Александр Александрович Блок 1880 - 1921. Люди менялись у нас на глазах, Люди менялись у нас на глазах, когда глядели на Блока: точно на когда глядели.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стилистические и жанровые особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Advertisements

Проверка домашнего задания «На железной дороге» О каких драмах в судьбе молодого поколения, его отношениях говорит стихотворение? Почему стихотворение.
Александр Блок связывал свою судьбу с судьбой России, постоянно ощущал неразрывную связь с Родиной. Обостренное внимание к её судьбе определило отношение.
А. А. Блока «Двенадцать». «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий.
Презентация к уроку (литература, 11 класс) на тему: Поэма А. Блока "Двенадцать". Презентация к урокам.
Черновики А.Блока. 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Отрывки… На канате плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный.
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» А.А. Блока - первое крупное произведение, посвященное Октябрьской революции. Отношение Блока к революции.
«Сегодня я – гений! Двенадцать – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал» «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию» «Трудное.
Основные образы поэмы. Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос.
История создания поэмы «Двенадцать» Автор: Королькова Людмила Александровна учитель русского языка и литературы МОУ «Некрасовская СОШ» Тверская область,
Поэма Двенадцать. Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа.
Поэма «Двенадцать»- гимн революции? (урок-исследование) учитель русского языка и литературы МОУ Караяшниковская СОШ Ковалёва А.Н.
Образ революции в поэме А.Блока «Двенадцать». Автор Дейберт И.А.
Домашнее задание по литературе для учащихся 11 Б класса (24-29 ноября )
Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально.
Краткие биографические сведения А.А. Блока: 16 ноября 1880 г. – Блок родился в Петербурге в профессорской семье, воспитывался в семье деда, профессора.
Выполнили: Соловьева О., Новокшонова И. Ученицы 11 класс МОУ СОШ 3, г. Уржума, Кировской области. Учитель: Конюхова О.А.
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику,
Транксрипт:

Александр Александрович Блок

Люди менялись у нас на глазах, Люди менялись у нас на глазах, когда глядели на Блока: точно на когда глядели на Блока: точно на них падал отсвет его внутреннего них падал отсвет его внутреннего сияния. сияния. И Новиков. И Новиков. Блоку - верьте, это настоящий, Блоку - верьте, это настоящий, волею Божьей поэт и человек волею Божьей поэт и человек бесстрашной искренности. бесстрашной искренности. М.Горький М.Горький Поколение услышало давно не Поколение услышало давно не слышанный чистый человеческий слышанный чистый человеческий голос, полный бурных страстей, голос, полный бурных страстей, великой любви, огненного гнева ко великой любви, огненного гнева ко всему мёртвому, условному, пустому. всему мёртвому, условному, пустому. А.Ремизов А.Ремизов

Поэма «Двенадцать» (1918) «… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». «… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». В. Маяковский В. Маяковский « Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее». « Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее». Л. Троцкий Л. Троцкий

«Сегодня я – гений!» гений!»«Двенадцать» какие бы они ни были – это лучшее, что я написал». А.Блок А.Блок

Вопросы Почему поэма так названа? Почему поэма так названа? Каков смысл её названия? Каков смысл её названия? Кто герои произведения? Кто герои произведения? Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? Какие символы присутствуют в произведении? Какие символы присутствуют в произведении? Какая музыка слышится автору поэмы? Какая музыка слышится автору поэмы? Какая полемика велась вокруг поэмы? Какая полемика велась вокруг поэмы?

План анализа произведения Творческая история создания поэмы «Двенадцать». Творческая история создания поэмы «Двенадцать». Жанр и стиль, композиция произведения. Жанр и стиль, композиция произведения. Смысл названия поэмы. Смысл названия поэмы. Герои произведения, особенности их изображения. Герои произведения, особенности их изображения. Особенности сюжета произведения. Особенности сюжета произведения. Образы - символы поэмы «Двенадцать». Образы - символы поэмы «Двенадцать». Полемика вокруг произведения. Полемика вокруг произведения.

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока «3января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)». «8 января. Весь день «Двенадцать»». «11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.- Музыка какая (если жёлтое)?» «15 января…- Мои «Двенадцать » не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже в Ленине? Это же – «конец исторического процесса»…» «22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: «изменники».Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя», но «нельзя» «простить».Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет». «25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)». «27 января… Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать»». «28 января… «Двенадцать»». «29 января… Сегодня я – гений!» «18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том «достойны ли они Его», а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого - ? – Я как-то измучен».

Творческая история создания поэмы «Двенадцать» Для самого автора в период создания поэмы многое оставалось неясным. Для самого автора в период создания поэмы многое оставалось неясным. Однако сомнения не прервали работу Однако сомнения не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал «Двенадцать».

Жанр и стиль, композиция поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма. Она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов передают неразбе- риху, которая царила и на улицах, и в умах. Композиция, отражающая стихию революции, Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы.

Смысл названия поэмы двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку; двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку; двенадцать – это полночь, граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового; двенадцать – это полночь, граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового; двенадцать – это символ цикличности; двенадцать – это символ цикличности; двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом». двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом».

Герои поэмы «Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»; «Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»; «…длинные волосы//И говорит вполголоса://- Предатели!//-Погибла Россия!//Должно быть писатель - //Вития»; «…длинные волосы//И говорит вполголоса://- Предатели!//-Погибла Россия!//Должно быть писатель - //Вития»; «…долгополый//Сторонкой за сугроб…//Что нынче невесёлый, // Товарищ поп?»; «…долгополый//Сторонкой за сугроб…//Что нынче невесёлый, // Товарищ поп?»; «В губах – цигарка, примят картуз.// На спину б надо бубновый туз!» «В губах – цигарка, примят картуз.// На спину б надо бубновый туз!» «бедный убийца» - Петька; «бедный убийца» - Петька; «Запрокинулась лицом,//Зубы блещут жемчугом…// «Запрокинулась лицом,//Зубы блещут жемчугом…// Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая…»; Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая…»; «Он в шинелишке солдатской, //С физьономией дурацкой //Крутит, крутит чёрный ус…» - Ванька. «Он в шинелишке солдатской, //С физьономией дурацкой //Крутит, крутит чёрный ус…» - Ванька.

Особенности сюжета поэмы сюжет сюжет внешний: житейский, внутренний: побуждение, зарисовки с объяснение, обоснование зарисовки с объяснение, обоснование петроградских улиц поступков «двенадцати» петроградских улиц поступков «двенадцати» кульминационные центры кульминационные центры 1-ый (конец 6 главы) 2-ой (11 глава) - мотив мести: … Идут без имени святого Что, Катька, рада?- Ни гу-гу! Все двенадцать вдаль. Лежи, ты, падаль, на снегу! Ко всему готовы, - мотив ненависти: Никого не жаль… Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Чёрная злоба, святая злоба…

Образы – символы поэмы ветер, вьюга, снег ; ветер, вьюга, снег ; цвет : чёрный, белый, красный; цвет : чёрный, белый, красный; число двенадцать; число двенадцать; символ старого, отжившего мира – старый безродный пёс; символ старого, отжившего мира – старый безродный пёс; Христос в поэме – антитеза Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному знаку старого мира.

«Музыка революции» в поэме -В очи бьётся Красный флаг. Красный флаг. Раздаётся Раздаётся Мерный шаг. (марш) Мерный шаг. (марш) - Вперёд, вперёд, Рабочий народ. Рабочий народ. ( революционная песня) ( революционная песня) - Как пошли наши ребята В Красной армии служить… В Красной армии служить… (частушка) (частушка) - Не слышно шума городского… - Не слышно шума городского… ( городской романс) ( городской романс)

Полемика (из французского «воинственный», «враждебный») – (из французского «воинственный», «враждебный») – спор, объяснение, разъяснение по какому- либо вопросу. спор, объяснение, разъяснение по какому- либо вопросу.

Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения» 1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. 1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. 2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни». 2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни».

4. С одной стороны,это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!). 4. С одной стороны,это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!). 5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа. 5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа. 6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику. 6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику. (По А. В. Терновскому) (По А. В. Терновскому)

Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России 1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии. 1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии. 2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку. 2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку.

3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут. 4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом». 5. Революция оказывается ложной Незнакомкой, отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы. отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы. (По С. В. Ломтеву) (По С. В. Ломтеву)