«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком» С.И. Гессен Автор: Панченко Н.П., педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К. Поляков, Программирование на алгоритмическом языке Тема 4. Циклы.
Advertisements

К. Поляков, Программирование на алгоритмическом языке Тема 1. Введение.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение.
Имена переменных. Запись арифметических выражений. Вещественные числа в Паскале. Имена переменных. Запись арифметических выражений. Вещественные числа.
Начать тест Автор: Белова Ольга Алексеевна МБОУ –СОШ с.Александровка Советского р-на Саратовской обл. Тест создан по шаблону Д. Иванова МИНИ ЕГЭ по математике.
К. Поляков, Исполнитель Калькулятор.
ОПЕРАЦИИ И СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ языка PASCAL. Темы: Операции Функции Приоритетность.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение.
© МОУ СОШ INT(5,7)=5 3 СОСТАВИТЬ АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММЫ. 5) Рассчитать количество банок краски (К) и их стоимость (А) для покраски пола комнаты.
ЕГЭ 2012 Информатика и ИКТ Консультация 3. Пример.
Системы счисления в заданиях ГИА Автор: Мочалова Марина Владимировна, учитель информатики лицея 144 г.Санкт-Петербурга.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение Кулебякин В.В.
ОПЕРАЦИИ И СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ языка PASCAL. Темы: Операции Функции Приоритетность.
Циклы и КОМБИНИРОВАННЫЕ АЛГОРИТМЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА с декабря По 8 февраля.
Девчонки! С ПРАЗДНИКОМ!!. Ты умеешь вычитать и складывать эти числа? Легко! Смотри!
(развилка) – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо.
Задачи Задачи к лекции 1 Задание 1. Идет К-ая секунда суток. Определите, сколько полных часов (Н) и полных минут (М) прошло к этому моменту. (Например,
Что нужно знать: динамическое программирование – это способ решения сложных задач путем сведения их к более простым задачам того же типа динамическое.
Математика (М.И.Моро) Класс: 3 Тема : Приём деления для случаев вида: 78:2, 69:3». Цели урока: -ознакомить с приемом деления двузначных чисел на однозначные,
Составила: Баширова А.Ф.. Значение цифры, не зависит от ее положения (места,) в числе Значение цифры, зависит от ее положения (места,) в числе.
Транксрипт:

«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком» С.И. Гессен Автор: Панченко Н.П., педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества»

Содержание занятия 1. Повторение 2. Самоконтроль 3. Разбор задач для обязательного выполнения 4. Задачи для самостоятельного решения 5. Олимпиадные задачи 6. Подведение итогов 7. Материалы для самоподготовки и самообразования 1. ПовторениеПовторение 2. СамоконтрольСамоконтроль 3. Разбор задач для обязательного выполненияРазбор задач для обязательного выполнения 4. Задачи для самостоятельного решенияЗадачи для самостоятельного решения 5. Олимпиадные задачиОлимпиадные задачи 6. Подведение итоговПодведение итогов 7. Материалы для самоподготовки и самообразованияМатериалы для самоподготовки и самообразования

1. Повторение Задание 1.1. Устный опрос. Подробнее>> Задание 1.2. Перевод на язык программирования команд. Подробнее>> Задание 1.3. Стандартные функции. Подробнее>>Подробнее>>Подробнее>>Подробнее>>

Задание 1.1. Устный опрос 1. Какие библиотеки используются для организации ввода/вывода? stdio.h, iostream.h 2. С какой библиотекой работают операторы ввода/вывода printf/scanf? stdio.h 3. С какой библиотекой работают операторы ввода/вывода cin/cout? iostream.h 4. Особенности использования двух типов операторов ввода/вывода? Не рекомендуете осуществлять ввод одним типом оператора (scanf), а вывод – другим (cout). 5. Для чего нужна функция clrscr ()? Для очистки экрана. 6. Для чего нужна функция getch ()? Для вывода результата работы программы на экран. Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

Задание 1.2. Перевести на язык программирования следующие команды Задание 1Фрагмент программы Задание 2Фрагмент программы 1.Ввести А и В printf ("задай а1="); scanf("%i",&a1) ; printf ("задай а2="); scanf("%i",&a2); Ввести А и Вprintf ("задай а1="); scanf("%i",&a1) ; printf ("задай а2="); scanf("%i",&a2); 2.Увеличить А в 10 раз a=a*10;Найти сумму А и В s=a+b; 3.Уменьшить В в 3 раза b=b/3Уменьшить сумму в 10 раз s=s/10; 4.Напечатать А и В printf ("a = %d, b = %d",a, b); Напечатать результат printf (s = %d",s); 5 Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

Задание 1.3. Стандартные функции ОписаниеФункци я ПримерОтвет 1.Модуль целого числаabs(x)abs(-10) abs(-10.4) 10 2.Модуль вещественного числа fabs(x)fabs(-10.23) fabs(-10) Корень квадратныйsqrt(x)sqrt(16) sqrt(0.04) X в степени Ypow(x,y)pow(2,3) Какую библиотеку нужно подключить для работы следующих функций? Вычислить значения функций: math.h. Щ елкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

2. Самоконтроль Задание 2.1. Найти и объяснить ошибки. Подробнее>>Подробнее>> Задание 2.2. Вычислить. Подробнее>>Подробнее>> Задание 2.3. Выполнить целочисленное деление. Подробнее>> Подробнее>> Задание 2.4. Написать инструкцию приставания и решить задачи. Подробнее>>Подробнее>> Задание 2.5. Чему равны значения переменных после выполнения последовательных действий. Подробнее>>Подробнее>> Слово учителя. Подробнее>>Подробнее>> Перечень возможных ошибок. Подробнее>>Подробнее>>

Задание 2.1. Найти и объяснить ошибки ПримерОтвет 1.9/2=4.59/2=4 2.5 mod 2 = 15 % 2 = 1 3.2^4=16Pow(2,4)=16 4.2,4 + 3,1 = 6, = ABC(-3)=3abs(-3)=3 6.fabc(-4) = 4fabs(-4) = 4 7.abs(-3,15)=3.15abs(-3.15)=3 8.2ах2*а*х 9.(а:3+4):2ак(а/3+4)/(2*а*к) 10.sqrt(-16) = 4sqrt(16) = 4 8 Для просмотра ответа щелкните мышью

Задание 2.2. Вычислить ЗаданиеОтвет 1.10/2 +10/3 =8 2.10/2. +10/3. = /2. +10/3 =8 4.10/2 +10/3. = / % 5 =0 6.3 / % 5 = / 5 % 2 =2 8.(1+19) % 5 = – 4 % 5 = / ( )% 5 =1 9 Для просмотра ответа щелкните мышью

Задание 2.3. Выполнить целочисленное деление Найти целую часть числа Ответ Найти остаток от деления Ответ 1.21/3 =721%3 =0 2.3/10 =03%10 = / 5 =317 % 5 = /10 =117 % 10 =7 5.5 / 10 =05 % 10 = / 10 =75751 % 10 = / 100 =7751 % 100 = / 10 = % 10 = / -100 =-7751 % -100 = / -10 = % -10 =1 10 Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

Задание 2.4. Написать инструкцию приставания и решить задачи ЗадачаОтвет 1.Дано расстояние в см. Найти число полных метров. s=345, m=? M=s/100=3 2.Дана масса в кг. Найти число полных центнеров. m=851, z=? Z=m/100=8 3.Дана масса в кг. Найти число полных тонн. M=3996, t=? T=m/1000=3 4.Дана масса в кг. Найти число полных пудов. (1 пуд = 16 кг) m=161, p=? P=m/16=10 5.*Дана масса в кг. Найти число полных фунтов. (1 фунт = 400 г) m=405, f=? F=m*10/4= =4/10 6.Дано расстояние в метрах. Найти число полных км s=45672., km=? Km=s/1000=45 7.Дан прямоугольник 400 х 500 см. Сколько квадратов со стороной 50 см можно из него получить? K=a*b/ pow(c,2)=80 8.Дано трехзначное число а, найти в нем цифру сотен. Z3=a/100 9.В трехзначном числе найти цифру единиц.Z1=a%10 10.В трехзначном числе сложить цифры десятков и единиц и вычесть цифру сотен. Z1=a%10; z2=a/10%10; z3=a/100; b=z1+z2-z3 11 Для просмотра ответа щелкните мышью

Задание 2.5. Чему равны значения переменных после выполнения последовательных действий ЗаданиеОтветЗаданиеОтвет 1.a = 15 / (16 % 7); b = 34 % a * % 5*2; A = a%b + a/b; а=7 в= 22 6.а = 1819; в = (a/100)*10 + 9; а = (10*b - a)%100; a=71; b=189 2.a = 4 * 7 / 3 % 2; b = 4 * 5 / ( 3*а % 2 + 1); a = a*b; b = b*b; a= 10 b= а = 4321; в = (a%100) + 22; а = (a*10)/100 – b*10; а = a + b; a=45 b=43 3.M = 67; m = m + 13; n = m/4 – m/2; c = m - n; m=80 n=-20 c=141 8.а = 2025; в = a% a/100; а = (b + a)%1000; a=30 b= 5 4.a = 6*12 + 3; b = a / ; a = b % ; c = a*a + b*b – a / 2 * b; a=3 b=12 c=135 9.а = 1234; в = (a/1000)*101; а = (b%10) + a; a=1235 b=101 5.а = 2468; в = (a%1000)*10; а = a/ b; a=4682 b= а = 7974; в = (a/100)*10 – 26; а = (a-b) % ; a=7864 b= Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

Молодцы! Вы только что решили задание В2 из ЕГЭ. Время на решение каждой задачи 1-2 минуты

Перечень возможных ошибок 1. Арифметические ошибки. 2. Ошибки в обозначении операций целочисленного деления. 3. Нарушен приоритет выполнения арифметических операций. 4. В процессе выполнения программы происходит обновление данных.

3. Разбор задач для обязательного выполнения Обсуждение типичных ошибок. Подробнее>>Подробнее>> 3.1.Вопросы для обсуждения. Подробнее>>Подробнее>> Задача 1. Подробнее>>Подробнее>> Задача 2. Подробнее>>Подробнее>> Задача 3. Подробнее>>Подробнее>>

Обсуждение типичных ошибок 1. Не подключена одна из библиотек. 2. В тексте программы встречаются большие буквы. 3. В С / С ++ библиотеки ввода / вывода стандартная (stdio.h) и потоковая (iostream.h) могут конфликтовать. Ввод / вывод должен осуществляться операторами относящимися только к одной из библиотек. 4. Вместо знака арифметической операции – деление с остатком (%) - использован другой символ или обозначение из другого языка программирования. 5. В С / С ++ - целочисленное деление выполняется знаком арифметического деления «/». Особенность – делимое и делитель д. б. целыми.

3.1. Вопросы для обсуждения 1. Какие системы счисления вы знаете:Позиционные СС (2-ая, 10-ая и т.д.), римская СС 2. Что такое позиционная СС?Каждой цифре числа соответствует свой разряд – позиция. 3. Как записать число а = через степень 10? а = 3 * * = 3 * * * Получить новое число b = 543 : поменять местами цифру единиц и сотен. 4 b = 5 * * *10 0 Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

Задача 1 Задано трехзначное число. Найти сумму цифр числа. Например : а =341. Ответ : s= 3+4+1=8 Алгоритм Текст программы 1. Подключить библиотеки#include void main () { 2. Описать переменныеint a, z1,z2, z3, s; 3. Ввести число аprintf ("задай а1="); scanf("%i",&a1); 4. Найти цифру единиц: z1=a % 10z1=a % 10; 5. Найти цифру десятков: z2 = a/ 10 % 10z2 = a/ 10 % 10; 6. Найти цифру сотен: z3 = a / 100;z3 = a / 100; 7. Найти сумму цифр: s = z1+z2+z3 s = z1+z2+z3; 8. Вывести ответ sprintf (s = %d\n", s); 9. Конец программыgetch (); } 18

Задача 2 Сколько купюр k потребуется для выдачи суммы s? В наличии имеются только купюры размером n и купюры по одному рублю Алгоритм ПрограммаКонтрольные примеры 1. Задать сумму s 2. Задать размер купюры n 3. Вычислить кол- во купюр достоинством n: k1= s/n 4. Вычислить кол-во рублевых купюр: k2 = s % n 5. Вычислить общее кол-во купюр: k=k1 + k2 k=s/n + s % n 5. Вывести ответ #include void main () { clrscr (); int s, n, k,k1,k2; gotoxy(10,10); printf ("задай сумму="); scanf("%i",&s); gotoxy(10,12); printf ("задай дост. купюры="); scanf("%i",&n); k1:=s/n; K2=s%n; // или k=s/n+s%n; gotoxy(10,14); printf (кол-во куп. = %d\n", k); getch (); } S=54; n=10; Ответ: k=9 S=203; n=50; Ответ: k=7 19

Задача 3 Задано время в секундах t= Перевести в часы, минуты, секунды (h,m,c) Вопросы для обсуждения: 1. К какой СС относится время? Шестидесятеричной 2. Как записать время в этой системе счисления, т.е. перевести время в секунды. Задано время: 3 часа 20 мин. 15 сек. 2t сек= = 3* * = Алгоритм какой задачи м.б. использован в данном случае? t сек= = 3* * = 4. Как получить время в часах?H=t/ Как получит время в минутах?M=t/60%60 6. Как получить время в секундах? C=t%60 7. За счет чего можно сократить время написания программы? сотни десяткиединицы Алгоритм задачи 1 – нахождения цифр трехзначного числа Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

4. Задачи для самостоятельного решения 4а. Задачи для самостоятельного решения. Подробнее>> Подробнее>> 4а. Задачи для самостоятельного решения. Подробнее>> Подробнее>> 4в. Задачи для самостоятельного решения повышенной сложности. Подробнее>>Подробнее>>

4а. Задачи для самостоятельного решения 4.1. В трехзначном числе найти произведение его цифр. Пример: а=234, р= 2*3*4=24. Алгоритм. Использовать алгоритм задачи 1. p = z1*z2*z В трехзначном числе поменять местами цифры сотен и единиц. Было 742, стало 247 Алгоритм. Использовать алгоритм задачи 1 и позиционность 10-ой СС, тогда r= z1*100+z2*10+z3/ 4.3. Если в трехзначном числе есть одинаковые цифры: напечатать – цифру «0», в противном случае – любое число. Алгоритм. Разность двух одинаковых цифр даст 0. Найти цифры числа, тогда r=(z1-z2)*(z1-z3)*(z2-z3) даст ответ Известно время начала и конца соревнования в часах, минутах секундах. Сколько времени проходило соревнование в часах, минутах, секундах? Алгоритм. Перевести время начала и конца соревнования в секунды, найти разность, применить/использовать алгоритм решения задачи 3. Для просмотра ответа щелкните мышью

4а. Задачи для самостоятельного решения 4.5. Задать день рождения (дд). Остаток от деления на 9 укажет вам, какой цветок Ваш: 0 - роза,1- подсолнух, 2 -пион, 3- вика, 4- василёк, 5 -лилия, 6 -орхидея, 7-красный мак, 8 –маргаритка. Программу сохранить и записать ее имя в тетрадь. Алгоритм. r= dr % 9/ 4.6. Задать год рождения (гггг). Из года рождения вычесть 3, остаток от деления на 12 укажет вам, кто вы по знаку зодиака. Знаки зодиака : 0 – кабан, 1- крыса, 2-буйвол, 3-тигр, 4 кот (заяц), 5- дракон, 6 -змея, 7-лошадь, 8 -коза, 9-обезьяна, 10 -петух, 11 – собака Программу сохранить и записать ее имя в тетрадь. Алгоритм. R= (gr – 2) % Последняя цифра вашего дня рождения определит стихию и цвет по японскому календарю: 0 – матовый метал;1 – матовый металл; 2 – чёрная вода;3 – серая вода; 4 – синее дерево;5 – голубое дерево; 6 – красный огонь;7 – розовый огонь; 8 – жёлтая земля;9 – светло-зелёная земля. Алгоритм. R = gr % 10. Для просмотра ответа щелкните мышью

4в. Задачи для самостоятельного решения повышенной сложности 4.8. Ввести с клавиатуры 2 целых числа m, n > 0. Если m делится на n или n делиться m, то вывести 1, в противном случае – любое другое число. a) m=15; n=3; b) m=15; n=4. Алгоритм. Число делиться нацело, когда остаток от деления =0. r=(n%m)*(m%n) Ввести с клавиатуры 2 целых числа m, n > 0. Если n

5. Олимпиадные задачи Задача 5.1, 5.2, 5.3. Подробнее>>Подробнее>> Задача 5.4, 5.5. Подробнее>>Подробнее>>

5.1. Определить номера подъезда и этажа по номеру квартиры 9- тиэтажного дома, считая, что на каждом этаже 4 квартиры, а нумерация начинается с 1- го подъезда. n квартира ; n_p номер подъезда ; n_I номер этажа n_p := (n – 1) /36 +1; нашли подъезда n_OST:= n –(n_p -1)*36; сколько квартир осталось n_I := (n_oct -1) +1; номер этажа 5.2. Решить эту же задачу, задавая этажность и количество квартир на этаже Бутылка воды стоит 45 коп. Пустые бутылки сдаются по 20 коп., на полученные деньги опять покупается вода. Какое наибольшее количество бутылок воды можно купить, имея некоторую сумму денег s копеек ? Алгоритм. n = (s-20) / 25. В случае затруднения разобрать задачу на конкретном примере Задача 5.1, 5.2, 5.3 Для просмотра ответа щелкните мышью Для просмотра ответа щелкните мышью

5.4. Часовая стрелка образует угол L с лучом, проходящим через центр и точку, соответствующую 12 часам на циферблате. 0

6. Подведение итогов

7. Материалы для самообразования и самоподготовки

Пословицы и поговорки Китайские: Учителя открывают дверь. Входишь ты сам. Можно привести верблюда к воде, но нельзя заставить его пить. Многие жалуются на свою внешность, и никто – на мозги. Русские: Без труда – не вынешь и рыбку из пруда. Дорогу осилит идущий. Народные: Чтобы научиться бегать, нужно сначала научиться ходить.

Литература: 1. Андреева Е. Программирование – это так просто, программирование – это так сложно. Современный учебник программирования. М.: МЦНМО, с. 2. Динман М.И. С++. Освой на примерах. СПб-Петербург, с.: ил. 3. Культин Н. С/С++ в задачах и примерах. СПб-Петербург, с.: ил. 4. Крупняк А.Б. Самоучитель С++. СПБ.: Питер, 252 с.: ил. Интернет-источники: 1. Гущин Д.Д. Задания В2. Оператор присваивания и ветвления Калинина Н.А., Костюкова Н.И. Основы программирования на языке С Ларина Э.С. Решение олимпиадных задач Основы программирования для начинающих Поляков К.Ю. Программирование на языке Си Поляков К.Ю. Задания В2. Оператор присваивания и ветвления Уроки Си. Материалы для самоподготовки и самоподготовки