Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Advertisements

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
«Фразеологизмы» «Фразеологизмы» 20 марта марта 2012 ГБОУсредняяобщеобразовательная школа 47 имени Д.С. Лихачева Учитель русского языка и литературы.
Автор презентации: Наставко Ю.А.. Ещё великий учёный М.В.Ломоносов ( ) называл устойчивые сочетания «фразесами», «пословиями», предлагая включать.
Восьмое чудо света.. Египетские пирамиды Храм Артемиды в Эфесе.
ФРАЗЕОЛОГИЯ раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания - фразеологизмы.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется.
Лингвистический турнир «Фразеологический калейдоскоп» Выполнил: Титов Сергей Лаврентьевич, учитель МОУ «Небыловская СОШ» Юрьев-Польского района Владимирской.
ФРАЗЕОЛОГИЯ Какое устойчивое выражение изобразила Бельтюкова Влада?
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Тайны фразеологизмов русского языка Смолина Е. Н., учитель начальных классов.
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Синонимы, антонимы и фразеологизмы Лексика – 5 класс Учитель: Никонова Е.Н. МОУ СОШ 121, г. Красноярск.
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Транксрипт:

Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел науки о языке - фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Знаете ли вы… Рог изобилия

Крокодиловы слёзы…

Жить на большую (широкую) ногу…

Рассмотри рисунки. Какие фразеологизмы они вам напоминают?

Замени фразеологические обороты словами-синонимами. В час по чайной ложке Рукой подать Кривить душой Повесить нос Себе на уме Гонять лодыря Во все лопатки Куры не клюют Кожа да кости »Худой »Мало »Хитрый »Грустить »Бездельничать »Много »Лгать »Близко »Быстро

Вставьте недостающие слова. Говорил товарищ мой вчера, что в кино сходить уже пора. Только я хотел уж собираться, как ему взбрело... купаться. По дороге передумал он, потащил меня на стадион. Что ты, закричал я, в самом деле! Что ты, закричал я, в самом деле! У тебя семь …. Глеб у доски повесил… краснеет до корней…. краснеет до корней…. Он в этот час, как говорится, Он в этот час, как говорится, готов сквозь… О чём же думал он вчера, когда баклуши... с утра?

Замени одним словом, менее выразительным. На краю света Намылить шею Пешком ходит под стол Зуб на зуб не попадает Зарубить на носу Как в воду глядеть Мастер на все руки Не покладая рук Подать руку Далеко Проучить, наказать Маленький Замёрз Запомнить Предвидеть Умелец Неустанно Помочь

Вспомните фразеологизмы со словами. НОГИ:НОГИ: УХО: УХО: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, одна нога здесь, другая- там…уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, одна нога здесь, другая- там… пропустить мимо ушей, держать ухо востро, развесить уши, медведь на ухо наступил.пропустить мимо ушей, держать ухо востро, развесить уши, медведь на ухо наступил.

ГЛАЗА:ГЛАЗА: ЗУБЫ:ЗУБЫ: НОС:НОС: мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, как бельмо на глазу.мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, как бельмо на глазу. ни в зуб ногой, скалить зубы, заговаривать зубы, говорить сквозь зубы.ни в зуб ногой, скалить зубы, заговаривать зубы, говорить сквозь зубы. задирать нос, водить за нос, клевать носом, нос по ветру…задирать нос, водить за нос, клевать носом, нос по ветру…

По словам выдающегося учёного современности, академика Д.С. Лихачёва: «…Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо, надо». «…Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо, надо».

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЯ». 1. Вместо точек вставьте названия животных(птиц): Голоден, как…., труслив, как…, болтлив, как…, надут, как…, упрямый, как …. 2.Сгруппируйте фразеологизмы по значению : а)бездельничать б)обманывать в)быстро бежать. Запишите в три колонки. Сломя голову, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, лодыря гонять, со всех ног, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца. 3.Вспомните и запишите фразеологизмы со словом КАК следующего значения: - хорошо, непринуждённо себя чувствовать - проливной дождь, ливень - быть в постоянных хлопотах, суетиться - очень много людей в тесном помещении - тщательно, заботливо охранять что – либо. 4. Подберите к фразеологизмам из первого столбца слово-объяснение из второго столбца, запишите через тире. Клевать носом приуныл Как снег на голову медленно Вылетело из головы дремать Повесил нос неожиданно В час по чайной ложке забыл 5. Подберите к фразеологизмам фразеологизмы-антонимы, запишите через тире. Засучив рукава, душа в душу, набрать в рот воды, рукой подать, на ночь глядя. 6. Вспомните и запишите грамотно по 2-3 фразеологизма со словами : ГОЛОВА, ГЛАЗ, ЗУБ, УХО, ЯЗЫК, РУКА, НОГИ, НОС.