Вначале было «Слово»… («Слово о полку Игореве» в историко – литературном аспекте) (сопоставление литературно – исторических источников)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Василий Андреевич Жуковский ( ). Перевод В.А.Жуковского.
Advertisements

(Сопоставительный анализ) Автор : Шмидт Юлия, учащаяся 9 класса МОУ Кытмановская СОШ 2 Руководитель: Грицук М.А., учитель русского языка и литературы Кытманово.
Паршина Елена Александровна Учитель русского языка и литературы.
Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»
Солнечная символика (четыре солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения Урок литературы в 9 классе Учитель ШУМАКОВА.
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве». Познакомиться с исторической основой «Слова о полку Игореве», особенностями композиции.
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История создания, сюжет, композизия,проблематика, система образов произведения.
Из древнерусской литературы Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Традиции древнерусской литературы Учитель русского языка и литературы Агеева Н.А.
Часть вторая. Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращения автора к русским князьям МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского.
Главные персонажи «Слова о полку Игореве» Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская СОШ» Павловского.
Проверочное тестирование по произведению «Слово о полку Игореве»
Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
По следам «Слова о полку Игореве» виртуальная экскурсия.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Ох, ты гой-еси гремучий соловей Боян! Кабы ты теперь, соловушка, Нам защелкал про дружины князя Игоря…
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕОх, ты гой-еси гремучий соловей Боян! Кабы ты теперь, соловушка, Нам защелкал про дружины князя Игоря…
Подготовила : Цихоцкая Алина, ученица 9« А » класса ученица 9« А » класса МБОУ « СОШ 11» МБОУ « СОШ 11» Учитель : Станиславская О. В. Учитель : Станиславская.
Транксрипт:

Вначале было «Слово»… («Слово о полку Игореве» в историко – литературном аспекте) (сопоставление литературно – исторических источников)

«Песнь о Роланде» «Слово о полку Игореве» и

Цели и задачи Цели и задачиЦели и задачиЦели и задачи Эпиграфы ЭпиграфыЭпиграфы Сходства СходстваСходства Различия РазличияРазличия

Цели: Цели: выявить степень оригинальности древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Основополагающий вопрос: Основополагающий вопрос: чем обусловлены сходства и различия произведений? Задачи: Задачи: сравнить произведения, выявить сходства и различия.

Сходства: «Песнь о Роланде» ХIIвек Создавалось в рыцарской среде Кодекс рыцарской чести «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» ХIIвек Создавалось в дружинной среде Идеал воинской чести 1)время создания 2)среда создания 3)воинские ценности

4)Отражение противостояния двух миров Христианский Арабский Запад Восток Христианская Язычники- Русь половцы Русь половцы 5) Единство человека и природы Обращение за помощью к силам природы: «Сошел с коня великий император, Простершись ниц, движенье солнца просит Остановиться и день продлить …» Сочувствие природы полку Игоря: природа предупреждает Игоря о грозящей опасности солнечным затмением («Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов прикрыло»),помогает ему сбежать из плена(«дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями рассвет возвещают»), природа сочувствует Русской земле(«никнет трава от жалости, а древо с тоской к земле приклонилось»)

Различия: «Песнь о Роланде» 1)Присутствие элементов фантастики (Карл на три дня останавливает движение солнца) 2)Посвящение событиям прошлого, порой далеко отстающим от времени создания самого произведения 3)Преобладание христианского сознания (обращение героев к Господу,совершение христианских обрядов,вера в существование рая) «Слово о полку Игореве» 1)В основе лежит историческое событие, достоверно описанное автором(действительно, Князь Игорь Северский ходил в поход на половцев) 2)Произведение написано по горячим следам, и оно более исторично. 3)Предпочтение отдается языческим элементам, с которыми у автора связаны все его поэтические представления (вещий сон Святослава, затмение солнца, обращение Ярославны к силам природы )

4) русичи совершили подвиг за землю Русскую культ воинской чести не является самоцелью, а переплетается с судьбой Русской земли (Не только «себе славы» искали князья, но «Половецкой земле мечами обиду творить») 4) франки совершали подвиг во имя сеньора Карла и веры. Воинская доблесть превыше всего. ( Роланд не слушает Оливьера, который хочет обратиться за помощью, а действует по- своему, хочет показать свою храбрость)

Оценка « Слова » русскими писателями и лингвистами «Произведение оригинально и самобытно, оно всё проникнуто народно поэтическими элементами» (А.А.Потебня) «В слове заключена внутренняя история человека, его взгляд на самого себя и природу» (А.Афанасьев) «Слово о полку Игореве» возвышается уединённым памятником в пустыне древней словесности» (А.С.Пушкин)

Выводы: Исходя из наблюдений, мы пришли к выводу, что произведение оригинально, неповторимо и самобытно. Наличие сходств объясняется одним временем создания, особенностями среды,в которой создавались произведения, а различия объясняются особенностями сознания русичей, для которых превыше всего – защита земли русской и объединение князей служило этой идее. И это, на наш взгляд, более значимо.

Список использованной литературы: С.Д. Артамонов «Литература средних веков» Справочник школьника 5-11кл.

Хорошо на свете дышит песня! От отца она идет к детям, Славит она мужество и доблесть, И бесстрашную преданность отчизне.

Исторический аспект «Слова о полку Игореве» Цель: Показать историзм как главную особенность древнерусской литературы Задачи: 1.Выделить описываемые автором события 2.Выявить понимание автором «Слова» исторического времени и пространства 3.Найти выделяемые автором причинно- следственные связи 4.Указать определяемые автором перспективы исторического развития Руси

Проблемно-творческая группа Александров Андрей Ведина Галина Карама Эльмира Кустин Данил Цимковский Илья Координатор проекта Гордеева М.Л.

Центральный образ – образ Руси. Русская земля и её просторы Русская природа Русский народ и их князья Родная русская история

Описываемое историческое время «От старого Владимира…» (с 980 г). На седьмом веке Трояна кинул Всеслав жребий (1068г.) Были века Трояна, минули годы Ярославовы были походы Олеговы (1054г. – 1115г.) Два храбрых Святославича Уже коварство пробудили раздором, а его усыпил было … Святослав. (1184г.) Поход Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году

Свободный переход от настоящего к прошлому «…свивая славу обеих половин сего времени.»

Историческое прошлое – мерило настоящего Сравнение Олега Гориславича и Игоря Святославовича. «Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожа внука, в княжеских крамолах сокращались жизни людские…» И после похода Игоря «черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли по Русской земле.» Князья – носители «славы» их предков «Ярославы все внуки и Всеслава. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов.»

Показ событий русской истории на фоне всемирной «На седьмом веке Трояна кинул Всеслав жребий… скакнул к городу Киеву…» «…готские красные девы… запели на берегу синего моря: звеня русским золотом, воспевают время Бусово, лелеют месть за Шарукана.»

Историческое пространство Происходящие события охватывают все русские земли «Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве; трубы трубят в Новгороде – стоят стяги в Путивле.» О несчастье Игоревом «…застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.»

Описание земель соседних народов Половецкие земли «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили...» Земли Западной Европы О победе Святослава «тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу.»

Причинно-следственные связи Своеволие князей порождает усобицы «При Олеге Гориславиче… в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали…» Причины усобиц – борьба за уделы «… ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать».

Половецкие набеги – это следствие княжеских усобиц «Борьба князей против поганых прекратилась… А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». «А князи сами на себя крамолу ковали, а поганые с победами нарыскивали на Русскую землю, сами брали дань по белке от двора». Игорь и Всеволод «коварство [половцев] пробудили раздором».

Единоличные действия князей приводят к их поражению Святослав: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!» А разве дивно, братья, старому помолодеть?»

Идеалы Руси и перспективы развития Единение князей вокруг Киева(идеализация прошлого Руси) «О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским: теперь же стоят стяги Рюриковы, а другие – Давыдовы, но врозь у них полотнища развеваются. Копья поют!»

Пророчество возможных опасностей «Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игореве, буйного Святославича!» «Уже ведь, братья, невеселое время настало, уже пустыня войско прикрыла…»

Призыв к единению «Здравы будьте князья и дружина, борясь за христиан против нашествий поганых.»

«Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» как отражение сознания человека Древней Руси (Учебный проект)

Цель проекта: выявить условия формирования сознания человека Древней Руси Основной вопрос: как взаимодействуют в сознании древнерусского человека языческое и христианское начала Задачи: найти отражение в тексте «Слова» элементов языческого и христианского сознания

Элементы языческого сознания

Упоминание языческих богов «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук Велеса…» «…, погибало достояние Дажь-Божьего внука,…» «Вот ветры, внуки Стрибога,…» Отражение родовых связей и отношений «Борьба князей с погаными кончилась, ибо сказал брат брату: «Это моё и то моё же.»

Родство человека и мира природы «Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками.» «А Игорь-князь скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком.» «Полечу, говорит, кукушкою по Дунаю, омочу шёлковый рукав в Каяле- реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле.» Одушевление сил природы Плач Ярославны: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор?» «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую.» «Светлое и тресветлое солнце! Всем ты светло и прекрасно, зачем же, владыко, простёрло горячие свои лучи на воинов лады?»

«А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы,…» «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат колья булатные…» …«Кони ржут за Сулой - звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Новегороде, стоят стяги в Путивле.» «Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и топям и дорогими нарядами половецкими.» «…, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,…» «…, волки грозу навевают по оврагам, орлы клектом зверей на кости зовут,…» Отражение пространственного разграничения («своё» - «чужое»)

Вещий сон Святослава «А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах.» Отношение к числу «Светлое и тресветлое солнце!» (приставка тре- обозначает «очень») Символика частей тела «Сказали Боян и Ходына, Святославовы песнотворцы, старого времени Ярославого, Олега- князя любимцы: «Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы», - так и Русской земле без Игоря.»

Элементы христианского сознания

Отражение христианской морали Плач Ярославны: «Всем ты тепло и прекрасно, зачем же, владыко, простёрло горячие свои лучи на воинов лады?» (забота не только об Игоре, но и о его воинах, т. е. обо всех русичах) «Жёны русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!» И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской.» (авторское сочувствие)

Вера в суд Божий «Ему вещий Боян ещё давно припевку, разумный, сказал: «Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда Божьего не миновать!» Вера в покровительство Господа Бога «Червлёный стяг, белая хоругвь, червлёный бунчук, серебряное древко – храброму Святославичу!» «Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему золотому престолу.»

Упоминание церквей «Ему в Полоцке позвонили к заутрени рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал.» «Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей.» Наличие церковной лексики «А Игорева храброго полка не воскресить.» «Аминь.»

Заключение: С ознание древнерусского человека складывалось на основе двух начал христианского и языческого. В «Слове» элементов языческого мировоззрения гораздо больше, нежели элементов христианского сознания. Эти два начала не противоречат друг другу: христианские заповеди во многом совпали с языческими представлении славян. Формируется сознание человека, в котором нет неприятия к другим людям, другим народам и другой вере.

Библиографический список oВoВ.В. Кусков «История Древнерусской литературы». Москва, изд. «Высшая школа», 1997 oНoН. С. Воловник «У истоков Русского фольклора». Москва, изд. РИО Мособлупрполиграфиздат, 1994 oДoДемин «Древнерусская литература в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам», изд. Московский университет, 2000

Содержание Цель и задачи проекта Цель и задачи проекта Элементы языческого сознания Элементы языческого сознания Упоминание языческих богов;Упоминание языческих богов; Отражение родовых отношений;Отражение родовых отношений; Одушевление сил природы;Одушевление сил природы; Родство человека и мира природы;Родство человека и мира природы; Отражение пространственного разграничения;Отражение пространственного разграничения; Вещий сон Святослава;Вещий сон Святослава; Отношение к числу;Отношение к числу; Символика частей тела;Символика частей тела; Элементы христианского сознания Отражение христианской морали Вера в суд Божий Вера в покровительство Господа Бога Упоминание церквей Наличие церковной лексики Заключение Библиографический список

Взаимоотношения Руси с половцами

Цель: Показать взаимоотношение Руси и половцев по тексту «Слова» Задачи: 1)Выявить характеристику половцев, данную автором «Слова» 2)Показать взаимоотношения Руси и половцев на основе «Слова»

Характеристика половцев Поганые «…потоптали они поганые полки половецкие» По В.И. Далю: 1) Гадкие, мерзкие, пакостные, скверные; 2) Нечистые по вере или по обычаям, повериям 3) Языческий, относящийся до идольства, до почитания кумиров 4) Нехристианский, некрещеный, бусурманский, либо иноверческий вообще

«Дети бесовы» «Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами». По В.И. Далю: Бес – злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, дьявол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней ; змий кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не- наш, недобрый, нелегкий, нечистая сила, неладный соблазнитель; черная, неключимая сила, ненавистник рода человеческого. Человек мстительный злобный или же хитрый лукавый ловкий изворотливый Бесовство – дьявольское наваждение, соблазнительные призраки явления; непостоянство всякого рода Бес (из этимолог. словаря, сост. – М.Э. Рут) – того же корня, что и бояться, беда. Первоначальное значение слова – ужасный, страшный.

Выводок гепардов «…по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов» Отождествляются с аварами «Рассечены саблями калеными шлемы аварские тобою, ярый тур Всеволод!»

Взаимоотношения с половцами Походы на половцев «…потоптали они поганые полки половецкие» Взаимные набеги и походы «…помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты» Родственные связи между русскими и половцами «…сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую».

Половцы иногда выступали союзниками в политической борьбе князей « Ярослава все внуки и Всеслава! … Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на богатство Всеслава. Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!» Факт помощи половчанина Овлура плененному Игорю « Коня в полночь Овлур свистнул за рекой велит князю разуметь: князю Игорю не быть в плену!»

« Здравы будьте, князьям и дружине, борясь за христиан против нашествий поганых!»