НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (НДПИ) КУБАНИ Уроки трудового обучения (мальчики) в 7 классе (два спаренных) Автор: Скоробогатова Наталья Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТРАДИЦИИ И БЫТ КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬИ Здравствуйте, гости, жданные, Званные и желанные! По обычаям кубанским Всем гостям поклон мой низкий! С добрым словом и любовью,
Advertisements

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 9 классов «ИСТОРИЯ КОСТЮМА РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА»
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» Программа элективного курса для учащихся 9 класса Курс составлен на основе «Программы по обучению учащихся изготовлению.
ТЕМА: Книжка- складушка «Устное народное творчество о весне» ХОД УРОКА Организационный момент Определение темы урока детьми по частям (проблемная ситуация)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18 «Ладушки» Выполнила: Третьякова Ольга Павловна Воспитатель МАДОУ Д\С 18.
«Ты,Кубань,ты наша родина» Разработан воспитателем МБДОУ МО г.Краснодар ДС КВ 206 Осипчук Е.Л.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫПИЛИВАНИЕ Художественное выпиливание из дерева один из наиболее распространенных видов декоративно- прикладного искусства, доступного.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Плосковыемчатая резьба по дереву» Учитель технологии МОУ «Гимназия 58» Хамдеев В.Б.
Виды исторических промыслов и ремесел на Кубани.
14 октября 2011 года исполняется 200-лет со дня основания Войскового певческого – Кубанского казачьего хора. ДВА ВЕКА НА БЛАГО РОССИИ, ВО СЛАВУ КУБАНИ.
Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Начальная школа. Автор составитель Н. В. Гудкова МОУ « СОШ 2» г. Свободный.
МОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов.
Виктор Гаврилович Захарченко (1938) (слайд12). Родился будущий композитор в станице Дядьковской, Кореновского района в казачьей семье. Отец погиб в первый.
Работу выполнила: воспитатель д/с 56 «Теремок» г. Миасс Акшенцева С. В.
Дисциплина «Композиция». Модуль 3. Декор. Лекция 1. Понятие декора. Виды декора СПО ДПИ и народные промыслы. Сост. Преп. Бобровского филиала УКСАП Дёгтева.
Автор : Пономарева Оксана Владимировна учитель рисования.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦДОД» г.Балаково Саратовская область Педагог дополнительного Образования.
Презентация муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 73» г.Красноярска Октябрьского района.
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ.
Транксрипт:

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (НДПИ) КУБАНИ Уроки трудового обучения (мальчики) в 7 классе (два спаренных) Автор: Скоробогатова Наталья Михайловна Учитель трудового обучения, МОУ СОШ 55 Краснодар 2009 Приложение 1 Лист 1

Цели закрепление знаний о НДПИ Кубани; закрепление знаний о НДПИ Кубани; формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий; формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий; применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни; применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни; воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа. воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа. I.Организационный момент ПЕРВЫЙ УРОК – теоретическая часть ­ Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите при чтении стихотворения. Что они означают? Черкеска – верхняя одежда казака. Бешмет – одежда казака. Башлык – суконный головной убор в виде капюшона. Спидница – нижняя юбка. Лист 2

­ А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века Культура малой родины богата Перед тобой жилище предков - хата, Турлучная, а крыша - камышом, Ее жильцам метели нипочем. В ней лавки, стол, комод и сундуки. Макитры, глечики, и ложки, рушники Как правило, плетнем окружена, Запрятана и тени садов она. Красив язык казачий. Эту речь Завещано нам предками беречь. И на «пидворье» надо нам «робыть», Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить. Костюм казачий из сукна, из ситца. Он мог десятилетиями носиться. Бешмет, черкеска, также башлыки Красивы на Кубани мужики. У молодых - и то усы торчат, Чтоб привлечь внимание девчат. Казак на службе, у жены работа, На бабушке - о детушках забота. И молится хозяйка день и ночь, Старается родным своим помочь. По вечерам «кучкуются», бывает, «Балакают» и песни «заспивают». Из прошлого, от прадедов, отцов Дошло до нас, потомков, много слов. В кубанских песнях - боевое братство, Любовь к земле, душевные богатства. Казак кубанский - воин, хлебороб, В нем сильный дух столетьями живет. Е.Д. Фелицым - очень даровит. Его музей и до сих пор стоит. Вперед шагнула и литература, Неповторима и архитектура. Мальгерба зданье простоит века. Вот это ум, вот это мысль, рука. Гладков и Чехов в крае побывали О нем воспоминанья оставляли, Они писали, что у нас живет Практичный, сильный, а в бою горячий, Не зря воспет в стихах народ казачий. ­ Стихотворение звучит под музыку В. Чернявского «Моя Кубань – Моя душа» Лист 3

­ Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения? Евгений Дмитриевич Фелицын В 1879 году по его инициативе был создан Кубанский Войсковой музей. Сейчас - Краснодарский государственный историко- археологический музей имени Фелицына Следы старины Он повсюду искал И все, что нашел, В наш музей передал Лист 4

II.Проверка домашнего задания и ранее изученного Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий ­ Как происходило обучение мастерству? Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику. Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» - В.Т. Жук, школа лозоплетения на Кубани). Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» - В.Т. Жук, школа лозоплетения на Кубани). ­ Как учили? 1. Опрос по теме ­ Кто сделал эти предметы быта? Лист 5

­ Как мы с вами приобщались к народному творчеству? Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии. ­ Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией? Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций. Лист 6

­ Какие виды НДПИ Кубани вы знаете? Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое. Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции. Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции. ­ Что нужно для того, чтобы ученик стал носителем традиций мастера? Лист 7

­ Какие предметы быта вышивали? Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие. Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие. для иконы и другие. ­ На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты? Лист 8

Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки). ­ Дайте определение понятия «орнамент»? III.Игра «Поле чудес» Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. 1 вариант2 вариант РАСТИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОТНЫЙСЕТЧАТЫЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ Лист 9

Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести). IV.На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере) ­ Что же заставляет заниматься резьбой? Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре Лист 10

НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части. ИТОГ УРОКА Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» Виктор Гаврилович Захарченко Не как все поют кубанцы – По-казачьи, о своем. Помогая возродиться Песням предков удалых, Ищут песни по станицам, С хуторов привозят их. Наш Кубанский хор казачий – Он известен всей земле! За границей ждут с ним встречи, Ждут с ним встречи и в Кремле. Голоса, костюмы, танцы – Земляков мы узнаем! (В 1811 году по инициативе К.В. Россинского был создан Войсковой певческий хор). Лист 11

­ Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке. ­ А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений. ВТОРОЙ УРОК – практическая часть I.Организационный момент II.Объяснение выполнения практического задания ­ выпилить по силуэту фигурку; ­ выпилить и раскрасить, после шлифовки; ­ выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри); ­ сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур; ­ создать композицию на подставке и раскрасить гуашью; ­ добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить. ­ использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение III.Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений ­ Оцените, правильно ли ваш товарищ выбрал работу, по силам ли она ему, а может наоборот, взял слишком легкую? (с помощью ПОПС-формулы) П – позиция: «Я считаю, что это…» О – обоснование: «Потому что…» П – пример: «Я могу это доказать тем, что…» С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…» Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей. Лист 12

Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань». IV.Разработка вариантов работы на бумаге V.Итог урока ­ Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда? VI.Домашнее задание ­ Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов! Лист 13

Литература: 1. Авсенок А.А. Резьба по дереву. – М.: Легкая промышленность, 1986 г. 2. Ариарский С. Художественное выпиливание. – М.: Детская литература, 1958 г. 3. Богатеев З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986 г. 4. Вакуленко Е.Г. Методика обучения народной вышивки: Пособие для преподавателей/ Науч. ред. Сокольникова Э.И. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. А.М. Шолохова, 2003 г. 5. Газарян С. Прекрасное своими руками. – М.: Детская литература, 1989 г. 6. Гончаренко О. Яркие узоры. – М.: Малыш 1986 г. 7. Горбушин О. Книжки-раскраски. – М.: Молодая гвардия, 2002 г. - (Серия 6 шт.). 8. Горяева Н.А. Декоративное искусство в жизни человека/под ред. Б.М. Неменского – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005 г. 9. Дорожкин Ю.Г. Серия «Искусство детям» – росписи. – М.: Мозаика-Синтез, 1999 г. – (Серия 10 шт.). 10. Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО «Дельта», 2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи). 11. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г. 12. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1, 2. – М.,: Народное творчество, 2004 г. 13. Некрасова М.А. Народные мастера. – М.: Изобразительное искусство, 1985 г. 14. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г. 15. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. – М.: ЗАО «Траст-пресс», 1999 г. 16. Соколов Ю.В. Альбомы по выпиливаю. – М.: Экология, 1992 г. 17. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. – Киев, Раджська школа, 1988 г. 18. Хачатурянова Е.А. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учебник для 4-х и 5-х классов. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2002 г. 19. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М.: Просвещение, 1977 г. Лист 14