Пермский край Кунгурский район Село Ленск Чернышова Светлана Андреевна, учитель начальных классов МОУ «Ленская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Андрей Платонович Платонов ( Климентов) Самобытный русский писатель, прозаик, драматург. С 1946 года его произведения перестают печатать. Его.
Advertisements

Урок литературы в 6 классе. Технологические этапы урокаПриёмы РКМЧП 1. ВызовОбращение к личному опыту читателя Прогнозирование по названию 2.ОсмыслениеЧтение.
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) Сказка-быль «Неизвестный цветок»
Тема урока: А.П.Платонов Сказка-быль «Неизвестный цветок»
МОУ Асаковская средняя общеобразовательная школа Урок внеклассного чтения по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок Поговорим об открытиях 6 класс.
Андрей Платонов Неизвестный цветок. На какие части можно поделить текст? Как их можно озаглавить? История жизни цветка до знакомства с Дашей Разговор.
СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»
Подготовил вс.- т Вьюгин А. А. и Красин И. А.. Как вы уже знаете сегодня большинство из нас уезжает на каникулы. Поэтому сегодня мы сыграем в игру по.
«Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в цветке- и в авторе!- застенчиво явление их в мир с извинением» за свою непохожесть на других» В.Чалмаев.
( По сказке А. Платонова «Неизвестный цветок».). Цели и задачи (для учителя): Донести до читателя основную идею произведения. Развивать исследовательские.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Литература, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова.
Андрей Платонович Платонов Жанр : сказка - быль.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки,
УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО РАССКАЗУ А.П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» Без доброты и сострадания нет человека…
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
« Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» Разработка урока литературы в 6 классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»
Андрей Платонович Платонов. ( ) Рассказ «Никита»
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
1 Дидактические материалы к обобщающему уроку по курсу «ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР…» АВТОР: Воронина Лариса Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОУ.
Транксрипт:

Пермский край Кунгурский район Село Ленск Чернышова Светлана Андреевна, учитель начальных классов МОУ «Ленская СОШ»

Андрей Платонович Платонов Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Уже с 13 лет пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью. В годы войны он был военкором газеты Красная звезда. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Какие произведения вам уже известны?

ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ Андрей Платонов Неизвестный цветок Сказка – быль 1950

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, эта маленькое произведение было высоко оценено. «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца.» В. Чалмаев

Давайте вспомним Псевдоним Притча Идея художественного произведения - вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имен. - старинное название поучительного рассказа. - главная мысль, к которой приводит автор своего читателя.

История жизни цветка до знакомства с Дашей 1. На какие части вы бы разделили весь текст сказки? 2. На вопрос "Какой была жизнь цветка на пустыре?" ответить можно по-разному. - Он скучал, - скажет один. - Ему было трудно, возразит второй. - Он страдал, - уточнит третий. А как вы ответите на этот вопрос? Постарайтесь, чтобы ваш ответ был максимально точным. Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы. 3. У любого цветка есть стебель, венчик, листья; любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца; многие цветы борются за свое существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы? 4. Найдите в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка.

История жизни цветка до знакомства с Дашей 5. Автор так пишет о цветке: "Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды". Можно ли согласиться с А. Платоновым, сделавшим именно такое сравнение? 6. Как вы думаете, как соотносятся звезды с Землей и живущими на ней людьми? 7. Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие? 8. Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомьтесь с некоторыми мнениями: - Цветку было очень важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек. - Ему были просто необходимы положительные эмоции, поэтому он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца. С каким из этих мнений согласитесь вы и почему?

История жизни цветка до знакомства с Дашей 9. Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? 10. Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку. А как вы относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам теперь знакомой? Поделитесь своим отношением друг с другом. 11. Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?

Вывод Можно, оказывается, делать и такие открытия: открывать новую, не знакомую тебе ранее жизнь, новое существо. Жизнь такого существа может протекать совершенно незаметно для тебя, но это не значит, что ее нет, что она неинтересна, что она легка и в ней нет проблем. Любое живущее на Земле существо заслуживает и уважения, и того, чтобы оно было понято другим существом.

Встреча цветка с Дашей Скажите, ребята, задумывались ли вы над тем, какие условия необходимы для того, чтобы совершилось открытие? Конечно же, должно быть что-то неизвестное, незнакомое. Но разве этого достаточно?.. Должен быть и тот, кто делает открытие, "первооткрыватель". Любой ли человек может быть первооткрывателем - вот тот вопрос, вариант ответа на который предлагает нам А. Платонов в своей сказке. Постараемся понять позицию писателя и подумать о своем отношении к ней. Найдите в тексте сказки ту часть, в которой говорится о встрече девочки Даши с незнакомым цветком.

Давайте поразмышляем 1. Почему Даша оказалась около пустыря? 2. В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы грустное настроение Даши. 3. Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание? 4. Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание о рассказанной мамой сказке? 5. Цветок, по сказке, умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?

Давайте поразмышляем 6. Подтвердите или опровергните два ответа на вопрос: "Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?" 7. Как вы думаете, цветок хоть чем-нибудь помог Даше? 8. Сочувствие, сопереживание, сострадание - это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному. В чем проявилось сострадание Даши? 9. Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая "открытие" маленькой незнакомой жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть то, что никто до нее не замечал?

Вывод Поступок Даши - это деятельное сострадание, то, что дает человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.

Новая жизнь пустыря. Год спустя 1. Дали ли результаты усилия детей? 2. Почему же Даше стало грустно? 3. Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? 4. Писатель не случайно "вырастил" сына цветка в прежних, трудных условиях. Зачем он это сделал, как вы считаете? 5. Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось? 6. Какое чувство вызывает этот новый цветок у писателя, у Даши, у вас?

Выводы Что является неотъемлемым правом любого живого существа на Земле? Что значит "понять"? Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется? Как вы оцените в другом человеке и в себе такое качество, как умение понять другого? И еще. Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой, самой трудной ситуации, верность своим корням заслуживают не меньшего уважения.

Домашнее задание 1. Подобрать отрывок из сказки, нарисовать к нему иллюстрацию, дать ей название. 2. Выучить отрывок наизусть. 3. Подготовить пересказ понравившегося отрывка. Выполните одно задание на выбор.

ЗОВУЩИЙ ГОЛОС НЕИЗВЕСТНОЙ ЖИЗНИ В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа, ждущего помощи. Я уверена: каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может сделать, чтобы вокруг стало меньше "неоткрытых" зовущих голосов.

Использованная литература 1.Литературное чтение: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. Авт. Сост. Л. А. Ефросинина. – М. – Вентана – Граф, 2004.Ч. 1и 2. 2.Литературное чтение: Хрестоматия для 4 класса четырёхлетней начальной школы: Авт. Сост. Л. А. Ефросинина. – М. – Вентана – Граф, Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М. И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.