Власова И.В. – старший преподаватель КНО, методист отдела научной работы ГОУ ДПО ЧИПКРО, Почетный работник общего образования Творчество учащихся. Влияние.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Advertisements

Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Поспелова И. В. МОУ СОШ 7 г. Шарыпово.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Технология проблемного диалога Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф ( амер. журналист)
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Дидро.
Проблемное обучение, как одна из технологий ФГОС Заместитель директора по УМР, учитель математики и информатики МБОУ СОШ 16 Майкопского района Григорян.
Проблемное обучение это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Педсовет г. Цель педсовета: Цель педсовета: оказание методической помощи учителям в деятельности с выявлением и развитием способностей одарённых.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Работа педагога-психолога с одаренными детьми. 1. дисциплинированный 2. неровно успевающий 3. организованный 4. выбивающийся из общего темпа 5. эрудированный.
Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость.
Транксрипт:

Власова И.В. – старший преподаватель КНО, методист отдела научной работы ГОУ ДПО ЧИПКРО, Почетный работник общего образования Творчество учащихся. Влияние творческой среды на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса

«Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм. Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда – не презирают. Терпимость тут – не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях – сталкиваясь, снижая полет и вздымая – наполняет собой просторы. Отважный сам, ты с жаждой ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний» Я.Корчак

ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СЕГОДНЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ ЗАВТРА

Нормативно-правовые документы федерального уровня, регламентирующие деятельность по развитию одаренных учащихся Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (протокол заседания Правительства РФ от 9 декабря 2004 г.) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от р) Проект современной модели образования (2008 г.) Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (февраль 2010 г.) Рабочая концепция одаренности Федеральная целевая программа «Дети России»

Федеральная целевая программа "Дети России" до 2010 года УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. 172

Подпрограмма "Одаренные дети" Цель подпрограммы обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с охватом к 2011 году до 40 процентов детского населения школьного возраста; формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста; увеличение к 2011 году на 8 процентов (по сравнению с данными 2005 года) количества одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах и иных конкурсных мероприятиях в рамках подпрограммы

Концепции одаренности Вундеркинды Мотивиро ванный Очень способный Творческая личность Диагности ка Опережаю щее развитие Яркие достиже ния Тот, кто хочет усваивать Те, кто может усваивать Тот, кто создает свое Обучение и воспитание ускорениеСпец.прог раммы Обычная программа Обогащение Углубление Min – поддержать Max – развивать УчительучительспециалистучительСильный предметник Тот, кто хочет и может это делать

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей новое ценное

Этапы творческой деятельности Проблемная ситуация Содержание – противоречие между: - двумя фактами; - новым фактом и старой теорией; - необходимостью и возможностью; - желаемым и действительным. Признак – эмоциональная реакция: удивление, затруднение.

Этапы творческой деятельности Проблемная ситуация (противоречие) Название этапаСодержание (процесс) этапа Результат этапа 1. Постановка проблемы - возникновение проблемной ситуации - осознание противоречия - формулирование проблемы Проблема – вопрос, охватывающий противоречие и поставленный для решения 2. Поиск решения - выдвижение гипотез - проверка гипотез Решение – идея, гипотеза, понимание нового знания 3. Выражение решения Запись и выражение решения профессиональным языком в принятой форме Продукт – рукопись книги, статьи, доклада, картина, произведение (окончательный вариант) 4. Реализация продукта Публичное представление продукта Реализованный продукт – публикация, выступление, выставка, исполнение

min: 1. обеспечить положительную реакцию окружающих на процесс и результат творческой деятельности 2. обеспечить материально-информационные условия 3. корректировка отрицательных факторов, которые влияют опосредованно max: 1. обеспечить творческую учебную деятельность

Проблемное обучение это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (И.Я. Лернер) Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998). Проблемное обучение это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).

Формула обучения Обучение Образовательные цели - знания - умения - навыки Развивающие цели - Творческие способности - Интеллект Воспитательные цели - Личность

Образовательные цели и этапы учебного процесса Образовательные целиЭтапы учебного процесса понимание З воспроизведение = введение знаний = воспроизведение, проговаривание У упражнения, задачи Н многократное повторение действий

Структура проблемного урока цельэтапы урока творческая деятельность учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ введение постановка проблемы – вопрос, тема урока поиск решения – «открытие» нового знания воспроизведение выражение решения – в доступной форме реализация продукта – предъявляется классу

Классификация методов обучения методыпроблемныеТради цион ные «классические»«сокращенные» Постановк и проблемы Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Побуждающ ий диалог от проблемной ситуации Подводящ ий к теме диалог Сообщен ие темы с мотивиру ющим приемом Сообщен ие темы Поиска решения Выдвижени е проверка гипотез учениками Сообщение гипотез, проверки учителем Побуждающ ий к гипотезам и проверке диалог Подводящ ий от проблемы диалог Подводя щий без проблем ы диалог Сообщен ие знания

Проблемные ситуации и побуждающий диалог Приемы создания проблемных ситуаций Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулировани ю проблемы Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите факты?Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - - Какой будет тема урока? Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом Сколько было задано вопросов, заданий? Сколько в классе мнений? Почему? Что мы еще не знаем? Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущее?

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 Приёмы создания проблемных ситуаций 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 Птоломей Коперник

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 Птоломей Коперник КТО ИЗ УЧЁНЫХ ПРАВ?

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 Приёмы создания проблемных ситуаций 2. Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62

Австралия

Приёмы создания проблемных ситуаций 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 3 см 5 см

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 4 см 16 см

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 4 см 16 см Умножение на двузначное число

Побуждающий диалог – это отдельные фразы, провоцирующие паузы, взгляд. Подводящий диалог – цепочка вопросов, которые четко выводят на тему урока

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез Устная (рассуждение) Практическая (наблюдение, эксперимент) Общее побуждениеКакие есть гипотезы? К аргументу \ к контраргументу Согласны с этой гипотезой? Почему? К плану проверки Как можно проверить эту гипотезу? Подсказка Ведение к решающей гипотезе К аргументу \ к контраргументу К плану проверки СообщениеРешающей гипотезы Аргумента\ контраргумента Плана проверки

Ведерникова Т.П. МОУ СОШ62 Задачи урока Обеспечивается развитие ребенка, который проявляет одаренность (первый, кто увидит проблему). Создаем возможность развития других детей: самостоятельность, мотивация, личностная ориентированность, самообучение, взаимообучение.

Задание: установите правильный порядок действий учителя на уроке изучения нового материала, используя только те действия, которые соответствую проблемному обучению Порядок действий Содержание деятельности учителя 1Объясняет новый материал 2Предлагает выдвинуть версии / составить план действий 3Задает вопросы на воспроизведение нового материала 4Дает задание на выявление сути нового материала 5Объявляет цели и задачи урока Создает ситуацию противоречия, вызывающую удивление Объявляет план урока Предлагает ученикам сформулировать проблему урока (тему, вопрос, цель) Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали

Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1.В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

«Гений не падает с неба … и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо» (Дидро)

1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 8. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 9. Занятый своими делами (индивидуалист). 10. Быстро, на лету схватывающий. 11. Не умеющий общаться, конфликтный. 12. Общающийся легко, приятный в общении. 13. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 14. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 15. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Личностные качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму); проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Конструктивные качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим; не мешать желанию ребенка сделать,, изобразить что-то по своему; уважать точку зрения ребенка, не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением; безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом; творить иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса; не навязывать свою программу образов и действий, манеру мышления, а наоборот, понять логику воображения ребенка и встроиться в нее.

«К каждому ребенку следует относиться с надеждой и ожиданием...»