Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель изобразительного искусства Чекашкина Ирина Ивановна ГБОУ ШК. 210 Центрального района г. Санкт - Петербу рга.
Advertisements

Глава I. Зарождение и становление народных картинок до конца XVII века. картинок до конца XVII века.
Учитель изобразительного искусства Чекашкина Ирина Ивановна ГБОУ ШК. 210 Центрального района г. Санкт - Петербу рга.
Лубо́к вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают.
Книжная и промышленная графика.. Гравюры. Русский лубок.
г. Пашкина С.И.. Книги в том виде, в каком мы их знаем, появились только в средние века. Папирус, свернутый в трубочки, заменял их. Листы.
Библиотечный урок для учащихся 3-5 классов Материал подготовила: Зав.библиотекой МОУ СОШ 7 Г.Комсомольска-на-Амуре Лярская Ирина Сергеевна.
Декоративно - прикладное искусство, народные промыслы Центральной России. Выполнила : Алексеева Дарья.
Тема моей работы – «ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Цель данной работы – обосновать значимость иллюстрации в детской книге и ее влияние на любовь.
Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря» Ефименко Лариса Сергеевна, Учитель МБОУ «СОШ 10» Тбилисский район Краснодарский край.
Русские богатыри на картинах В.М.Васнецова Проект подготовил Олег Косицын, 6 б класс МОУ СОШ г.
Картина В.М.Васнецова «Богатыри» Работу выполнила: Ученица 3 класса «А» Прогимназии 1723 Белхороева Амина.
«Золотая книга Русской культуры» Презентацию подготовила ученица 10 б класса МОУ СОШ 3 Лексина Елена Руководитель: Соломина Ирина Михайловна, учитель музыки.
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Автор презентации: Милушева Е.В., Донецкая гимназия 41, Украина.
Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме: Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Учитель изобразительного искусства Кобылкина Галина Васильевна.
Презентацию подготовила: Базанова Елена Михайловна.
КАК КНИГИ К НАМ ПРИХОДЯТ? Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 103 Подготовила Корыткина Г.Б.,воспитатель.
LOGO «Из чего состоит книга» Библиотечный урок для 2-4 кл.
Как построена книга Библиотечный урок для учащихся 2 классов.
Транксрипт:

Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную любовь и признание Коршунова С.В. ГБОУ СОШ 455 г. Санкт-Петербург

Лубком, лубочной картинкой или потешным листом, называется дешевое массовое издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом. Мишенька Иваныч, лубочная картинка, 1866 г. «Рачительное домоводство» ( ) Без лубочных картинок наше представление о быте и прошлом русского народа было бы не полным.

Первые лубочные картинки появились в Китае в IX веке и связано это с развитием книгопечатания. В печатном станке вместо текста закреплялась доска с выгравированным изображением, с неё делали оттиски, которые потом закрашивали от руки. Игра в ножной мяч в сопровождении оркестра. Гравюра периода Мин. Гравюра по дереву XV столетия эпохи империи Мини по новелле «Речные заводи» китайский роман XV века,, изображающая игру в цуцзю».

В Европе они получили распространение в XV веке, в нашу страну их привозили в качестве подарка царю и боярам, а потом и на продажу. Есть документы, свидетельствующие, что у патриарха Никона их было 270 штук, большей частью, правда ещё фряжских. А царевичу Петру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста. Страница Библии бедных. Европа. XV век

Размеры картинок были разные: от тридцати – сорока сантиметров до метра и больше – эти склеивались из отдельных оттисков, из двух, трех, четырех. Первое время гравюры резали только на дереве. Потом появились лубки, отпечатанные с гравюр на металлических пластинах. Трапеза благочестивых и нечестивых. Середина 18 века Четверик (состоял из 4 склеенных листов)

была связана с тем, в те времена он был важнейшим источником информации, которыми в наши дни наделены газеты, журналы, книги, учебники, телевидение, плакаты, настенные календари, песенники, фотографии все вместе взятые. Букварь Кариона Истомина за 1694 год Солнце, луна и знаки зодиака. Гравюра на дереве XVII век. Первый русский календарь 1709 года издания «Брюсов календарь» Популярность лубка

Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон. "Архангел Михаил – воевода небесных сил" (1668), Адам и Ева. Василий Корень. XVII век.

Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" - изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой». Русская песня кон х или нач х годов Русская разгульная масленица ( ) Медведь с козой. Ведь одна из задач лубка – развеселить русского человека. Горя, плача и нытья в русском лубке никогда не было.

«Яга-баба с пестом идет с коркодилом драться…» В те времена народ называл Петра Первого коркодилом. Под коркодилом нарисован корабль, детище Петра, который и подтверждает сходство с ним. Его жену, Екатерину, считали злой колдуньей, приворожившей царя. Почему автор лубка написал коркодил?

Этот лубок был сатирой на Петра Первого ещё при его жизни - аккуратно подстриженные усы (народ не принял указ царя о бритье бороды и платил сбор), а так же пародия на длинный титул царя. Богатырь Алеша Попович. Конец XVIII века Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский славно жил, сладко ел…. Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям.

«Котово погребение» Все тот же кот казанский, но только мертвый. Лежит в санях, которые тащат мыши. И по всей картинке расположены тексты: Вот он, кот казанский. Теперь он беспомощен. «Мыши кота погребают, недруга своего провожают …. Знатные подпольные мыши напоследок коту послужили, на чухонские дровни, связав лапы, положили»

«Мышь пищит пироги тащит» «Мышка тянет табачишка» «Мышь едет на колесах, а заступ в тороках да склянца вина в руках» «Мышь веселая в волынку играет песни напевает кота проклинает»

Изображение Куликовской битвы. Вторая половина 1890-х гг. Художник И. Г. Блинов. Панорама Выговского и Лексинского общежительств и поклонение иконе Богоматери год. Художник Тарасов В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как «иллюстрации русской действительности». Лубок про можайских крестьян-партизан 1812 года отряда Кондратия Кондратьева. Во время Отечественной войны 1812 было издано множество патриотических лубков с рисунками и подписями.

В Москве, на подходах к Спасским воротам Кремля, вдоль стены Китай города жались друг к другу дощатые и бревенчатые палатки. Все от крыш до земли увешаны яркими лубочными картинками. В шесть утра открывались ворота в Кремль, и у палаток сразу же появлялся народ. Виктор Васнецов. Книжная лавка

А ещё в Москве, неподалеку от Сретенских ворот, в переулке сохранилась церковь "Святая Троица в Листах». К её ограде обычно приносили типографские мастера на продажу листы с картинками.

Каждый год, лишь устанавливался санный путь, тысячи крестьян суздальского уезда Владимирской губернии покидали родные деревни. Н.А. Кошелев. Офеня-коробейник Это отправлялись на заработки офени – бродячие торговцы мелким ходовым товаром. Многие месяцы, а то и годы после ухода офени в деревенских избах продолжали листать азбуки и разглядывать картинки, прозванные «лубочными»

Многие крестьяне имели в своей избе целую «картинную галерею». К каждому празднику вывешивалась своя лубочная картинка. Андрей Попов. Демьянова уха И как отмечает один из бытописателей начала XX века, «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, чтобы купить несколько картин»

Благодаря лубку тысячи русских людей познали грамоту и узнали произведения И. Крылова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н. Некрасова. Иллюстрация к сказке «Сильный богатырь Буслай Буслаевич» (гравюра на дереве, 1766). А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке гг. И.А.Крылов. Слон и Моська гг.

Основных красок, которые создали необыкновенный, яркий и веселый мир лубка, было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая и красная. Черная цвет самой печати. Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства.. Это чувствуется во всем образном и цветовом строе рисованных настенных картинок. Голубые, коричневые и прочие цвета стали применятся в раскраске только в 19 веке.

Важное место в лубке занимал текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками. Раскольник и цирюльник е годы «Раскольник говорит слушай цирюльник я бороды стричь не хочу вот гляди я на тебя скоро караул закричу» «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь»

Во второй половине XVIII века народное творчество стало для господ совсем чужим и непонятным. Их жизнь протекала в обстановке западноевропейского изящества. Дворцы, балы…. В двух совершенно разных духовных мирах жили господа и труженики. В Селе малом Ванька жил. XIX век Прежние гонения на лубок не идут ни в какие сравнения с жесточайшей цензурой. К концу XIX века тиражировались какие угодно картины. Издавалось множество газет и иллюстрированных журналов. Стали доступными книги.

Лубочные листы как самостоятельные графические произведения перестали выпускаться в России в 1918, когда все печатное дело стало государственным и попало под единый идеологический контроль. Но старые лубочные листы все по-прежнему были любимы в деревне. Русский лубок повлиял на творчество многих русских художников, но особенно на творчество И.Билибина и Б.Кустодиева, которые создали свой неповторимый народный стиль. И.Я.Билибин. Марья Моревна. 1900

А мастера русской лаковой миниатюры Мстеры и Холуя сохранили в своих росписях незабываемый лубочный стиль. Конек-Горбунок. Холуй В плакатах, сатирических карикатурах, комиксах мы можем увидеть продолжение лубочных картинок простых, ярких и доступных Мстерская лаковая миниатюра

/ Интернет ресурсы: Литература: 1.Ю.Овсянников. Русский лубок. Москва. Советский художник А.Рогов. Кладовая радости. Москва. Просвещение. 1982