Панорама Москвы 16 века.. Кремль на картинах Аполлинария Васнецова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ И вана Г розного в художественных п роизведениях 19 века ( М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого ) Учитель МБОУ СОШ 7 Лифанова Е.А.
Advertisements

Историческое прошлое в поэме М.Ю. Лермонтова. …Поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенесся в её историческое прошлое, подслушав.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникова
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
Осмысление прошлого и настоящего. Н.М. Карамзин «История государства Российского» «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» Но.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Гаврилов-Яма Ярославской области Личность Ивана Грозного в истории и литературных.
Михаил Юрьевич Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »
Михаил Юрьевич Лермонтов Худ. Заболотский А
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Комикс по произведению М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Выполнил ученик 7- Б класса.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
Образ И вана Г розного в художественных произведениях 19 в ека Учащиеся 8-а класса ©МОУ СОШ 32.
Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Авторы: Ванюшин Егор Головцов Максим Смирнов Сергей © МОУ Брейтовской СОШ с.Брейтово 2011.
Чарушина Ирина Григорьевна Гимназия 1 г.Кирово-Чепецк 2007 г. Осмысление прошлого и настоящего.
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит в золотом венце, То за трапезой сидит в золотом венце, Сидит грозный.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Иван IV Васильевич Грозный Великий князь московский с 1533 г. по 1584 г. …нельзя быть царю «без грозы»…
Транксрипт:

Панорама Москвы 16 века.

Кремль на картинах Аполлинария Васнецова

М.Ю.Лермонтов « Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

В.Г.Белинский: «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, освоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства – и вынес из нее вымышленную боль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Значения слов опричнина - в России в гг. система чрезвычайных мер. о златом венце - в драгоценном головном уборе, короне. простоволосая – без платка. кручиниться - в народной словесности: горевать,печалиться. отороченный - обшитый оторочкой. перевенчана - венчаная снова, на иной лад. горю пособить – помочь.

Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с «Песни»?

В.Васнецов «Пир у Ивана Грозного»

В.Васнецов «Кулачный бой» И.Билибин «Бой Кирибеевича с Калашниковым» Б.Кустодиев «Бой Кирибеевича с Калашниковым»

Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем. Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной, Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается.

В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. (параллелизм) И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво; Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору. (перехват)

Подчеркнуть разговорные, песенные формы Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася, На какой ты радости разыгралася.

По горизонтали: 5. Голова…6.Сила…7. Перстенек… 11. …боец. 14. …соболиная. 15. Заунывный…. 16. …жена. 17. Молодая… 21…дом. 23. …вострая. 26. Железный…27. …бой. 28. Листочек… По вертикали: 1.Боевые… 2. …смышленая. 3. …висок. 4. Житье… 8. …навостренный 9….ковш 10. Шапка… 12. Баре… 13….час 18. Белая… 19. Руки… 20….снег 24. Святые… 25….шепот

Подчеркнуть эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного. Вот нахмурил царь брови черные И навел на него очи зоркие. Словно ястреб взглянул с высоты небес На молодого голубя сизокрылого, - Да не поднял глаз молодой боец… Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником – Да не вздрогнул и тут молодой боец. Вот промолвил царь слово грозное, И очнулся тогда добрый молодец.

Черты характера, присущие Ивану Грозному. Величие Суровость Стремление властвовать Щедрость к любимцам Несправедливость Соблюде6ние некоторых норм морали

Величие Грозного. «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич». Суровость. «Вот нахмурил царь брови черные И навёл на него очи зоркие, Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником».

Стремление властвовать над душой подданных. «Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила? Когда всходит месяц – звёзды радуются, Что светлей им гулять по поднебесью».

Щедрость по отношению к любимцам. «Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное. Прежде свахе смышленой покланяйся И пошли дары драгоценные». Соблюдение некоторых законов нравственности. «Как полюбишься – празднуй свадебку, Не полюбишься – не прогневайся».

Несправедливость. «Кто побьёт кого, того царь наградит; А кто будет побит, тому Бог простит!» «А ты сам ступай детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку».

Чья это характеристика? « Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен» (Калашников)

Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристик, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским?

« Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!» (Кирибеевич) «Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа» (Иван Грозный)

«Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…» (Калашников)

Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера. нравственная красота, стремительность действий, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость, способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.

«Он был чужд смирению раба, и наша литература не была бы столь великой, если бы была рабьей». Идея произведения - прославление протеста против самовластья - несет в себе «заряд гигантского мятежа».