Учитель русского языка и литературы Климова Светлана Михайловна МОУ «Дипкунская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Advertisements

«Жемчужины речи» Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ 13 г. Сургут.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
ФРАЗЕОЛОГИЯ раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания - фразеологизмы.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Фразеологизм или фразеологическая единица устойчивое по составу и структуре, лексически неделимоелексически и целостное по значению словосочетаниесловосочетание.
Фразеологизмы Это устойчивые сочетания слов Многие из них близки по лексическому значению одному слову В предложении являются одним членом предложения.
Восьмое чудо света.. Египетские пирамиды Храм Артемиды в Эфесе.
Фразеологизмы Фразеологизмы Урок русского языка в 6 классе.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Не спеши языком – Сам пропадай – С кем поведёшься – Труд человека кормит - Глаза смотрят - Хочешь много знать - Ученье – свет, По одёжке встречают - Грамоте.
Выполнила: Семенушкина Евгения Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 г. Тюмени.
«Фразеологизмы» «Фразеологизмы» 20 марта марта 2012 ГБОУсредняяобщеобразовательная школа 47 имени Д.С. Лихачева Учитель русского языка и литературы.
Работу выполнила Кузьменко Е.А. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 17 с.Сунжа.
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Автор: Семенушкина Евгения Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 Г. Тюмени Фонетика, грамматика, правописание 4 класс.

Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы Климова Светлана Михайловна МОУ «Дипкунская СОШ»

2 Фразеология – наука, изучающая фразеологические обороты Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания слов, значение имеет весь фразеологизм в целом

Определить происхождение фразеологических выражений, их значение, источник За тридевять земель На мякине не проведёшь Ахиллесова пята

Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы: I группа Положа руку на сердце – откровенно очертя голову – необдуманно, безрассудно диву даваться – очень удивляться чему-либо, II группа держать камень за пазухой – таить злобу как пить дать – обязательно, наверняка зубы скалить – насмехаться, шутить III группа спустя рукава – небрежно водить за нос – обманывать во весь дух – очень быстро

10 Задание Отгадайте, какие фразеологические обороты изображены на этих шутливых рисунках, и объясните их значение

11 На тебе лица нет – побледнеть, осунуться, измениться в лице, обычно от ужаса, боли, волнения

12 Комар носа не подточит – не к чему придраться

13 Взять быка за рога - начинать действовать энергично, решительно и сразу с самого главного

14 Кот наплакал – очень мало

15 Обвести вокруг пальца – ловко, хитро обманывать

16 Повесить нос – приходить в уныние, в отчаяние, огорчаться

17 Как рыба в воде – свободно, непринуждённо, хорошо чувствовать себя где-либо

18 Знать как свои пять пальцев - знать очень хорошо, досконально, основательно

19 Вставлять палки в колёса – намеренно мешать в каком- либо деле, в осуществлении чего-либо

20 Садиться в калошу – ставить себя в неловкое, глупое, смешное положен ие

21 На воре шапка горит - кто-то случайно сам обнаруживает, выдаёт то, что больше всего хочет скрыть

22 Стереть с лица земли – жестоко расправиться с кем-либо, совсем погубить

9, 1 // 19, 6, 14, 30, 32 // 9,1, 14, 12,1, 14,10//

Домашнее задание: Выпишите из грамоты фразеологизмы, объясните их.

Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!

Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.

Задание 1. Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной. Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела. (Л. Толстой) Он смазал больное место йодом.

29 Толочь воду в ступе – заниматься чем-либо бесполезным

30 Пускать пыль в глаза – создавать ложное впечатление о себе, представлять себя лучше, чем ты есть на самом деле

31 Водить за нос – обманывать, обещать что-то и не выполнять

32 Жить как кошка с собакой – ругаться, ссориться

33 Вешать лапшу на уши - обманывать, говорить неправду

34 Как снег на голову – совершенно неожиданно, внезапно появиться

35 Биться как рыба об лёд – тщетно, безрезультатно прилагать усилия, чтобы выйти из бедственного положения

36 Как сыр в масле кататься – жить в довольстве, в достатке

Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота. I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите,что эта книга плохая. II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик. III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.

Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами. I гр. – мурашки по спине бегают. II гр. – хоть лопни. III гр. – не видеть света белого