Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места. находить СПП с придаточными места в тексте, знать, на какие.
Advertisements

Придаточные изъяснительные. Повторение Какие предложения называются СПП Как отличить союз от союзного слова ? Расскажите о СПП с придаточными определительными.
Тема: Виды сложноподчиненных предложений. СПП с придаточными изъяснительными и определительными.
Цели урока: Познавательные: - повторить опознавательные признаки СПП; - проверить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - познакомить.
Любовь к русскому языку одна из неотъемлемых частей того чувства которое мы называем любовью к родной земле. К. Г. Паустовский.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Устное сообщение на лингвистическую тему Цель: создать условия для формирования коммуникативной,лингвистической, культуроведческой компетенции через использование.
называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного.
Вопрос А 24 Знаки препинания в сложном предложении с придаточным определительным.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Тема урока: Виды сложноподчиненных предложений. Создание рисунка в векторном редакторе.
Сложноподчиненные предложения. Проблемный вопрос: Является ли предложение Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царём Навуходоносором,
Придаточные изъяснительные Выполнила: Кусепова Земфира Ученица 9 Б класса Учитель: Альфира Тимуровна.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Сложноподчиненное предложение Ховрич Ольга 9 класс.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Урок русского языка в 9 классе компенсирующего обучения.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Транксрипт:

Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.

маркетинг брифинг рейтинг мониторинг консалтинг

маркетинг - управление брифинг - пресс-конференция рейтинг - оценка мониторинг - наблюдение консалтинг - консультирование

СПРАВЛЯЛАСЬ2 СПРАВИТЬСЯ справ и ть ся [П64,П81,П87,Тих] с прав и ть ся [СМ] справ к а [П64,П81,П87,Тих] спра'виться справл-я'-ться,II справляться,I справить спра'в-к(а) спра'воч-к-а спра'воч-ник спра'воч-н(ый) спра'вочн-ая, сущ. справл я ть ся [Тих,П64,П81,П87] справл я ть ся [ЛО] с прав л я ть ся [СМ] [П64] Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь / Ред. С.Г.Бархударов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, с. (Ок слов; 1-е изд ) [Тих] Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок слов / Под ред. А.Н.Тихонова.- М.: ТОО "Словари", с. [СМ] Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Ок слов.- М.: Рус. яз., с. (5000 морфем (корней, префиксов, суффиксов)) [ЛО] Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь / В.В.Морковкин, Н.О.Беме, И.А.Дорогонова, Т.Ф.Иванова, И.Д.Успенская; Под ред. В.В.Морковкина.- М.: Рус. яз., с.

Людей [ лудэй'] Л [л] – согл., зв., непар., мяг. пар. Ю [у] – гл., безударный Д [д] – согл., зв., пар., мяг., пар Е [э] – гл., ударный Й [й] – согл., зв.непар., мяг., непар. 5 б., 5 зв.

Кончив с волосами, Наташа опять повернулась к окну, став так, чтобы не мешать Корневу. 1. Повеств. 2. Невоскл. 3. Сложное, союзное, СПП с придаточным образа действия. 4. Связь: интонация, союз чтобы. как? [ |ДО |, - =, |ДО |], чтобы ( = ).

УТВЕРЖДЕНИЕВЕРНО/ НЕВЕРНО 1 Сложноподчинённое предложение – это сложное союзное предложение, части которого соединены подчинительной связью. 2 Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов. 3 Союзные слова могут быть заменены словами других самостоятельных частей речи. 4 Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 5 Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы где? куда? откуда? 6 К придаточным образа действия и степени ставятся вопросы как? каким образом? в какой степени? 7 Придаточные образа действия и степени прикрепляются с помощью союзов что, чтобы, будто, словно и др. и союзных слов как, насколько и др. 8 Придаточная часть у таких предложений располагается перед главной.

УТВЕРЖДЕНИЕВЕРНО/ НЕВЕРНО 1 Сложноподчинённое предложение – это сложное союзное предложение, части которого соединены подчинительной связью. + 2 Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов. - 3 Союзные слова могут быть заменены словами других самостоятельных частей речи. + 4 Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? + 5 Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы где? куда? откуда? - 6 К придаточным образа действия и степени ставятся вопросы как? каким образом? в какой степени? + 7 Придаточные образа действия и степени прикрепляются с помощью союзов что, чтобы, будто, словно и др. и союзных слов как, насколько и др. + 8 Придаточная часть у таких предложений располагается перед главной. -

(1) Какими симптомами и признаками скрытой манипуляции может воспользоваться наше сознание и интуиция? (2) Напомню главные. (3) Как только политик или диктор начинает говорить на птичьем языке, вворачивая малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра, значит, идет манипуляция (возможно, «вторичная», когда и сам говорящий является марионеткой манипуляторов). (4) Если бы говорящий желал, чтобы его сообщение было понято и осмыслено, а не заучено или внушено, то он сделал бы его доходчивым и построил в форме диалога. (5) В нашей жизни, за исключением чисто профессиональных сфер вроде науки и техники, нет проблем, которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке. (6) Непонятные слова имеют или целью подавить слушателя фальшивым авторитетом «эксперта», либо выполняют роль шаманского заклинания и призваны оказать гипнотизирующий эффект. (7) Бывает также, что они прикрытие самой наглой лжи, как это и было, например, в случае с ваучером. (8) В общем, язык важнейшее диагностическое средство, недаром и врачи его смотрят. (С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием)

1.В каком предложении выражена основная мысль автора? 5 2. К какому стилю и типу речи относится данный текст? публицистический стиль рассуждение

3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «манипуляция» (предложение 3) 1. Сложный прием, сложное действие над чем-л. при работе руками. 2. Цирк. Показ фокусов, основанных на ловкости рук, на быстроте и точности движений кистей и пальцев. 3. перен. разг. пренебр. Ловкая проделка, махинация. 4. Тех. Действие манипулятора (в 3 знач.).

4. Какие средства выразительности используются в тексте? ряды однородных членов фразеологические обороты вводные слова метафоры сравнительный оборот 5. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. воспользоваться 6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. изложить

5. Назовите в третьем предложении деепричастный оборот. вворачивая малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра 6. В 4-м предложении найдите краткие страдательные причастия. Понято, осмыслено, заучено, внушено 7. Найдите и назовите номер предложения с придаточным определительным. (5 ) [В нашей жизни, за исключением чисто профессиональных сфер вроде науки и техники, нет проблем], (которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке).

Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло. (Герцен А.И.)

союз.сл. где? (Где не погибло слово), [там и дело еще не погибло]. (Герцен А.И.) где? (союз.сл. ГДЕ = -), [ук.слово ТАМ - =].

Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (А.С.Пушкин)

КУДА? [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный ум...) (А. Пушкин) КУДА? [ = ], ( СОЮЗ.СЛ. КУДА = - )…

союз.сл. где? (Где не погибло слово), [там и дело еще не погибло]. (Герцен А.И.) где? (союз.сл. ГДЕ = -), [ук.слово ТАМ - =]. КУДА? [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный ум...) (А. Пушкин) КУДА? [ = ], ( СОЮЗ.СЛ. КУДА = - )…

1.Обозначают место или направление движения. 2.Отвечают на вопросы где? куда? откуда? 3.В главной части возможны указательные слова там, туда, оттуда. 4.Придаточные места прикрепляются ко всей главной части союзными словами где, куда, откуда. 5.Расположение придаточной части по отношению к главной – любое.

Упражнение Коля слушал плохо и всё поглядывал туда, где среди листвы было видно черное платье Анфисы. куда? [ - = и = ук.сл.туда], (союз.сл. где = -). 4. Чайковский хотел спасти от вырубки сосновый лес вблизи усадьбы там, где он в то время жил. где? [- = ук.сл. там], (союз.сл. где - =). 5. А там в сознании, где ещё вчера было столько звуков, осталась одна пустота. где? [ук.слово там …, (союз.сл. где = -), = - ]. 6. Поездки туда, откуда родом идут все его домашние, не прекращаются. куда? [ - ук.слово туда, (союз.сл. откуда = - ), = ].

1 группа: I. 1. Б, В. 2.В. 3.Б. II. 2, 4. 3 группа: I. 1. II. 4 2 группа: I.1 II. 1. Б, Г. 2. Б. 3. В.

§13, упр. 118 §13, упр.119.

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев) Как материал словесности, язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А.С.Пушкин) Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка. (А.П.Сумароков ) Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. (В.Г.Белинский)

НАДЕЮСЬ, ВЫ СПРАВИТЕСЬ С ЗАДАНИЕМ НА «ОТЛИЧНО»!