Айтматова. Родился он в 1028 году в ауле Шекер Кировского района Киргизской ССР. Благодаря родителям он с раннего детства приобщился к русскому языку, к русской культуре. С другой стороны бабушка по отцу открыла перед ним волшебный мир киргизских сказок и народных песен. Таким образом, и русский, и киргизский языки стали для будущего писателя родными. Это – то и повлияло на последующее творчество Чингиза Айтматова. Увлечение литературой началось в школе. Однако в 1942 году школу пришлось оставить, чтобы помочь матери поднять четырех младших братьев. В тяжелые военные годы он работал секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком тракторной бригады. После войны Чингиз с отличием закончил Джамбульский зооветтехникум, а затем и Киргизский сельскохозяйственный институт. Проработав три года зоотехником, Чингиз Айтматов в 1956 году поступил на высшие литературные курсы. Увлечение литературой началось в школе. Однако в 1942 году школу пришлось оставить, чтобы помочь матери поднять четырех младших братьев. В тяжелые военные годы он работал секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком тракторной бригады. После войны Чингиз с отличием закончил Джамбульский зооветтехникум, а затем и Киргизский сельскохозяйственный институт. Проработав три года зоотехником, Чингиз Айтматов в 1956 году поступил на высшие литературные курсы. Перед тем, как стать профессиональным писателем, Чингиз Айтматов некоторое время работал редактором журнала «Литературная Киргизия» и корреспондентом газеты «Правда». Перед тем, как стать профессиональным писателем, Чингиз Айтматов некоторое время работал редактором журнала «Литературная Киргизия» и корреспондентом газеты «Правда». Начало литературной деятельности Чингиза Айтматова относится к 1952 году. В это время появляются его первые рассказы. А с 1957 года стали появляться произведения, принесшие ему всемирную известность: «Лицом к лицу» (1957), «Джамиля» (1958), «Первый учитель» (1962), «Прощай, Гульсары», (1966), «Белый пароход» (1970) и др. Начало литературной деятельности Чингиза Айтматова относится к 1952 году. В это время появляются его первые рассказы. А с 1957 года стали появляться произведения, принесшие ему всемирную известность: «Лицом к лицу» (1957), «Джамиля» (1958), «Первый учитель» (1962), «Прощай, Гульсары», (1966), «Белый пароход» (1970) и др. Его произведения «Буранный полустанок» и «Плаха», посвященные острым проблемам современности, вызвали огромный читательский резонанс. В этих произведениях с наибольшей силой проявилась гражданская позиция Чингиза Айтматова, считавшего себя лично ответственным «за судьбу человеческой культуры, за нравственный климат на нашей планете». Его произведения «Буранный полустанок» и «Плаха», посвященные острым проблемам современности, вызвали огромный читательский резонанс. В этих произведениях с наибольшей силой проявилась гражданская позиция Чингиза Айтматова, считавшего себя лично ответственным «за судьбу человеческой культуры, за нравственный климат на нашей планете». Чингиз Айтматов наряду с писательской занимался активной общественной деятельностью. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был членом французской Академии искусств, заместителем председателя Комитета солидарности писателей Азии и Африки, инициатором и организатором Иссык – Кульского форума. Чингиз Айтматов наряду с писательской занимался активной общественной деятельностью. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был членом французской Академии искусств, заместителем председателя Комитета солидарности писателей Азии и Африки, инициатором и организатором Иссык – Кульского форума.

История создания повести Повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», рассказывающая о трудной и опасной жизни охотников – нивхов, была опубликовано в 1977 году. Сам Чингиз Айтматов говорит об истории создании повести так: «Я никогда не был там, я не знаю нивхов, но я знаком с самым первым писателем этой народности, с Владимиром Санги. Владимир Санги рассказал мне следующую историю. Повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», рассказывающая о трудной и опасной жизни охотников – нивхов, была опубликовано в 1977 году. Сам Чингиз Айтматов говорит об истории создании повести так: «Я никогда не был там, я не знаю нивхов, но я знаком с самым первым писателем этой народности, с Владимиром Санги. Владимир Санги рассказал мне следующую историю. Семилетним мальчиком он вместе со взрослыми выехал в море на охоту. Они попали в густой туман и потеряли ориентировку. По истечении двух дней, когда они потеряли всякую надежду на спасение, они увидели пролетающую птицу и взяли курс по направлению ее полета. Семилетним мальчиком он вместе со взрослыми выехал в море на охоту. Они попали в густой туман и потеряли ориентировку. По истечении двух дней, когда они потеряли всякую надежду на спасение, они увидели пролетающую птицу и взяли курс по направлению ее полета. Спустя некоторое время была обнаружена земля. Это событие было взято мною за основу, но как видите, все остальное полностью изменено». Спустя некоторое время была обнаружена земля. Это событие было взято мною за основу, но как видите, все остальное полностью изменено».

1.Отношение поколений. 2. Самопожертвование… Ради чего? 3.Что вынес сам Кириск для себя после случившегося ?

1.Отношение поколений. - уважительное отношение к старшим; - уважительное отношение к старшим; - доверие молодым; - доверие молодым; - передача опыта, профессиональных навыков молодым; - передача опыта, профессиональных навыков молодым; - верность и соблюдение традиций и обычаев; - верность и соблюдение традиций и обычаев; -самопожертвование старших во имя будущего молодых, продолжения рода и жизни. -самопожертвование старших во имя будущего молодых, продолжения рода и жизни.

Самопожертвование… Ради чего?

Мылгун Орган Эмрайин

Он пожертвовали собой ради Кириска, чтобы Кириск вобрал в себя и продлил в жизни все лучшее, что было в них, и передал бы это лучшее своим детям и внукам, т. е. своим поведением, своим примером они возложили ответственность за будущее Кириску. Он пожертвовали собой ради Кириска, чтобы Кириск вобрал в себя и продлил в жизни все лучшее, что было в них, и передал бы это лучшее своим детям и внукам, т. е. своим поведением, своим примером они возложили ответственность за будущее Кириску.

Что вынес сам Кириск для себя после случившегося? - Он теперь не сможет оставаться прежним Кириском, он будет походить чем-то на мудрого Органа, чем-то на доброго и сильного Эмрайина, чем-то на отчаянного, решительного Мылгуна. - Он теперь не сможет оставаться прежним Кириском, он будет походить чем-то на мудрого Органа, чем-то на доброго и сильного Эмрайина, чем-то на отчаянного, решительного Мылгуна. - Взрослые остались в памяти и в сердце Кириска. Благодарный мальчик увековечивает их имена в названии ветра (ветер Органа), который несет его лодку к берегу, в названии путеводной звезды (звезда Эмрайина) и названии волн (волны Мылгуна). - Взрослые остались в памяти и в сердце Кириска. Благодарный мальчик увековечивает их имена в названии ветра (ветер Органа), который несет его лодку к берегу, в названии путеводной звезды (звезда Эмрайина) и названии волн (волны Мылгуна). - С темой памяти неразрывно связана тема Родины. Только оказавшись в безбрежном море, мальчик понял, «как дорог ему Пегий пес, о котором он прежде никогда не вспоминал, беззаботно и безбоязненно резвясь на его склонах, любуясь с высоты сопки ничем не угрожающим морем. Он понял, как необходим ему этот Пегий пес, который всегда будет его ждать. Это его Родина. - С темой памяти неразрывно связана тема Родины. Только оказавшись в безбрежном море, мальчик понял, «как дорог ему Пегий пес, о котором он прежде никогда не вспоминал, беззаботно и безбоязненно резвясь на его склонах, любуясь с высоты сопки ничем не угрожающим морем. Он понял, как необходим ему этот Пегий пес, который всегда будет его ждать. Это его Родина.

Что делает человека человеком? Дети лишь тогда обретают зрелость и становятся настоящим человеком тогда: Дети лишь тогда обретают зрелость и становятся настоящим человеком тогда: - когда вбирают в себя опыт отцов; - когда вбирают в себя опыт отцов; - когда они преисполняются благодарностью к подвигу самопожертвования взрослых; - когда они преисполняются благодарностью к подвигу самопожертвования взрослых; - когда принимают на себя долг перед всеми, кто был до них; - когда принимают на себя долг перед всеми, кто был до них; - когда чувствуют свою обязанность сохранять, обогащать и передавать дальше то, что им оставило старшее поколение. - когда чувствуют свою обязанность сохранять, обогащать и передавать дальше то, что им оставило старшее поколение. Вот эта бесконечная преемственность поколений, скрепленных духовным родством, благодарной памятью, мужественной готовностью к самопожертвованию ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком. Вот эта бесконечная преемственность поколений, скрепленных духовным родством, благодарной памятью, мужественной готовностью к самопожертвованию ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком.