СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Виды сложных предложений. Цели урока 1. Повторить виды сложных предложений. 2. Уметь различать виды сложных предложений. 3. Закрепить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным 9 класс.
Advertisements

Урок 11 Типы сложноподчинённых предложений по их значению.
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Оптимальные формы и методы работы при подготовке к решению задания А10 Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА» Структура предложения.
Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
1.Повторение знаний по темам: а)основные виды сложных предложений; б)сочинительные и подчинительные союзы; в)значение сложносочиненных предложений; г)
Сложноподчинённые предложения. 1. Сложноподчинёнными предложениями называются такие сложные предложения, части которых связаны подчинительными союзами.
Знаешь ли ты СОЮЗЫ?. Выбери домашнее задание: «4» и «5» - упражнение 360 «4» и «5» - упражнение 360 «3» - упражнение 362 (1, 2 абзац) «3» - упражнение.
С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. С о ю з ы – это служебные.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Связывает однородные члены. Купили хлеб и молоко. Связывает простые предложения в составе сложного. Наступила осень, а листья на деревьях были зелёными.
Причастный оборот и придаточные определительные, Знаки препинания при причастных оборотах. Урок в 7 классе. Горюнова Л А.
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Виды сложноподчиненных предложений. Человек не может быть один. Высшее счастье, радость человеческая – общение с другими людьми. В. Сухомлинский.
Союзы По составу По значению Простые: и, но.. Составные: не только, но и потому что Сочинительные Подчинительные Соединит.: и, да (=и), тоже, также, не.
Виды придаточных предложений определительные изъяснительныеобстоятельственные какой? чей? вопросы косвенных падежей 1) как? каким образом? –обр.действ.
Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы: Простые Составные.
Транксрипт:

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Виды сложных предложений

Цели урока 1. Повторить виды сложных предложений. 2. Уметь различать виды сложных предложений. 3. Закрепить на практике пунктуационные особенности сложных предложений.

Повторим: Какие типы сложных предложений знаете? Как определить, что это сложное предложение? Как определить тип сложного предложения?

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Сложное предложение Бессоюзное (: ;, -) Союзное предложение СложносочиненноеСложноподчиненное

Сложное бессоюзное предложение Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство. Ярослав в недоумении примолк: то, что данное слово можно не сдержать, никак не укладывалось у него в голове. Глинистая дорога разбухла – приходилось жаться к мокрым кустам.

Проверь себя. 1. Лесные птахи умолкли даже белки перестали носиться над головами. 2. Послышались удары топора дерево рухнуло. 3. Он поднял голову перед ним стоял незнакомец. 1. Запятая 2. Тире 3. Двоеточие

Сложносочиненное предложение В таком предложении простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются сочинительными союзами. Виды сочинительных союзов: 1. Соединительные: И, ДА(И), НИ-НИ, ТОЖЕ,ТАКЖЕ 2. Разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО, ТОЛИ-ТОЛИ 3. Градационные: НЕ ТОЛЬКО, НО И…, КАК, ТАК И… 4. Пояснительные: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО 5. Противительно-уступительные: А, НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ

Сложноподчиненные предложения В таком предложении одно из простых предложений является главным, другое - придаточным. И от главного можно задать вопрос придаточному. В домике этом, хотя время уже перевалило за полночь, сквозь щели закрытых ставней просвечивает огонек. […, (хотя… ), …]

Виды подчинительных союзов 1. Изъяснительные: ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО 2. Временные: КАК, КАК ТОЛЬКО, ПОКА 3. Причинные: ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ОТТОГО ЧТО 4. Цели: ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ 5. Условия: ЕСЛИ, РАЗ 6. Сравнительные: (КАК) БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ЧЕМ 7. Уступительные: ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО 8. Сопоставительные: ЧЕМ, ТЕМ; ПО МЕРЕ ТОГО, КАК 9. Следствия: ТАК ЧТО

Проверь себя Определить вид сложного предложения. 1. Ворота распахнулись, едва они подступили к ограде. 2. Сомнений не было: скоро разразится долгожданный ливень. 3. Как-то внезапно потемнело, и разговаривать не хотелось. 4. Но тут мы выехали на очередной пригорок, с которого открывался вид на песчаный пляж, и все грустные мысли мгновенно испарились. 1. Сложноподчин 2. Бессоюзное 3. Сложносочин 4. Сложное с сочинительной и подчинительной связью

В И Д Ы С П П Изъясни - тельные Определи - тельные Обстоятель - ственные Присоедини - тельные Какой? Чей? Который? ?? Косвенных падежей ?? Обстоятельств [ сущ. ], ( с.сл. ) [ ], ( с.сл., союз ) [ ], ( с.сл., союз ) [ ],( с.сл. ) ?

Найдите предложения с придаточными определительными. Укажите средства связи. 1.Безветрие и все небо залито ровной синевой. 2.Мы ночевали в гостинице где уже останавливались. 3.В воздухе чувствовался травяной запах плывущий с полей. 4.О человеке к которому я направился ходят легенды. 5.Зазеленел листок стал пригож лесок. 6.Майор спросил где находится штаб. 7.Увидев дом возле железной дороги я остановился. Ответ: 2, 4

Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом. 1) Обычаи, которые регулируют общение людей, появились давным-давно. 2) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. 3) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест. 4) Грибоедов в комедии «Горе от ума» поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики. Ответ: 3, 4

Какой частью речи является слово ВОЗЛЕ в предложении 7? Увидев дом возле железной дороги я остановился. 1) местоимение; 2) наречие; 3) частица; 4) предлог. Ответ: 4 (предлог)

1. Безветрие и все небо залито ровной синевой. 2. Мы ночевали в гостинице где уже останавливались. 3. В воздухе чувствовался травяной запах плывущий с полей. 4. О человеке к которому я направился ходят легенды. 5. Зазеленел листок стал пригож лесок. 6. Майор спросил где находится штаб. 7. Увидев дом возле железной дороги я остановился. Среди предложений найдите сложное, одна из частей которого является односоставным назывным предложением. Ответ: предложение 1

Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Укажите номер предложения. (1)Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? (2) Именно потому Пушкин – поэт действительности. (3)Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. (4) Это его чудесное свойство, которое понял Белинский. Ответ: предложение 3

В каких предложениях придаточное причины? А) Солнце светило так ярко, что всё кругом сверкало и искрилось. Б) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трёх портретах в чёрных деревянных рамах. В) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу. Г) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю. Ответ: предложение Б, В, Г

В каком предложении придаточное цели? А) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом. Б) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. В) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги не собьют. Г) Если за день ничему не научишься, значит весь день шёл назад. Ответ: предложение Б

Запишите предложения. Графически объясните пунктуацию. 1) Изредк… солнечный луч прорвавшись сквозь тучи падал на отдельные березы которые вспых…вали одна за другой как золотые факелы но (тот) час гасли. 2) Плавающие льды попадались все чаще но (не) сплошными ма...сами а (в) виде красивых торосов пр...хотливые оч...ртания которых пр...водили в восторг людей (не) бывавших в северных морях.