« Не то, что мните вы природа …» ( Концепция мира и человека в творчестве Ф. И. Тютчева )

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Человек перед лицом тайны – тайны судьбы и тайны природы» (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)
Advertisements

Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Ф. И. Тютчев известный русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. Одной из главных.
Презентация к занятию по философской лирике Ф.И.Тютчева.
Презентация "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Осенний вечер""
Тема: «Не то, что мните вы, природа…»Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева. Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф.И.Тютчева на природу. Освоение навыков анализа.
Ф. М. Тютчев. Тема природы Предисловие Список стихотворений.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева. Философия Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
Мир природы в лирике Тютчева Анализ стихотворения «Осенний вечер»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 городского поселения «Рабочий посёлок Солнечный» Выполнила: Павленко Алина.
Родная природа в поэзии и живописи. Цели: Сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; Сформировать.
Презентацию создала Тонких Мария, ученица 5 класса БОУ «Ольгинская СШ» Полтавского района Омской области.
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Урок русского языка и литературы в 6 классе (с казахским языком обучения) Раздел долгосрочного плана "Климат: погода и времена года" Тема урока: "Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест…
Анализ стихотворения 5 класс Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной» Автор работы: Низовцева С.П. Учитель русского языка и литературы МОУ»Лоемская СОШ»
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях.
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ ( ). АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ ( )
Транксрипт:

« Не то, что мните вы природа …» ( Концепция мира и человека в творчестве Ф. И. Тютчева )

Ф.И.Тютчев В живом общении, в полном слиянии с « без - брежным океаном » жизни природы Ф. И. Тючев видел не только спасение против немощей и печалей одинокого и ограниченного человечес - кого « Я », но и средство для поэта … включить, вобрать в себя всю вселенную. Д. Благой

Форма урока: творческая мастерская плюс урок - презентация и урок - размышление

на основе анализа стихотворений Ф. И. Тютчева выяснить, в чём заключается особенность восприятия мира и человека в творчестве данного поэта. Задачи : изучить различные точки зрения на этот вопрос со стороны известных критиков ; отобрать для анализа стихотворения поэта, позволяющие наиболее точно выявить его точку зрения на мир и место человека в нём ; сопоставить полученные результаты с точкой зрения критиков ; обобщить полученные результаты и зафиксировать их в сводной таблице ; создать презентацию « Не то, что мните вы, природа …» ( Концепция мира и человека в творчестве Ф. И. Тютчева.) Цель :

Из области теории… Интерпретация ( лат.) – « истолкование, объяснение, перевод », индивидуальная трактовка произведений искусства. Анализ ( греч.) – « разложение, расчленение », разбор, рассмотрение чего - либо. Дескриптивная ( англ.) шкала – « описательная » шкала

Несколько мудрых советов… Прикосновение к чужому тексту требует деликатности и таланта. Басовская Е. Н. … Искусство есть постижение мира иными, не рассудоч - ными путями. В. Брюсов Художественный текст может стать для тебя и источ - ником эстетического наслаждения, кладезем премуд - рости, и советчиком … да мало ли чем ещё, ведь в нём сокрыта бесконечность. Басовская Е. Н.

«На мир таинственный духов…» («День и ночь») На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День – сей блистательный покров – День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов !

День

Но меркнет день – настала ночь,- Пришла и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь … И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами – Вот отчего нам ночь страшна !

Ощущаем С одной стороны умиротворение, а с другой тревогу и страх. ОъъгожзОъъгожз Ночь

Видим День. Свет. Мир пронизанный золотыми лучами солн - ца … Меркнущий день. Мгла. Ночь. Чёрное бездонное небо, усыпанное звёздами.

Слышим Шелест, тихий таинственный шепот. Безмолвие бездны. Скопление повторяющихся согласных п, т, с, к, г создает почти физическое ощущение замедления движения, близкой остановки.

Ощущаем Под « златотканым покровом » дня человек, казалось бы, испытывает умиротворение. Однако это не то умиротворение, которое ведёт к покою и счастью, оно зыбкое, как дымка. Это лишь « лёгкая ткань », прикрывающая подлинный мировой лик – лик смерти, « тёмной пропасти », ночной бездны. От осознания этого умиротворение сменяется тревогой и страхом.

Зрительные ассоциации Слуховые ассоциацииЭмоциональные ассоциации Морфологический уровеньФонетический уровеньМорфологический уровень имена существительныеаллитерация: повторяющие- ся согласные п, т, с, к, г имена существительные день оживленье ночь бездна мгла день - друг че- ловеков и бо- гов, исцеленье ночь – безд- на, нет пре- град имена прилагательные покров злато- тканный, бли- стательный. ночь страшнадень -покров златотканный, блистательный. ночь – страшна, бездна безы- мянная, мир роковой глаголы меркнет

Основная мысль каждой строфы Не слепок. Любовь Мните ЗритеЖивут Не лик Душа Свобода Цвет Плод Лист Чрева Чуждые силы В природе есть душа Все сотворено природой Живут впотьмах Не видят Не дышат Не слышат Жизни нет «Не то, что мните вы, природа» Доминирующие слова

Лучи не сходили Весна не цвела Ночь нема Леса не говорили Реки Дружеская беседа Не их вина Пойми Голос матери Душа Леса Гроза Не вела Не встревожит « Не то, что мните вы, природа » Идея : « Не то, что мните вы природа …»: в ней дышит та же жизнь, которую человек ощущает в себе, но только безмерно более могучая – « божески всемирная », перед лицом этой вселенской жизни человеческое существование – « обман чувств ». доминирующие слова

«Есть в осени первоначальной» В этом стихотворении Тютчев показывает нам раннюю осень. В это время природа особенно прекрасна, она как бы готовясь ко сну дарит человеку возможность насладиться красотой её красок. Хороша в это время и погода – мягкая, теплая, волшебна в своем спокойствии. Но в то же время у человека возникает тягостные чувства, ведь с приходом осени появляются и мысли о скорой зиме. Поэтому человек старается прожить каждый день осени по-особенному, запомнить мельчайшие предметы.

Осень Природа дает человеку удивительную возможность насладиться красотой окружающего мира. Поэт использует самые изысканные эпитеты: «Хрустальный день», «Лучезарный вечер», «Дивная пора», «Хрустальный вечер» - для поэта это что-то неуловимое. Через прозрачный воздух все предметы выглядят красивее и чистее. «Дивная пора очень коротка, не успеешь оглянуться и наступит зима. Не зря здесь упоминается «тонкий волос паутины» - это как тонкая грань между осенью и зимой». «Лучезарный вечер» - невыразим в яркости своих красок. Лазурь символизирует для автора цвет осени. В это время природа отдыхает, и вместе с ней отдыхает и человек. Ведь человек и природа неразрывно связаны. В стихотворении много многоточий, так и должно быть в стихотворении о осени. Здесь нет буйных эмоций. Остается загадочность недосказанность. Тютчев показывает природу как живое существо. И природа не может существовать без человека, так же человек не может жить без природы.

Изображение пейзажей в лирике Тютчева Преобладание пейзажей - одна из примет лирики Тютчева. При этом изображение природы и мысль о природе соединены воедино. Его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль приобретает выразительность. В его произведениях ярко выражены стремления за видимым покровом угадать великую тайну природы. Идея данного стихотворения – это не столь описание своеобразия осенней природы, сколь обобщенное философское раздумье о времени. Рассмотрев композицию данного стихотворения можно разделить на три части, каждая из которых отображает свою микротему: 1) «умильная таинственная прелесть»; 2) «предчувствие сходящих бурь»; 3) «та кроткая улыбка увяданья» По эмоциональной окраске, данное стихотворение можно отнести к элегии.

Концепция мира и человека в творчестве Ф.И. Тютчева 1. Мир – это бездна роковая, полная тайн, которая не страшна, покуда на неё накинут благодатный покров, но пугает нас, если между нами и этой бездной нет преград. 2. Наша жизнь – это день и ночь, свет и мрак, борьба между добром и злом, Богом и врагом рода челове - ческого. Что победит в нашей душе ? 3. « Не то, что мните вы природа : Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа,… свобода,… любовь,… язык … »

Концепция мира и человека в творчестве Ф.И. Тютчева 4. В природе дышит та же жизнь, которую человек ощу - щает в себе, но только безмерно более могучая – « бо - жески всемирная ». 5. Язык природы не доступен живущим « в сем мире, как впотьмах ». 6. Это вина не тех, кто глух и нем и не способен понять тайну мироздания.

Итоги работы Все поставленные задачи решены. Намеченная цель достигнута. В процессе работы были использованы различные приёмы работы с текстом. Результатом работы стали творческие работы учащихся ( рисунки, интерпретации, анализы поэтических текстов ); электронная презентация ; таблицы

Наша почта Ждём ваших вопросов, пожеланий и идей в наш почтовый ящик