Профилактика и лечение заболеваний органов зрения у детей Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарушение зрения у школьников 1-2 – х классов и их профилактика. Работу выполнила Ученица 2 а класса Долинская Настя Руководитель: Лонгинова Виктория Владимировна.
Advertisements

- Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. - В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.
«Специфика работы учителя- дефектолога по сопровождению детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Сидоревич Светлана Михайловна Учитель - дефектолог.
Подготовила Друзина Г. И., руководитель структурного подразделения « Детский сад « Радуга » МКОУ - ООШ с. Грачевка.
З РИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Каштанова Юлия Сергеевна Учитель-дефектолог МБДОУ 44 г. Калуги.
Организация коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями зрения в условиях детского сада компенсирующего вида.
Выполнила учитель I категории Чеснова Юлия Андреевна МОУ ЦО 49 г. Тверь.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 32 «Росинка» Презентация коррекционно- развивающей работы в группе.
Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Старшая группа «В» Воспитатели: Целюх М.П., Борисова Н.В.
Глаз как оптическая система. Строение глаза: Изображение в глазе: Теперь рассмотрим глаз, как оптическую систему. Она включает в себя роговицу, хрусталик,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа 1» Анимированные физминутки Учитель начальных классов Санькова.
«Физкульт-минутка». Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но возможный фактор.
Позняк Т.И Образование - высшее Стаж работы 20 лет Муслимова О.А Образование – высшее Стаж работы 18 лет Банных Т.И Образование высшее Стаж работы – 20.
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Условия зачисления в ДОУ Дети в возрасте от 2 до 7 лет, страдающие рефракционной и дисбинокулярной амблиопией (острота зрения.
Автор: Петрова Светлана Анатольевна, учитель- дефектолог (тифлопедагог) ГБДОУ детский сад 25 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
Беседа для родителей на тему : «Берегите зрение у ребенка!» Для родителей 1-4 классов СОШ 1 г.Кировское.
Выполнила студентка 3 курса Попова Карина.. Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного.
Снятие зрительного напряжения (методы и приемы). Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного)
Тема Здоровьесберегающие технологии со сменой деятельности способствующие сохранению здоровья учащихся на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной)
Здоровье – залог успешного воспитания и обучения.
Транксрипт:

Профилактика и лечение заболеваний органов зрения у детей Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад 98 «Хрусталик» г. Вологда Учитель-дефектолог Лаптева С.Л.

«Глаза – самый ценный и удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются зеркалом души» «Глаза – это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительного внимания»

цель Познакомить аудиторию с методами профилактики и лечения заболеваний органов зрения у детей

Содержание Вступление Факторы развития близорукости Факторы Меры предупреждения близорукости Меры предупреждения Значение проведения упражнений для глаз Значение Направленность упражнений для глаз Направленность Комплекс оздоровительных упражнений для глаз «Зрительная гимнастика» Комплекс Упражнения в стихах для самых маленькихдля самых маленьких Дополнительный релаксационный и аккомодационный комплексы Дополнительный Зрительные гимнастики с использованием специальных таблиц и тест – объектов Зрительные гимнастики Коррекционные зрительные физкультминуткифизкультминутки Этапы офтальмологического лечения Коррекционные упражнения Темы консультаций и рекомендаций для родителейдля родителей

Зрение - прекраснейший дар природы, позволяющий познавать и видеть окружающий мир. Половина биоэнергии, потребляемой организмом, тратится на зрение; 90% всей информации об окружающем человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу, а отдыхают они лишь во время сна. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органов зрения, и сохранение их полноценной функции на будущее.

Факторы развития близорукости Плохая освещенность рабочего места Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий Неправильная посадка детей во время чтения и письма Неправильное чередование учебы и отдыха

Меры предупреждения близорукости Приучать детей к правильной посадке при чтении и письме Создать такой режим дня, чтобы не было переутомления Обеспечить хорошее освещение рабочего места Регулярное проведение специальных упражнений для глаз

Значение проведения упражнений для глаз Тренируют мышцы, управляющие движениями глаз Активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода Хорошо снимают умственное утомление

Направленность упражнений Улучшение и сохранение зрения Профилактика близорукости и дальнозоркости

Оздоровительный комплекс упражнений для глаз «Зрительная гимнастика» Релаксационный комплекс Динамический комплекс Тренировка и укрепление глазодвигательных мышц Снижение визуального напряжения

Релаксационный комплекс АутотренингБесконтактное прогревание ПальмингПальцевый самомассаж

Динамический комплекс 1.Плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз). 2.Быстро моргать в течение 1-2 мин. 3.Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, по часовой стрелке, против нее. 4.Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа.

Гимнастика в стихах для самых маленьких Раз - налево, два - направо, три - наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного точки возле своих глаз. Сил дадим им много - много, чтоб усилить в тыщу раз!

Дополнительный релаксационный и аккомодационный комплексы Глазной тренинг с использованием специальных таблиц

Зрительные гимнастики

Использование тест - объектов

Зрительные гимнастики с использованием специальных таблиц «Фруктовый сад»

«Цветочная полянка»

«Осенний листопад»

«Ягодный восторг»

«Фигурная россыпь»

Коррекционные физкультминутки - это элемент двигательной активности, такой перерыв в занятии, который позволяет снять мышечное напряжение и статическую нагрузку, связанную с сидением. Значение физкультминуток еще более возрастает с дошкольниками, имеющими зрительную и речевую патологию. Эти дети, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются. В ходе занятий им особенно необходима двигательная зарядка. Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность, а у детей со зрительными нарушениями, кроме того, уменьшается, снимается напряжение с глаз. В коррекционных физкультминутках дети прослеживают движения рук, траекторию полета насекомых, имитируют различные виды движений, учатся ориентироваться в пространстве.

Зрительные физкультминутки «Дождик» «Новоселье у зимы» «Зимний лес» «Солнышко» «Кошка» «Самолет» «Жук» «Мама» «Урожай» «Игра»

Направления лечебно – восстановительной работы в учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Общеоздоровительные мероприятия, лечение сопутствующих заболеваний, организация жизненного режима с учетом зрительных нагрузок. Офтальмологическое, в том числе и аппаратное лечение. Поддерживающая лечение коррекционно – педагогическая работа, включающая соблюдение зрительного режима, а также организацию специальных коррекционных упражнений, необходимых на определенных этапах лечения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ЛЕЧЕНИЕ (лечебно - восстановительная работа) ВОСПИТАНИЕ (коррекция и развитие несенсорных функций) ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (коррекционно – педагогическая работа)

НАПРАВЛЕНИЯ В КОМПЕНСАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЕДИКО – КОРРЕКЦИОННОЕ ПСИХО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Основные направления коррекционно- педагогической работы тифлопедагога I Коррекционно – развивающая работа 1.Развитие зрительного восприятия 2.Профилактика и преодоление вторичных отклонений 3.Коррекция и развитие познавательной деятельности 4.Коррекция и развитие несенсорных функций II Поддерживающая лечение коррекционная работа 1.Соблюдение зрительного режима 2.Специальная подготовка к проверке остроты зрения, характера зрения и лечению на аппаратах 3.Организация специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённом этапе лечения

Этапы офтальмологического лечения I этап – плеоптический: повышение остроты зрения до возрастной нормы (пристальное рассматривание и перцептивные действия с мелкими предметами) II этап – ортоптический: устранение косоглазия, тренировка аккомодации и глазодвигательных мышц (тренировка аккомодации, развитие глазодвигательных функций) III этап – диплоптический: восстановление бинокулярного слияния (выполнение соотносящих практических действий, развитие глазомерной оценки)

Коррекционные упражнения на плеоптическом этапе лечения сортировка семян, косточек и др. группировка вокруг образца классификация по заданным признакам рассматривание предметов, изображений, цветных слайдов подбор парных картинок обнаружение ошибок в рисунках рассматривание через цветные фильтры, полупрозрачную бумагу упражнения с использованием электрифицированных игрушек составление целого из частей (картинки, паззлы) плетение ковриков игры с мозаиками, мелкими предметами обводка трафаретов по внутреннему и внешнему контуру

Составление целого из частей

«Сортировка» Обводка по трафарету

Коррекционные упражнения на ортоптическом этапе лечения наблюдение за движущимися предметами рассматривание и узнавание движущихся предметов прослеживание взглядом за движущимися предметами (прокатывание мячей, шаров) прослеживание пути по дорожкам (сдвоенные, строенные, пересекающиеся, разно- и одноцветные) нахождение пути (лабиринты с препятствиями) постепенное соединение двух картинок до полного слияния и постепенное выведение из поля зрения наложение контурных и силуэтных изображений на оригинал зрительная гимнастика с использованием горизонтальных и вертикальных рядов, постепенно увеличивающихся или уменьшающихся упражнения с рисованием упражнения на развитие зрительно – моторной координации

«SPIROGRAPH» - ручной компьютер Развитие зрительно – моторной координации

Коррекционные упражнения на диплоптическом этапе лечения упражнения на соотносящие практические действия с предметами (игры с конструкторами, вкладышами, шнуровками, нанизыванием и т.п.) попадание шариком в пробирку попадание длинной палочкой в кольцо попадание длинной указкой в середину названного предмета (игры «Тир», «Мишень») надевание кольца на конус посадка бабочки (на длинной веревочке) на цветок ловля рыбок удочкой с магнитиком попадание в цель (игры с мячом, с кеглями, в городки) прокатывание шаров, мячей в ворота игры со стереотренерами рассматривание картинок в стереопроекторе рассматривание трехплановых картин работа со светотеневыми отношениями тренировка механизмов восприятия удаленности и глубины через описание изображений и моделирование (составление макетов) тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации

Упражнения на соотносящие практические действия

«Поймай рыбку» «Стереомат»

Общие коррекционные упражнения (для всех детей с нарушениями зрения) на развитие зрительно – моторной координации на локализацию (развитие быстроты реакции при узнавании и выделении предмета из множества) на развитие различительной способности (по цвету, форме, величине, сравнение предметов и сюжетных изображений) на расширение поля взора (пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении при фиксированном положении головы) и поля зрения (пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении) на развитие аккомодации (процесс приспособления к ясному видению предмета на различном расстоянии) на развитие конвергенции (процесс сведения зрительных осей до их пересечения в точке фиксации) на развитие глазодвигательных функций для совершенствования центрального и периферического зрения на развитие зрительного внимания для снятия зрительного утомления

Активизация зрительного внимания в процессе зрительного поиска «Подбери узор» «Кто там? Что там?»

«Сравнилочки»

Выводы Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию с них напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система.

Консультирование родителей и рекомендации по темам: «Развитие зрительных функций и формирование личности ребенка» «Создание условий для игр и занятий дома» «Как самостоятельно улучшить зрение» «Гимнастика для глаз» «Упражнения для глазных мышц» «Строение и работа глаза» «Зрительные диагнозы» (косоглазие, близорукость, нистагм) «Возрастная динамика зрительных функций» «Как помочь детям с нарушением зрения» «Охрана зрения»

Информационные ресурсы Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. - Москва.: Эксмо, 2003 Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. - Москва.: Экзамен, 2006 Кузнецова В.М. Минуты здоровья. - Мурманск.: НИЦ «Пазори», 2001 Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико - педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. - Москва, 1998

Об авторе Лаптева Светлана Леонидовна Образование – высшее педагогическое Место работы – МОУ 98 «Хрусталик» Учитель – дефектолог (тифлопедагог) г. Вологда