СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВАЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВАЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ТРОПЫ ТРОПЫТРОПЫ ФИГУРЫ ФИГУРЫФИГУРЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Advertisements

Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Выразительные средства художественной речи тропы.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Готовимся к ЕГЭ Задание В8. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 1. Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Дома.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. АНАФОРА Анафора ( от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие), стилистическая фигура; скрепление.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Транксрипт:

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВАЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВАЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ТРОПЫ ТРОПЫТРОПЫ ФИГУРЫ ФИГУРЫФИГУРЫ

Литота Литота в переводе с греческого это слово означает «простота». Если гипербола – чрезмерное преувеличение чего-то, то обратная гипербола означает такое же чрезмерное преуменьшение. Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится. Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» Литота в переводе с греческого это слово означает «простота». Если гипербола – чрезмерное преувеличение чего-то, то обратная гипербола означает такое же чрезмерное преуменьшение. Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится. Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

Найдите тропы Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух. Июль, домой сквозь окна вхожий, Все громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой. (Б.Пастернак) Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух. Июль, домой сквозь окна вхожий, Все громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой. (Б.Пастернак)

Эпитет ЭПИТЕТ. Это слово в переводе с греческого означает «приложение, приложенное», то есть одно слово приставлено к другому. Эпитет – это троп, фигура, образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие.Отличается от простого определения художественной выразительностью ЭПИТЕТ. Это слово в переводе с греческого означает «приложение, приложенное», то есть одно слово приставлено к другому. Эпитет – это троп, фигура, образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие.Отличается от простого определения художественной выразительностью. Найдите эпитеты в стихотворении А.Н.Плещеева «Отчизна». Природа скудная родимой стороны! Ты дорога душе моей печальной; Когда-то, в дни моей умчавшейся весны, Манил меня чужбины берег дальний… И пылкая мечта, бывало, предо мной Рисует все блестящие картины: Я вижу свод небес прозрачно-голубой, Громадных гор зубчатые вершины… Облиты золотом полуденных лучей, Казалось, мирт, платаны и оливы Зовут меня под сень раскидистых ветвей, И розы мне кивают молчаливо.. Найдите эпитеты в стихотворении А.Н.Плещеева «Отчизна». Природа скудная родимой стороны! Ты дорога душе моей печальной; Когда-то, в дни моей умчавшейся весны, Манил меня чужбины берег дальний… И пылкая мечта, бывало, предо мной Рисует все блестящие картины: Я вижу свод небес прозрачно-голубой, Громадных гор зубчатые вершины… Облиты золотом полуденных лучей, Казалось, мирт, платаны и оливы Зовут меня под сень раскидистых ветвей, И розы мне кивают молчаливо.

Каламбуры КАЛАМБУРЫ – фигуры, основанные на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению. В каламбурах игра слов, основанная на многозначности и на омонимии: «Тяжел и мрачен мой удел; Я оказался не у дел». (Л.Мунштейн) КАЛАМБУРЫ – фигуры, основанные на звуковом сходстве слов или сочетаний слов, совершенно различных по значению. В каламбурах игра слов, основанная на многозначности и на омонимии: «Тяжел и мрачен мой удел; Я оказался не у дел». (Л.Мунштейн)

Анализ стихотворения. Найдите выразительные средства речи (тропы) и выразительные средства фонетики в стихотворении А.Блока «Митинг». Как создает А.Блок образ оратора на митинге, ропот толпы, напряжение перед расправой. Отрывок из стихотворения А.Блока «Митинг»: И тихий ропот поднял руку, И дрогнули огни. Пронесся шум, подобный звуку Упавшей головни. Как будто свет из мрака брызнул, Как будто был намек… Толпа проснулась. Дико взвизгнул Пронзительный свисток.

Слово метафора в переводе с греческого означает «перенос». Слово метафора в переводе с греческого означает «перенос». Найдите в текстах имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос? Найдите в текстах имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос? 1. Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. (А.А.Фет) 2. Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща. 1. Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. (А.А.Фет) 2. Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща.

Фигуры Слово «фигура» в переводе с латыни «очертание, внешний вид, образ». Это слово многозначно. Что означает этот термин, когда мы говорим о художественной речи? К фигурам относят синтаксические средства выразительности речи: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис. Слово «фигура» в переводе с латыни «очертание, внешний вид, образ». Это слово многозначно. Что означает этот термин, когда мы говорим о художественной речи? К фигурам относят синтаксические средства выразительности речи: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис.

Задание Найдите в текстах примеры метонимии. Объясните, почему возможен такой перенос. 1. Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. (А.А.Фет) 2. Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 3. Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин) Найдите в текстах примеры метонимии. Объясните, почему возможен такой перенос. 1. Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. (А.А.Фет) 2. Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 3. Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)

Тропы Тропами называют лексические средства выразительности речи: метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу, литоту и другие. Троп в переводе с греческого означает «оборот». Этим термином обозначают слово, употребленное в переносном значении. Художественная речь отличается от обычной тем, что в ней используются особые обороты слов, которые украшают речь, делают ее выразительнее, красивее. Тропами называют лексические средства выразительности речи: метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу, литоту и другие. Троп в переводе с греческого означает «оборот». Этим термином обозначают слово, употребленное в переносном значении. Художественная речь отличается от обычной тем, что в ней используются особые обороты слов, которые украшают речь, делают ее выразительнее, красивее.метонимиюлитотуметонимиюлитоту

Лексический повтор Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. Например, в отрывке из романа Л. Толстого «Анна Каренина»: Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести. Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. Например, в отрывке из романа Л. Толстого «Анна Каренина»: Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести.

Назовите троп 3. На одном диване лежит поручик в папахе и спит… - Вставайте! – будит доктор папаху. (А.П.Чехов). 4. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта – внакладку. (А.П.Чехов). 5. Борода! Что ты все молчишь? (А.П.Чехов). 6. А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (И.А.Гончаров). 3. На одном диване лежит поручик в папахе и спит… - Вставайте! – будит доктор папаху. (А.П.Чехов). 4. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта – внакладку. (А.П.Чехов). 5. Борода! Что ты все молчишь? (А.П.Чехов). 6. А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (И.А.Гончаров).

Метонимия Еще одна разновидность тропов метонимия. Это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности. Еще одна разновидность тропов метонимия. Это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности. Когда М. Исаковский пишет: Только слышно, на улице где то одинокая бродит гармонь, то каждому ясно, что это ходит человек с гармонью. К метонимии обращался А. Пушкин, рисуя «волшебный край» (театр): Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла все кипит... Когда М. Исаковский пишет: Только слышно, на улице где то одинокая бродит гармонь, то каждому ясно, что это ходит человек с гармонью. К метонимии обращался А. Пушкин, рисуя «волшебный край» (театр): Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла все кипит...

Ассонанс Ассонансом называют повторение гласных: Ассонансом называют повторение гласных: Пора, пора, рога трубят. (А. С. Пушкин) Пора, пора, рога трубят. (А. С. Пушкин) В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Быстро лечу я по рельсам чугунным, Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н. А. Некрасов) Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего и мчащегося поезда. Думаю думу свою. (Н. А. Некрасов) Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего и мчащегося поезда.

Аллитерация Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак). Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак). Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома.

Найдите аллитерацию и ассонанс Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин) Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б. Пастернак) Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. (А. Пушкин) Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б. Пастернак)

Определите тропы Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен… Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен… (А. Фет) От тебя я сердце скрыла, (А. Фет) От тебя я сердце скрыла, Словно бросила в Неву… Словно бросила в Неву… (А. Ахматова) (А. Ахматова)

Звукоподражание Другим приемом звукописи является звукоподражание употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Другим приемом звукописи является звукоподражание употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так: О как, о как нам к вам, бога, не гласить! Есть слова, которые своим звучанием напоминают называемые ими действия (шуршать, шипеть, бренчать, храпеть, цокать, тикать и т. п.). Звучание таких слов в художественной речи усиливается их фонетическим окружением: Вот дождик вкрадчиво прокрапал. (А. Твардовский). Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так: О как, о как нам к вам, бога, не гласить! Есть слова, которые своим звучанием напоминают называемые ими действия (шуршать, шипеть, бренчать, храпеть, цокать, тикать и т. п.). Звучание таких слов в художественной речи усиливается их фонетическим окружением: Вот дождик вкрадчиво прокрапал. (А. Твардовский). Повторение созвучия « КР» напоминает постукивание дождевых капель по железной крыше. Повторение созвучия « КР» напоминает постукивание дождевых капель по железной крыше. А в скороговорке От топота копыт пыль по полю летит фонетическая выразительность главного звукоподражательного слова топот усиливается аллитерацией на [т] [п]. А в скороговорке От топота копыт пыль по полю летит фонетическая выразительность главного звукоподражательного слова топот усиливается аллитерацией на [т] [п].

Определите фигуры речи Ступеньки вверх, Ступеньки вверх, Ступеньки вниз – Ступеньки вниз – Кружится голова. Кружится голова. И скучно, и грустно, И скучно, и грустно, И некому руку подать... И некому руку подать... Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Анализ стихотворения Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными очами! Для вас – века, для нас – единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! Века, века ваш старый горн ковал И заглушал грома лавины, И дикой сказкой был для вас провал И Лиссабона и Мессины! Вы сотни лет глядели на Восток, Копя и плавя наши перлы, И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла. (А. Блок) Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными очами! Для вас – века, для нас – единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! Века, века ваш старый горн ковал И заглушал грома лавины, И дикой сказкой был для вас провал И Лиссабона и Мессины! Вы сотни лет глядели на Восток, Копя и плавя наши перлы, И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла. (А. Блок)

Звуковые средства Ассонанс Ассонанс Ассонанс Аллитерация Аллитерация Аллитерация Звуковой символизм Звуковой символизм Звукоподражание Звукоподражание Звукоподражание Интонация Интонация

тропы Эпитет, аллегория, сравнение, перифраз, метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение, ирония. Эпитет, аллегория, сравнение, перифраз, метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение, ирония.

фигуры Анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис. Анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис.

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ АССОНАНС ЛИТОТА АЛЛЕГОРИЯ АССОНАНС ЛИТОТА АЛЛЕГОРИЯ АНАФОРА ГРАДАЦИЯ ЭПИТЕТ АНАФОРА ГРАДАЦИЯ ЭПИТЕТ ПЕРИФРАЗ МЕТОНИМИЯ ЭПИФОРА ПЕРИФРАЗ МЕТОНИМИЯ ЭПИФОРА АНТИТЕЗА ГИПЕРБОЛА ИРОНИЯ АНТИТЕЗА ГИПЕРБОЛА ИРОНИЯ

Вставьте слова... – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи.... – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи.... – один из тропов, разновидность метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.... – один из тропов, разновидность метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Синекдоха Обозначение целого предмета через наименование его части. Например, «на заводе не хватало рабочих рук». Обозначение целого предмета через наименование его части. Например, «на заводе не хватало рабочих рук». Множество явлений или предметов обозначается через одно такое явление или предмет. Например, «медведь в этих лесах не водится». Множество явлений или предметов обозначается через одно такое явление или предмет. Например, «медведь в этих лесах не водится». Употребление собственных имен в нарицательном значении. Например, «нам Суворовы и Кутузовы нужны». Употребление собственных имен в нарицательном значении. Например, «нам Суворовы и Кутузовы нужны».