Коммуникативные качества речи. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 53» г. Кургана Ефимова Нина Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Качество речи Выполнила Шарнина Юлия ученица 11класса.
Advertisements

Тема 4. Культура речи Тема 4. Культура речи Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения,
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Речевое оформление сочинения Критерии: Речевое оформление сочинения Критерии: Смысловая цельность Смысловая цельность Связность Связность Логичность Логичность.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Норма литературного языка - Это общепризнанные, общепринятые правила употребления слов, словосочетаний.
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Тема: Языковой паспорт говорящего.. Понятие о языковом паспорте Языковой паспорт говорящего – это то впечатление, которое он создаёт о себе своей речью.
ТРОПЫ слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо.
«Речь педагога – залог успешного речевого развития ребенка» Докладчик: Учитель-логопед 1 квалификационной категории Платонова Ирина Викторовна.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Выполнили: Индюшкина Ольга, Салимова Ксения. Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Зеленая – самая безопасная дорожка. На ней можно ошибиться 2 раза и правильно тоже ответить 2 раза, но это самый длинный путь к победе. На желтой дорожке.
Транксрипт:

Презентация по теме «Коммуникативные качества речи» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 53» г. Кургана Ефимовой Нины Николаевны

Коммуникативные качества речи 1. Правильность 2. Точность 3. Выразительность 4. Чистота 5. Богатство 6. Уместность

1. Правильность речи Правильная речь – речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Норма литературного языка – закрепившийся, общепринятый в языковом коллективе вариант произношения, грамматики и словоупотребления. Понятие нормы включает правила: ударения, произношения, образования слов и их грамматических форм, сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения, написания слов и постановки знаков препинания, употребления слов и устойчивых сочетаний.

Специфической чертой литературного языка является кодификация нормы, т.е. возведение ее в степень закона. При кодификации происходит сознательный отбор того, что предписывается употреблять как правильное. Кодификация фиксирует то, что существует в течение долгого времени, и закрепляет данное правило в учебниках, словарях, справочниках. Обязательной называется норма, диктующая один вариант употребления как единственно верный. Вариативной называется норма, допускающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном литературном языке: творог и творог.

Точность речи Точная речь – речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Главное условие точной речи – хорошее знание предмета речи. Точность в выборе слова предполагает различение дополнительных стилистических значений, умение выбрать слово из синонимического ряда, исключить многозначность, разграничить паронимы (эффектный – эффективный), применять правила лексической сочетаемости слов. Непродуманное сочетание слов делает речь неточной: «Молодые люди вольно или невольно сваливают под один ярлык сомнительные ценности».

Выразительность речи Выразительная речь – речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. Условия выразительной речи: 1. Самостоятельность, творческий характер мышления. 2. Психологическая установка говорящего. 3. Хорошее знание языка, его стилистических ресурсов, выразительных возможностей. Выразительные средства речи – тропы и фигуры речи.

Тропы: метафора, сравнение, эпитет. Метафора – троп, состоящий в перенесении значения с одного предмета (или явления) на другой на основе сходства. Структура метафоры включает следующие элементы: 1) два сравниваемых предмета (или явления); 2) признак, по которому они сопоставляются. Сравнение – троп, основанный на сопоставлении одного явления или предмета с другими (Лес словно терем расписной …) Эпитет – троп, определяющий предмет или действие, подчеркивающий в них какое-либо характерное свойство, качество. (Мужественный полководец, бесстрашный воин).

Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливаются выразительность речи, ее воздействие на адресата. Фигуры речи: антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос. Антитеза – фигура, в которой для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия. В ее структуру в качестве компонентов входят два или более антонима. Например: «Эйфория побед на Балтике сменилась «удручающими поражениями на юге России …» Градация – фигура с таким расположением слов, при котором каждое последующее усиливает (ослабляет) семантику предыдущего, благодаря чему создается нарастание (ослабление) производимого ими впечатления. Компоненты градации образуют градационные ряды. Например: «Соберитесь после моего ухода, вопросите свою совесть, право и справедливость и представьте ваше мнение о наказании. Я прошу вас не обращать внимания ни на личность, ни на общественное положение виновного и произнести ваш приговор над ним по совести и законам.

Инверсия – намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. Слово, нарушившее этот порядок, получает усиленную смысловую нагрузку. Например: «Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота …» Риторический вопрос – фигура выделения смысловых центров речи. Он привлекает внимание к той мысли, которая в данный момент находится в центре обсуждения. Например: «Кто прав? Где истина? В какой же цветовой гамме, в тёмной или в светлой, создавать облик последнего царя, какими красками рисовать портрет того времени России?».

4. Чистота речи Чистая речь – речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Засоряют речь слова-сорняки, вульгаризмы, жаргонизмы. Употребление диалектизмов противоречит требованиям чистоты речи. Вызывает затруднение в восприятии речи неоправданное употребление заимствованных слов.

5. Богатство речи Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. Аспекты богатства речи: лексический, семантический, синтаксический. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью. Богатой, разнообразной речи противостоят штампы (механические повторы стереотипных, шаблонных словосочетаний или высказываний).

6. Уместность речи Уместная речь – речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Уместность речи – качество функциональное, предполагает знание стилей литературного языка, тех языковых средств и приемов их организации, которые отличают каждый из этих стилей. Уместность как качество речи важно в социальном аспекте, так как регулирует речевое поведение, способствует личностно-психологическому контакту с собеседниками, взаимопониманию. Уместность речи контекстуальная стилевая