КОЛМЫЧЕНКО ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» с. Летняя Ставка, Туркменского района, Ставропольского края Идентификатор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Advertisements

Глагол 10 класс. Постоянные признаки глагола ( группы ) Вид ( ехать – что делать? несов. вид, уехать – что сделать? сов. вид ) Спряжение (I или II) Переходность.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Урок русского языка по теме «Причастие и деепричастие: морфология, орфография, синтаксис и пунктуация» Подготовила и провела учитель Зыкова Е.Н.
Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
Понятие о причастии Понятие о причастии Цель урока : знакомство с грамматическими признаками причастия ; формирование умения различать причастия и прилагательные.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Причастие – это Причастие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая самостоятельная неизменяемая часть речи, которая Образовано от глагола.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Курьянова Л.Т. Морфология Части речи в конспектах 5 -9 класс Деепричастие.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Глагол.Глагол.. Глаголы переходные и непереходные. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ.,числ., или местоимением в вин. пад. без предлога,
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Причастие – это часть речи, которая обозначает признак по действию, проявляющийся во времени. Крутящаяся юла, крутившаяся юла Причастие отвечает на вопросы.
Морфология Части речи в конспектах 5 -9 класс Деепричастие.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Транксрипт:

КОЛМЫЧЕНКО ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» с. Летняя Ставка, Туркменского района, Ставропольского края Идентификатор

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: «ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ГЛАГОЛЕ В V- IX КЛАССАХ» (9 КЛАСС)

Цель: 1) Образовательная. Повторить и обобщить изученный материал по теме «ГЛАГОЛ» в V-IX классах. 2) Развивающая. Обучение и вырабатывание навыков конструкторско-технологической деятельности в построении логико-смысловой модели (ЛСМ) по теме «Глагол как часть речи». Вырабатывание навыков работы с информацией: сворачивать и разворачивать ее, развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, конкретизация. 3) Воспитательная. Продолжение работы по воспитанию культуры речи у учащихся. Попутное повторение: безударные гласные в корне слова; правописание приставок, чередующиеся гласные в корне слова, падежные окончания прилагательных, существительных, гласные О-Е после шипящих в корне слова.

ХОД УРОКА I. Оргмомент: 1. Организация класса 2. Объявление темы и цели урока. II. Теоретический блок урока: 1. Работа по повторению и обобщению изученного материала по теме «Глагол» с построением логико-смысловой модели «Глагол как часть речи». Учитель: Сейчас мы повторим с вами все, что мы знаем о глаголе, а вы всю эту информацию по мере повторения поместите на систему координат (у учащихся уже есть навык построения ЛСМ), в результате чего у нас получится логико-смысловая модель «Глагол как часть речи», позволяющая разместить всю информацию о глаголе как части речи.

ВОПРОСЫ: 1. Назовите общее значение глагола 2. На какие вопросы отвечает данная часть речи? 3. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. 4. Какова синтаксическая роль глагола в предложении? (Приведите примеры) 5. Какого вида бывают глаголы? 6. Какие глаголы называются переходными, какие непереходными? 7. Как спрягаются (изменяются по лицам) глаголы? Сколько существует спряжений? Объясните, какие глаголы относятся к первому, а какие ко второму спряжению? 8. Сколько существует наклонений глагола? Что обозначают глаголы в изъявительном, условном, повелительном наклонении? 9. Кроме изменений глаголов по лицам, числам, как еще изменяются глаголы? Сколько времен глагола? 10. Какие глагольные формы существуют? Что обозначает причастие? Что обозначают деепричастия? Назовите разряды причастий и суффиксы, при помощи которых они образуются.

Общее значение

РАСШИФРОВКА ЛОГИКО-СМЫСЛОВОЙ МОДЕЛИ (ЛСМ) «ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ» К1 – Общее значение глагола – действие предмета, отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? К2 – Морфологические признаки глагола: постоянные: вид, переходность, спряжение, непостоянные: наклонение, время, число, лицо, род. К3 – Синтаксическая роль глагола в предложении: сказуемое, подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство. ПРИМЕРЫ: 1. Мы танцуем и поем. 2. Учится – всегда пригодится. 3. Прошу вас подождать. 4. Нетерпение доехать до города овладело мною. 5. Ребята побежали прятаться. К4 – Вид глагола: несовершенный (Что делать?), совершенный (Что сделать?) К5 – Переходность: глаголы бывают переходными (те, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже без предлога) и непереходные (все остальные). К6 - Спряжение глагола: I спряжение, II спряжение, разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать, дать, есть (кушать).

К7 – Наклонения глаголов. Глаголы изменяются по наклонениям: в изъявительном, условном, повелительном. Грамматические особенности: в изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходят (настоящее время), происходили (прошедшее время) и будут происходить (будущее время). Для образования глаголов в условном наклонении служит формообразующая частица –бы (б), эти глаголы обозначают желаемые или возможные действия. Глаголы в повелительном наклонении повелевают к действию (выражают просьбу, требование). Для образования формы повелительного наклонения служат формообразующие частицы (да, давай, давайте, пусть, пускай). К8 – Время глаголов: глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Будущее время имеет две формы: простую и составную. К9 – Особая глагольная форма. У глагола есть две особые формы: причастие и деепричастие. Причастие обозначает признак предмета по действию. Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголу (сказуемым). Причастия делятся на две группы: действительные и страдательные. Действительным причастиям свойственны суффиксы: настоящее время (- ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-); прошедшее время (- вш-, -ш-). Страдательным причастиям свойственны суффиксы: настоящее время (-им-, - ом-, -ем-), прошедшее время (- нн-, -енн-, -т-). Деепричастиям свойственны суффиксы: несовершенный вид (-а-, -я-), совершенный вид (-а-, -я-, -в-, -вши-, -ши-).

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1. Вырабатывание умений и навыков в определении вида глагола и переходности. К доске вызывает учитель двух учеников выполнять Упр. 245 Первый ученик выписывает глаголы несовершенного вида, второй ученик – совершенного вида, класс сам выбирает. Класс работает самостоятельно с этим упражнением Несовершенный видСовершенный вид Не было (неп) Припекало (пер) Сметало (пер) Прикрывало (пер) Замерзал (неп) Хотелось (неп) Пахло (неп) Шумел (неп) Говаривал (пер) Заводит (пер) Сиди (неп) Потрескивали (неп) Коробилась (неп) Пить (неп) Шел (неп) Успели (неп) Накатать (пер) Потеплело (неп) Встанешь (неп) Сходил бы (неп) Сказал (пер) Остановил (пер)

Упр. 349 А) во втором лице (Вспахать) в срок (посеять) в срок урожай будет высок. Весной часом (отстать) днем не (догнать). (Упустить) минуту – (потерять) часы. Б) в третьем лице Кто не (любить) критики, тот не (хотеть) исправи(т,ть)ся. Добрый ж…рнов все (смолоть). Как веревочка (н…) виться, а кончику быть. Пока больной (дышать), он (надеяться).

Задание Найти глаголы Назвать имеющиеся орфограммы Обозначить спряжение глаголов Ответить на вопрос: Информацией какой координаты пользовались, работая с этим предложение.

Вырабативание навыков в определении морфологических признаков глагола и навыков пользования информацией, размещенной на логико- смысловой модели 4. Всем школьникам раздаются морфологические тренажеры с предложениями, на которых они делают морфологический разбор глагола. Тренажеры сдают учителю, позже они оцениваются учителем.

(Пример) ГЛАГОЛ _________________ВЕТЕР СИЛЬНО ДУЕТ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ______________ 1. Часть речи ____________________________________________________________________________ Общее значение МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: Начальная форма _________________________________________________________________________ Постоянные признаки: Вид: сов. __________________________________ несов. ________________________________________ спр. ____________________________ ___________________________ _____________________________ 1 11 разноспр. перех. ____________________________________ неперех. _____________________________________ Непостоянные признаки: Наклонение ____________________________ ______________________ _________________________ изъяв. усл. повел. Число _________________________________ _______________________________ ед. мн. Время (у глаголов изъяв. наклон.) _____________________________ ________________________________ ___________________________ прош. наст. буд. Лицо ___________________________ _____________________________ ___________________________ 1-е 2-е 3-е Род (у глаголов изъяв. накл. прош. вр. и усл. накл. только в ед. числе) _______________________________ _______________________________ __________________________ М Ж СР. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ:

5. Развитие речи. Наклонение глагола. Придумать три предложения с глаголами в повелительном, изъявительном, условном наклонении. 6. Синтаксический разбор предложения. Улыбаясь мне, навстречу шел высокий мужчина, ведущий за руку белокурую девочку. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и обособленным определением, выраженным причастным оборотом, распространенное.) 7. Упр. 352 (I) (в классе) Согласование причастия с существительными. Постановка знаков препинания при обособлении причастных оборотов. 8. От глаголов образовались деепричастия, обозначить в них суффиксы. Обозначить вид. I вариант (деепричастия несовершенного вида) Крича, грохоча, проповедуя, заведуя, мча, мчась, признавая, рисуя, волнуясь, визжа, ропща. Совершенный вид. II вариант (деепричастия совершенного вида) Развеяв, обессилев, прикоснувшись, встретив, оставшись, влезши.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ТРЕНАЖЕРАМ. ЗАДАНИЕ 1. Расставить пропущенные знаки препинания. Обозначить окончания глаголов, их спряжение, переходность. Обозначить суффиксы причастий их разряд. Вставить и обозначить пропущенные орфограммы. Ф…зическ…м телом называют каждое из окружа…щ…х нас тел. Слово м…терия озн…ча…т то, из чего состо…т все существу…щее в пр…роде. Вещества встр…ча…щиеся в пр…роде имеют самые р…зличные плотности. На движ…щийся к…рабль действу…т сила тяги вр…ща…щегося винта, силы сопротивления в…ды и воздуха, сила тяжести и выталкива…щая сила со ст…роны воды. Интересно что водоплава…щие птиц… смазыва…т при помощ… клюва свои пер(?)я ж…ром выд…ля…мым особой железой. К…ртофель прив…зе(н,нн)ый из Америк… сначал… возделывали как д…коративное р…стение.

IV. ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГ УРОКА. Вопросы к классу: Какую часть речи мы повторили сегодня на уроке? Пользуясь ЛСМ, рассказать об этой части речи. На доске записывается предложение. Громадная буйволица, провожаемая комарами, мыча, проламывается сквозь ворота. Учитель просит учащихся посмотреть на предложение внимательно и назвать орфограммы и пунктограммы, относящиеся к теме сегодняшнего урока.

Упр.357, Задание Списать, раскрывая скобки и образуя от глаголов деепричастия. Расставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями. Сделать морфологический разбор деепричастий из 1-го предложения V. Задание на дом. Работа с ЛСМ (упорядочение знаний по теме: «Глагол»)