УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 9 КЛАСС Тема: обучение сжатому изложению. …Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!... («Родина»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Компрессия текста (подготовка к сжатому изложению)
Advertisements

Приёмы сжатия текста 9 класс. Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Критерии оценивания изложения (сжатие текста) Экзаменуемый применил 1 или.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
Сжатое изложение. ЦЕЛЬ Подробное изложение Краткое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ В НОВОЙ ФОРМЕ 9 КЛАСС ЧАСТЬ 1 (НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ) Способы сжатия текста.
П ОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ( ПО МАТЕРИАЛАМ ОГЭ)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки) Учитель Конева Ирина Васильевна ГОУ 546 Санкт-Петербург 2009.
«Обучение сжатому изложению». Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Обучение сжатому изложению. Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер.
Сжатие текста Урок русского языка, 9 класс, подготовка к ГИА 9.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Основные приёмы сжатия текста Краткосрочный курс для учащихся 9-ых классов в сетевой предпрофильной подготовке © О.В.Кузнецова, учитель русского языка.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Основные приемы сжатия текста. Исключение одного или нескольких синонимов Попечителем одной из школ Серпухова был Гиляровский. И фотография учеников есть:
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Вариант 6. напишите сжатое изложение по тексту Д.С. Лихачева ( Сделайте компрессию текста). Помните :объём изложения – не менее 70 слов и не более 90)
Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Транксрипт:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 9 КЛАСС Тема: обучение сжатому изложению. …Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!... («Родина» Н.А.Некрасов)

Задача сжатого изложения кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Внимательно прослушать (прочитать) текст. Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте). Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы). Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста. Записать полученные предложения.

«Способы и приемы сжатия текста» 1. Исключение: Приемы: - исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, - исключение повторов, - исключение предложения или его части, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее, - исключение одного или нескольких синонимов, - исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно. 2. Замена: Приемы: - замена однородных членов обобщающими словами, - замена фрагмента предложения синонимичным выражением, - замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением. - замена сложноподчиненного предложения простым, - замена прямой речи косвенной. 3. Слияние: - слияние нескольких предложений в одно; - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Задание 1: воспользуйтесь приемами сжатия текста и исправьте предложения. 1. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М.Лотман)

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С.Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

3. Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному. Тот, кто тянется к знаниям, не выпускает книгу из рук. А тот, кто все-таки желает сделать передышку, общается с одноклассниками, бегает по школе, вопреки замечаниям учителей, или просто глядит в потолок, пытаясь отвлечься от учебного процесса.

Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному: в зависимости от вкусов и привычек.

Задание 2: используя приемы сжатия, исправьте текст Н.Якушина «Елена Андреевна»

Елена Андреевна (1)Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. (2)Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. (3)«Милый и добрый брат!» – так неизменно начинал он свои письма к Федору. (4)Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери. (5)Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. (6)Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным. (7)Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. (8)Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему. (9)Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. (10)Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. (11)Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. (12)Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота. (13)Маленький Николай был горячо привязан к матери. (14)Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. (15)Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. (16)Она посоветовала ему поступить в университет. (17)Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец. (18)На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. (19)В своих стихах он запечатлел ее образ. (20)Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. (21)О ней писал поэт в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать». (22)С нежностью говорил о маме: «Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее».(Н.Якушин)(245 слов)

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал по-необходимости. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери. Елена Андреевна была очень добрая и образованная женщина, являясь полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Все женщины в отсутствие барина шли к Елене Андреевне за советами, лекарством и помогала каждой. Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям, серьезно занимаясь их воспитанием. Много читала им, играла для них на фортепиано, пела, обладала удивительным голосом. Маленький Николай был горячо привязан к матери, и она стала первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Желая, чтобы сын стал образованным человеком, она посоветовала ему поступить в университет. На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать» он запечатлел ее взор, тихий шаг. Написав о ней, называл ее ангелом, говоря, что все хорошее в нем от нее. (140 слов) Таким образом после всех способов сжатия текст приобретает следующий вид:

Домашнее задание: используя способы и приемы сжатия текста, поработать с текстом в пособии Сениной 1 (стр )