Учитель русского языка и литературы МОУ Собинского района СОШ3 г.Собинки Колосова Наталья Вадимовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прямоугольный треугольник.. Треугольник, у которого один угол равен 90º, называется прямоугольным треугольником. С С вввв оооо йййй сссс тттт вввв аааа.
Advertisements

Давно люблю я школьные звонки… А впрочем, и не может быть иначе, С них начинается живая вязь строки И первые раздумья над задачей. В детстве для многих.
Прямоугольный треугольник.. Треугольник, у которого один угол равен 90º, называется прямоугольным треугольником.
Творческое объединение «Волшебная палитра» Руководитель педагог I –ой категории Макашкина Алина Михайловна.
РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ Ларичева Светлана Леонидовна, учитель математики МОУ СОШ 129.
Подготовили проект учащиеся 1 а класса Руководитель: Бондаренко Н.А.
Причастие как часть речи Автор проекта Андрей Д..
26 сентября Европейский день языков. Европейский день языков был провозглашён СССС оооо вввв ееее тттт оооо мммм Е Е Е Е вввв рррр оооо пппп ыыыы (и поддержан.
7 класс. Причастие ПОВТОРИМ?.. Автор презентации: Вайцеховская Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 18 Кировского района гор. Уфы.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ: Качин Иван, 3 класс г. Рыбинск.
Андреева Елена Владимировна Преподаватель начальных классов классов МОУ СОШ 5 г. Лесосибирска.
Мы за здоровый образ жизни ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ МЫ ХОТИМ ДОКАЗАТЬ ВАМ, КАКУЮ ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Какие задания предлагаете выполнить? Словарная работа 1. Распредели по частям речи: Зал…денела, м…рские, я, зв…рёк, пуш…стый, на, ты, б…р…га, р…ка, за,
Глагол 10 класс. Постоянные признаки глагола ( группы ) Вид ( ехать – что делать? несов. вид, уехать – что сделать? сов. вид ) Спряжение (I или II) Переходность.
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. М о с к в а –
Построение графиков функций и поверхностей. MathCad. Тема 2.
Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
Информационные технологии Курс практич. занятий и лабораторных работ. Преподаватель: Михаил Брониславович Масюкевич 4 44 часа (3-й курс, II семестр).
МОУ СОШ с. Меньшой Колодезь КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ Учитель математики Красников И.Б.
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы МОУ Собинского района СОШ3 г.Собинки Колосова Наталья Вадимовна

Познакомить с причастием как особой глагольной формой и ее морфологическими признаками. Познакомить с причастием как особой глагольной формой и ее морфологическими признаками. Выработать умение опознавать причастия на уровне морфемной структуры, специфических словообразовательных моделей и по значению. Выработать умение опознавать причастия на уровне морфемной структуры, специфических словообразовательных моделей и по значению. Дать представление об особенностях значения, образования и морфемной структуры причастия. Дать представление об особенностях значения, образования и морфемной структуры причастия. Познакомить с механизмом формообразования и словообразования причастий. Познакомить с механизмом формообразования и словообразования причастий.

Активизировать и оптимизировать познавательную деятельность учащихся через образную форму подачи лингвистического материала. Активизировать и оптимизировать познавательную деятельность учащихся через образную форму подачи лингвистического материала. Способствовать развитию психоинтеллектуальных качеств личности учащихся, формированию их абстрактно- теоретического мышления на основе перцептивно- сенсорных процессов при нглядно-образном способе подачи информации. Способствовать развитию психоинтеллектуальных качеств личности учащихся, формированию их абстрактно- теоретического мышления на основе перцептивно- сенсорных процессов при нглядно-образном способе подачи информации. Создать условия для формирования у учащихся информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенции при работе с разными знаковыми системами в ходе изучения языкового явления. Создать условия для формирования у учащихся информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенции при работе с разными знаковыми системами в ходе изучения языкового явления. Обеспечить повышение общекультурного уровня учащихся, через углубление представлений о современных жанрах массовой культуры. Обеспечить повышение общекультурного уровня учащихся, через углубление представлений о современных жанрах массовой культуры.

Условия и порядок вступления в подданные принцессы Причастие: 1.З нать родословную причастия. (От какой части речи образовалось причастие). 2. Усвоить характерные особенности ее нрава и поведения. (Морфологические признаки). 3. Уметь прославлять и воспевать принцессу Причастие. (Давать морфологическую характеристику). 4. Узнавать принцессу Причастие в любом обществе и окружении. (Выделять причастие в тексте по смыслу и грамматическим признакам). 5. Постоянно строить и носить ее образ в своем сердце. (Уметь образовывать причастие). 6. Прибегать к ее милости в случае необходимости. (Использовать в устной и письменной речи). 7. Никогда не ошибаться при устном и письменном ее упоминании. (Соблюдать нормы образования, правописания и произношения).

Присяга принцессы Причастие. Я, принцесса Причастие, «часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного», «служащая к сокращению человеческого слова, заключающая в себе имени и глагола силу», обязуюсь придать речи своих подданных смысловую емкость, лаконизм и красоту их высказываниям, одновременно выражая и значение действия, и значение признака предмета. Принцесса Причастие:

Жил был в стране Морфоландии вечно молодой и воинственный царевич Глагол. Ценил он в своих подданных умение действовать, поэтому всегда их спрашивал: Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал?

Умел он путешествовать во времени: - то жил в настоящем - то оказывался в прошлом - то заглядывал в будущее Но всегда возвращался к своим подданным с помощью волшебного кристалла - Суффикса СЯ

Царевич Глагол постоянно сражался с коварными ошибками из враждебной Ошибандии и часто оставлял их в совершенно разбитом виде. На какой вопрос отвечает глагол совершенного вида? Ч Что сделать? то сделал?

Но иногда ему не удавалось победить злобные ошибки, и разгром Ошибандии оставался незавершенным. На какой вопрос отвечает глагол несовершенного вида? Ч Что делать? то делал?

Все подданные любили царевича Глагола и давали ему отличную характеристику. Глагол ценил знания своих подданных о себе. Воин сражается Воин сражается Герой победит Герой победит

Проверь себя. Сражается – глагол, воин (что делает?), обозначает действие. 1. Н.Ф. сражаться. 2. Морф. признаки: возвратн., неперех., несов. вида, 1 спр., в изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед. числе. 3. Воин (что делает)? Сражается Победит – глагол, герой (что сделает?), обозначает действие 1. Н.Ф. побеждать. 2. Морф. признаки: невозвратн., перех., сов. вида, 1 спр., в изъяв. накл., буд. вр., 3 л., ед. числе. 3. Воин (что сделает)? Победит

Полюбил царевич Глагол царевну Прилагательное. Она отличала своих подданных по их признакам и оценивала по качествам и принадлежности. Поэтому прежде всего задавала им вопросы: Чьи? Чья? Чей? Какие? Какая? Какой?

Подданные любили ее за умение всегда меняться по всем падежам, родам и числам и давали ей отличную морфологическую характеристику. Н Нарядным платьем. Х Хрустальной туфелькой.

Проверь себя. Нарядным (платьем) – прилагательное, платьем (каким?), обозначает признак предмета. 1. Н.Ф. нарядный. качественное, в ед. числе, в творит. пад., в средн. роде, в полн. форме. 3. Платьем (каким)? Нарядным. 2. Морф. признаки: Хрустальной (туфелькой) – прилагательное, туфелькой (какой?), обозначает признак предмета. 1. Н.Ф. Хрустальный 2. Морф. признаки: относительное, в ед. числе, в творит. пад., в жен. роде, в полн. форме. 3. Туфелькой (какой)? Хрустальной.

Поженились царевич Глагол и царевна Прилагательное и стали вместе править Морфоландией. Только были у них расхождения в некоторых вопросах. Что делал? Что сделал? Какой? Чей? Прилагательное интересовалась: - спрашивал Глагол.

Родилась у царевича Глагола и царевны Прилагательное принцесса Причастие, которая их помирила, потому что была похожа и на Глагол, и на Прилагательное: О Обозначала признак предмета, но по действию. и как Глагол. Вопросы задавала и как Прилагательное, Вопросы задавала и как Прилагательное, Какой? Какая? Какие? Что делающий? Что сделавший? Что делающие? Что сделавшие? Что делающая? Что сделавшая?

Однако, сохраняя признаки и Глагола, и Прилагательного, принцесса Причастие имела свою неповторимую индивидуальность. Причастие называла признак но по действию, признак непостоянный, развивающийся во времени. Девочка (какая?) (что делающая?) – от читать. Фея (какая?) (что сделавшая?) – от прилететь. Прилетевшая. Читающая Читающая. Кукла (какая?) (что делающая?) – от сидеть. Сидящая. Книга (какая?) (что делающая?) – от лежать. Лежащая.

Причастие и Прилагательное У царевны Прилагательное Причастие научилось не только задавать вопросы: Какой? Какая? Какие? - и быть в предложении определением. Она была похожа на неё «внешним видом, образом» и способностью изменяться по всем родам, числам и падежам. Дракончик (какой?) – от сидеть. сидящ ий его ему его им ем И Р Д В Тв П

По рекомендации царевны Прилагательное, Причастие никогда не расставалась со своим наставником – Магом Именем Существительным и во всем его слушалась: Река (какая?) – от течь. Река текущая (какая?) Розы облетевшие Розы (какие?) – от облететь. (какие?) в вопросы задавала только от него; сегда согласовывала с ним свои род, число и падеж;

Но в отличие от Прилагательного, принцесса Причастие обозначала не постоянные признаки, а развивающиеся во времени, создаваемые действием. Прилагательное: единороги (какие?) гордые Белые свободные Причастие: единороги (какие?) купающиеся пасущиеся гулявшие

Прилагательное и причастие Общие признаки Вопрос: какой? какая? какие? Изменяются: по родам, числам, падежам В предложении являются определением Зависят от существитель ного Отличия Обозначает постоянные признаки Обозначает развивающиеся во времени признаки

Причастие и Глагол Но храктер у принцессы Причастие был «глагольный». Она стала настоящим воином и часто врагов из Ошибандии разбивала совершенно. Однако окончательный их разгром ей завершить не удавалось. Принцесса (что делающая?) – побеждающая (несов. вид) Принцесса (что сделавшая?) – победившая (сов. вид)

Как Глагол, Причастие умела путешествовать во времени и могла жить не только в настоящем, но и в прошедшем времени. Только в будущее ей заглянуть не удавалось. Корабли (какие?) – от улетать (сейчас). улетающие (наст. вр.) Корабли (какие?) – от улететь (когда-то). улетевшие (прош. вр.)

Чтобы принцесса Причастие могла возвращаться из прошлого, Глагол позволял ей пользоваться волшебным «возвратным» кристаллом – суффиксом СЯ. Принцесса (какая?) – от вернуться. вернувшаяся (прош. вр.) СЯ

Как Глагол, Причастие могла управлять подданными и имела при себе верных друзей в лице Существительного и Наречия. прич.+сущ. (кого?) прощающаяся с рыцарем. (с кем?) оседлавшая ящера прощающаяся сердечно (как?) прич.+нар.

Причастие как особая форма глагола Признаки глагола Признаки прилагательного Время. (наст., прош.) Вид. (соверш., несоверш.) Возвратная форма. СЯ Способность иметь зависимые сущ. или нареч. Изменяется по род., числ., пад. Имеет окончание прилагательного В предложении бывает определением. Зависит от сущ. и согласуется с ним в роде, числе и пад.

Признаки глагола и прилагательного у причастия. Грамматические признаки прилагательного Грамматические признаки глагола Вид, время Форма Возвратность СЯ

Причастие всегда носила драгоценное ожерелье из редких суффиксов. По ним подданные всегда ее узнавали. ащ-ящ вш-ш енн-нн т имом-ем ущ-ющ

Испытания для подданных принцессы Причастия Узнай!Узнай! Выдели!Выдели! Образуй!Образуй!

Узнай меня! Ч Ч ееее рррр нннн аааа яяяя н н н н оооо чччч ьььь Ч ееее рррр нннн ееее юююю щщщщ аааа яяяя д д д д ыыыы рррр аааа Ч ееее рррр нннн аааа яяяя п п п п рррр оооо пппп аааа сссс тттт ьььь С С вввв ееее тттт яяяя щщщщ ииии йййй сссс яяяя к к к к аааа мммм ееее нннн ьььь С вввв ееее тттт лллл ыыыы ееее в в в в оооо лллл оооо сссс ыыыы С вввв ееее тттт лллл ееее юююю щщщщ ееее ееее н н н н ееее бббб оооо Ж Ж ееее лллл тттт ееее юююю щщщщ ииии ееее ц ц ц ц вввв ееее тттт ыыыы Ж ееее лллл тттт ыыыы йййй л л л л ииии сссс тттт

Узнай меня! Д Д рррр ееее мммм уууу чччч ииии йййй л л л л ееее сссс Д рррр ееее мммм лллл юююю щщщщ ииии йййй с с с с тттт аааа рррр ииии кккк Л Л ееее тттт уууу чччч ииии йййй Г Г Г Г аааа зззз Л ееее тттт яяяя щщщщ ииии йййй ш ш ш ш аааа рррр Ш Ш уууу мммм яяяя щщщщ ииии йййй п п п п оооо тттт оооо кккк Г Г оооо рррр яяяя чччч ееее ееее м м м м оооо лллл оооо кккк оооо Г оооо рррр яяяя щщщщ ееее ееее п п п п оооо лллл ееее нннн оооо Ш Ш уууу мммм нннн ыыыы йййй г г г г оооо вввв оооо рррр

Выдели меня! ВВВВ т т т т уууу мммм аааа нннн ееее т т т т аааа яяяя лллл ииии о о о о чччч ееее рррр тттт аааа нннн ииии яяяя о о о о гггг рррр оооо мммм нннн оооо гггг оооо к к к к оооо рррр аааа бббб лллл яяяя,,,, пппп оооо вввв оооо рррр аааа чччч ииии вввв аааа юююю щщщщ ееее гггг оооо к к к к к у у у у сссс тттт ьььь юююю р р р р ееее кккк ииии.... ЕЕЕЕ гггг оооо с с с с с вввв ееее рррр нннн уууу тттт ыыыы ееее п п п п п аааа рррр уууу сссс аааа,,,, р р р р аааа сссс пппп рррр аааа вввв лллл яяяя ееее мммм ыыыы ееее в в в в в ееее тттт рррр оооо мммм,,,, оооо жжжж ииии лллл ииии.... ВВВВ ееее тттт ееее рррр,,,, д д д д уууу юююю щщщщ ииии йййй с с с с с б б б б ееее рррр ееее гггг аааа,,,, л л л л ееее нннн ииии вввв оооо т т т т ееее рррр ееее бббб ииии лллл и и и и хххх.... ВВВВ сссс ееее б б б б ыыыы лллл оооо б б б б ееее лллл ыыыы мммм,,,, к к к к рррр оооо мммм ееее п п п п аааа рррр уууу сссс оооо вввв.... О О О О хххх оооо тттт нннн ииии кккк,,,, сссс мммм оооо тттт рррр ееее вввв шшшш ииии йййй с с с с с б б б б ееее рррр ееее гггг аааа,,,, у у у у дддд ииии вввв лллл ееее нннн нннн оооо п п п п рррр оооо тттт ииии рррр аааа лллл г г г г лллл аааа зззз аааа....

Служить + ащ (ий) Образуй меня! Растаять + вш (ий) Расчистить + енн (ый) Скосить + енн (ый) Дремать + лющ (ий) Пениться + ящ (ий) Прочитать + вш (ий) Написать + нн (ый)Написанный Служащий Растаявший Расчищенный Скошенный Дремлющий Пенящийся Прочитавший

Плескаться + щущ (ий)Плещущийся Прикрывать + ем (ый) Прикрываемый Отходить + вш (ий) Отходивший Построить + енн(ый) Построенный Написать + нн(ый) Написанный Пениться + ящ(ий)Пенящийся Напугать + нн(ый) Напуганный Пугать + вш(ий) Пугавший

Причастие: Благодарю всех за хорошую работу на уроке и надеюсь увидеть вас в качестве своих подданных. Итоги испытаний для подданных принцессы Причастия.

ВЕРНО: поворачивающего

ВЕРНО: свернутые

ВЕРНО: расправляемые

ВЕРНО: дующий

ВЕРНО: смотревший