Население Баргузинской долины Работу выполнила ученица 8 класса Романова Лена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курыканы Курыканы – народ тюркского происхождения. Самый многочисленный народ Приангарья в VI-XI веках Согласно сохранившимся письменным источникам, земли.
Advertisements

1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Прочитать § 1 и ответить на вопросы перед ним 2. Выучить выделенное жирным шрифтом во введении :39.
Наш край в далёком прошлом История открытия археологического памятника на берегу реки Савалы. Территория Воронежского края, в том числе и Терновского района,
Нивхи. Сычёва Анна 9Б. Нивхи малочисленная народность на территории Российской Федерации. народностьРоссийской Федерации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Трубачевская СОШ » Быт и обычаи народов Сибири Автор: Горковенко Ирина Дмитриевна Учитель истории,
Христианство; Буддизм; Ислам; Иудаизм. Христианство. Буддизм. Ислам Иудаизм.
Первые жители Карелии Первичное заселение края. Археологические памятники Курс "Моя карелия" Проводилова О.В.
МОУ Курумканская СОШ 1 Презентация по бурятскому языку На тему : Бурятия Выполнила : Мунхоева Аня, 9б класс Проверила : Доржиева Гэрэлма Юрьевна.
Во времена великих ледников Карта Сибири ледникового периода Шерстистый носорог – вымершее млекопитающее.
БУРЯТЫ
Раскопки Кристинкиной пещеры проводились Читинским археологическим отрядом. Расположена пещера на юге Забайкалья, около села Менза, на вершине сопки.
Карта Сибири. . В Сибири жило немало племен, но численность населения была невысокой. Там были суровые климатические условия и поэтому мешали освоению.
Мой город Путешествие по Шадринску… Воспитатель : Афанасьева Т.Ю.
Духовная культура народов России. РУССКИЕ. ПОЯВЛЕНИЕ НАРОДА Существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа. Какая из.
Народы Сибири до присоединения к России Подготовил Зайцев Борис 7а.
Выполнила ученица 3 «б» класса МОУ «СОШ 77» Плотарёва Вика. Выполнила ученица 3 «б» класса МОУ «СОШ 77» Плотарёва Вика.
Древнее предание… По обычаю… Одна из бурятских легенд… Бухэ Шулун.
История, легенды и надежды древнего Дербента Нажмудинова Мадина М. Кл. рук. 7 класса.
Территория Казахстана была заселена в глубокой древности, о чём говорят найденные следы стоянок первобытного человека при археологических раскопках почти.
Выступление по теме : «Семь чудес Сургутского района» Барсова гора Команда «Барсучки»
Транксрипт:

Население Баргузинской долины Работу выполнила ученица 8 класса Романова Лена

История заселения Баргузинской долины

Схематично, заселение Баргузина можно представить так:

Древнейшие обитатели - баргуты или хорчида- монголы - большой союз древнемонгольских племен, впоследствии они перекочевали во Внутреннюю Монголию. Археологические памятники и находки, свидетельствующие об их земледельческой культуре (следы пашен и оросительных канав). Существуют предания баргузинских бурят о том, что Баргузин был местом, где кочевал Чингис-хан, что здесь жил легендарный предок монголов - Борто-чоно. Предки бурят жили в долинах рек Лены, Куды и Манзурки. В долине Баргузина живут буряты, происходящие из племени эхирит. Они образовали, как в Качуге и Кударе, следующие роды: шоноевский, борсой, тумэнтэй, хамнай и буровский. К роду шоно относятся также потомки Эмхэнута - внебрачного сына дочери Шоно. Потомки Эмхэнута считаются чужаками по отношению к роду шоно. При Баргузинской степной думе потомки Шоно образовали следующие роды: I шоноев, II шоноев, I хэнгэлдэров, II хэнгэлдэров, абазаев и буров. Они составляли основной костяк баргузинских бурят. В конце 1861 года, после провала и затопления Цаганской степи (Кабанский район), в Баргузин перекочевало более 10 семей кударинских бурят (с. Курумкан). Баргузинская долина - по имени древнего племени баргутов, по языку близки к современным бурятам. Баргуты (бургуты) - жили в Прибайкалье, в стране Баргуджин-Токум, упоминаемой персидским историком Рашид-ад-дином в "Сборнике летописей". Этноним баргут происходит от слова барга, что означает глушь, глухомань, окраина. При помощи суффикса множественного числа -ут, образовано собирательное название - барга+ут, отсюда баргут, баргузин, т. е. баргузинцы, что означает "жители окраины", "окраинцы".

Присоединение Забайкалья к России началось с севера и с запада, вскоре после появления первых служивых людей на берегах Байкала. В 1643 г. отряд Скороходова прошел вдоль берегов Байкала и вышел к реке Баргузин, где и погиб в столкновении с эвенками. Однако, уже в гг. отряды В. Колесникова и И. Похабова вместе с промышленными людьми, установили в Забайкалье мирные контакты с бурятским и тунгусским населением и монгольскими князьцами, стремившимися распространить свою власть на местное население. Заселение Баргузинской долины постоянным русским населением относится к первой четверти XVIII в.

Эвенки (тунгусы) - один из древнейших автохтонных народов Бурятии Племя баргузинских эвенков в середине XVII в. насчитывало около тысячи человек и, по родовому составу, делилось на лимагиров, баликагиров, намегиров, почегоров, киндигиров, чильчагиров, някугиров. Лимагиры и баликагиры были конными и скотными, оленными считались киндигиры, чильчагиры, конными были также намегиры и почегоры. Някугиры, жившие на северо-восточном побережье Байкала и являвшиеся предками последующего рода нямагиров, известны как безоленные охотники, рыболовы и охотники на байкальскую нерпу. Из отунгусившихся бурят-хоринцев (из рода галзут), вышедших в 1683 г. из Монголии и осевших в Баргузинских степях, образовался монгольский род тунгусов.

шаманизм В XVIII в. шаманизм господствовал у всех этнических групп, проживавших по обе стороны Байкала. Наряду с шаманизмом, существовали и более ранние формы религиозного верования - поклонение солнцу, огню, воде, животным и т. д. Бурятский шаманизм выделялся целым рядом особенностей: представлением о высших божествах, сложной системой обрядов и жертвоприношений, делением шаманов на белых и черных, особой школой шаманского посвящения и т. д. У баргузинских бурят главным божеством является хозяин горы - Барагхан. Религией эвенков также было шаманство. В XIX в. у "конных" эвенков Баргузина оно находилось на более высокой ступени. Население, независимо от его родовой принадлежности. Почитание огня. При закалывании животного, варке мясных и молочных блюд, приготовлении тарасуна, "хозяину" огня в первую очередь преподносят кусочки мяса, капли молока, вина. Разведение огня или использование тлеющих углей обязательно во всех случаях коллективного или индивидуального жертвоприношения. Брызгание (сэржэм). Обряд этот заключается в том, что перед питьем спиртного или сагаа (молочный продукт), чуть- чуть капают на стол одним пальцем, обычно безымянным, либо средним, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в сторону вверх. Часто вино перед каким-нибудь мероприятием (поездка, охота, закладка фундамента дома и т. д.). Обряд утратил религиозное значение, но соблюдается в каждом доме, как бурята, эвенка, так и русского. Верующие приписывают аршанам магическую силу исцеления людей и считают необходимым делать приношения - оставлять монеты, привязывать на деревья хадаки - ленты, платки, лоскутки материи. У каждого аршана имеется место для жертвоприношений. Бариса (табиса).

Буддизм Буддизм проник в Бурятию в XVII веке, но распространение получил фактически с 1741 г., когда были основаны первые монастыри в качестве религиозных центров.

Первый дацан (Баргузинский) построили в 1818 г. в местности Боро- гол. там хранился рукописный Ганджур, купленный в 1845 г. за 870 рублей. В 1861 году его перенесли в Цаган-нур (на берегу р. Аргады) и возвели 2-х этажный дацан. В 1879 г. был куплен Данджур из 225 томов. Дацаны Баргузинской долины часто посещались высокими ламами: трижды бывал в этих местах Нимайлан-Гэгэн - воплощение божества Ямантаки. В 1922 г. приезжал Агван Доржиев. С его ведома дацан в 1923 году перевели в Барагхан. С распространением буддизма у баргузинских бурят появилась тибетская и монгольская письменность, лама Султум Арзанов, прибывший из Цонгольского дацана, обучал грамоте. По всей Баргузинской долине был известен великий йогин лама, ширетуй Баргузинского дацана, признанный перерожденец индийского философа и йогина Нагарджуны Цыден Соодоев ( ). Цыден Соодоев был первый баргузинец, увидевший Монголию, Китай, Тибет, Индию, Непал, Вьетнам, Японию, Цейлон, знал много языков и сам писал ученые труды.

Культовые места Баргузинской долины - баргузинские тахилганы 1. Суво. Эвенкийский, бурятский шаманистский культ хозяина местности - Суво - хозяин ветров. Ламы воздвигли здесь бумхан, под скалой поставили обо. 2. На мысе Святой Нос проводились большие шаманистские моления в честь Хилгасан - нойона и его жены Хилман-хатан. Ламы проводили обряд жертвоприношения Жамсарану (бог войны), ламаистскому хозяину Хилман - хушуна. 3. К.р. Бархан-ундэр в местности Сахули 3. К.р. Барагхан в местности Элысун

Христианство В 1864 г. недалеко от Баргузинской степной думы, на реке Улюн был основан миссионерский стан - Баргузинский (Улюнский). Спасо-Преображенский собор в Баргузине был открыт в конце мая 1834 г. Особую известность обрел священник Федор Семенов, обвенчавший, несмотря на запрет, декабриста Михаила Кюхельбеккера. В 1828 г. сельский сход села Читкан принял решение построить каменную двухэтажную церковь, которая была построена крестьянином Константином Кожевиным и его сыном в 1839 г.

Петроглифы Баргузинской долины На сегодняшний день здесь известно 129 археологических объектов, 48 из которых состоят на государственной охране как памятники археологии. Археологические исследования Баругизснкой долины ведут свою историю с середины XIX в. В 1861 г. горный инженер Лопатин И.А. был направлен для исследования Витимского плоскогорья. Он обследовал долину р. Баргузин, собрал легенды о древнем легендарном народе - баргутах, обнаружил остатки древних погребений. С 1987 г. в долине ведет работы Байкальский археологический отряд под руководством Б.Б. Дашибалова. Территория Баргузинской долины была заселена в эпоху неолита (с IV тыс. до н.э.), о чем свидетльствуют могильник Аргада IV и многочисленные стоянки (Лысая гора, Банная, Перевозная). От эпохи бронзы сохранились немногочисленные наскальные рисунки (Алгинские петроглифы возле с. Суво, Кладово возле с. Душелан, Гульмакта, Воронково), могильники Гульмакта и Баянгол. С VI в. н. э. территория долины р. Баргузин была заселена курыканами, оставившими на этой земле свои поселения с характерной керамикой, многочисленные поминальники и захоронения (возле с. Бодон, Душелан, Телятниково, Борогол, Харамодун, Харгана, Тапико, Могойто и др.). Еще один тип археологических памятников - "баргутские канавы" (возле с. Улюкчикан, Бодон, Уро) - остатки древних оросительных систем, зачастую функционирующие и, в настоящее время, в силу недостаточной исследованности, именуются, по названию легендарного народа - баргутов.

Экономическая характеристика района Особенности природно-климатических условий, наличие естественных кормовых условий и исторически сложившийся уклад хозяйства способствуют развитию животноводства, главным образом скотоводства и овцеводства. Переработка сельскохозяйственной и рыбной продукции производится на ряде предприятий пищевой промышленности. Территория Баргузинской долины обладает довольно высоким потенциалом для развития охотничье-промыслового хозяйства и охотничьего туризма. Обширные угодья подгольцовой зоны, горной тундры, темнохвойных и светлохвойных насаждений, редколесья, водноболотных угодий являются местом обитания охотничьих животных. Основными промысловыми видами являются: копытные - лось, изюбр, косуля, кабарга; пушные - соболь, белка, ондатра. В осенний период производится спортивная охота на водоплавающих птиц - уток, гусей

Искусство и культура Искусство и культура в Баргузинской долине представлены многообразием традиционных культур бурят, эвенков и русских. Фольклорным ансамблем, ансаамблями песни и танца, народным театрам присущи как национальное своеобразие, так и синкретизм культур. Баргузинский район пос. Усть-Баргузин Женский вокальный ансамбль "Россияночка" Детский фольклорный ансамбль "Вишенка" Фольклорный ансамбль "Лукшакан" с. Баянгол Бурятский национальный культурный центр "Баянгол" Фольклорный ансамбль "Баянголой гургалдайнууд" с. Баргузин Ансамбль русской песни "Сударушка" Вокально-инструментальная группа "Каскад" Танцевальный коллектив районного дома культуры "Фантазия" Группа "Шоу-данс" Театры с. Баргузин Театр миниатюр с. Баянгол Народный театр

Народные промыслы Народные промыслы в Баргузинском районе представлены в основном кустарями-одиночками - это плетение корзин, изделия из бересты, фигурки из глины, резьба по дереву, вышивки, бондарное дело. Но есть центры, которые при достаточном из развитии имеют высокий потенциал. Детский дом творчества п. Усть-Баргузин представляется большой творческой мастерской. Здесь работают над изделиями из меха нерпы, оленя, пушного зверя, занимаются резьбой по дереву и поделками из бересты, аппликацией из природных материалов (сухих цветов, трав и т. п.),. росписью деревянных изделий и байкальских камней. Работы народного мастера Владимира Шелковникова, его картины из меха зверя, панно и изделия из бересты и дерева известны не только в Бурятии, но и зарубежом.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ