Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Advertisements

Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Открытый урок по русскому языку в 5а классе 2013г.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: «Что делать?, Что сделать?» Обозначает действие.
Вагайцева Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 24» г. Кемерово.
Страна Глаголия Несовершенный вид Настоящее время Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Спряжение Совершенный вид Условное наклонение Прошедшее.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Урок русского языка в 5-6 классе по теме « Безличные глаголы » Межевов Антон Владимирович, учитель русского языка и литературы МБОУ Вознесенская МСОШ Prezentacii.com.
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Понятие об односоставных предложениях» (по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой классы)
Морфологический разбор глагола. Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ташкинова Любовь Юльевна.
Безличные глаголы Безличные глаголы это глаголы, которые называют действия или состояния, происходящие как бы сами по себе, без участия деятеля: знобить,
Безличные глаголы – не безликие? Урок русского языка по теме: «Безличные глаголы»
Урок с использованием ИКТ на основе модульной технологии. Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола. Методическая разработка.
Безличные глаголы Урок - исследование. Определение безличных глаголов, их роль в предложении. Безличными называются глаголы, обозначающие действие без.
Глагол.Глагол.. Глаголы переходные и непереходные. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ.,числ., или местоимением в вин. пад. без предлога,
Односоставное предложение. Главный член- сказуемое.
Глагол 10 класс. Постоянные признаки глагола ( группы ) Вид ( ехать – что делать? несов. вид, уехать – что сделать? сов. вид ) Спряжение (I или II) Переходность.
Тема урока Синтаксичечкая пятиминутка 1. Мы любили встречать рассвет на речке.(дополнение) 2. Дождь застал нас врасплох.(сказуемое) 3. Туристы с трудом.
Транксрипт:

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг» Магаданской области

УЭ-0 Цели и задачи урока:

Составьте алгоритм, по которому можно отличить глагол от других частей речи.

1.Каково лексическое значение слова и на какой вопрос оно отвечает? 2.Каковы морфологические признаки этого слова? 3.Синтаксическая роль.

Белки. В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка развесила белка сушить грибы. В лесных кладовых прячет отборные орехи. Поздней осенью переменит белка своё красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине ёлки устроила белка гнездо. Там она воспитывает бельчат, а зимой спасается от морозов. Самый весёлый зверёк в наших лесах – это белка.

1. Из первого предложения выпишите глагол и произведите его морфологический разбор. 2.Выпишите остальные глаголы и объясните их правописание. 3.Назовите виды орфограмм, не встреченных в данном тексте ( относящиеся к правописанию глаголов), приведите примеры слов на эти орфограммы.

Хлопочут (белки)-глагол, т.к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делают? Инфинитив – хлопотать, Это слово имеет следующие морфологические признаки: несов.в, I спр., изъяв. накл., наст. вр., мн.ч. В предложении является сказуемым, следовательно, это слово относится к самостоятельной части речи - глаголу

2.Поднимутся, перемахнут, спускаются, развесила сушить, прячет, переменит, устроила, воспитывает, спасается.

Не пришёл, нездоровилось, купаешь купаешься, ходишь, преодолевать видел

1.Мы пришли посмотреть на котят. 2.Мы хотели купить конфет. 3.Читать новые книги – великое удовольствие. 4.Раздалась команда поднять паруса.

Мы пришли посмотреть на котят. Мы хотели купить конфет. Читать новые книги – великое удовольствие. Раздалась команда поднять паруса.

Подсказка Вид глагола Несовершенный вид: что делать? Что делал? Что делаю? Совершенный вид: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?

ПОДСКАЗКА: Показателем вида являются приставки и суффиксы. несов. вид соверш. вид Переписывать (работу) – переписать(работу) несов.вид соверш. вид Белить - побелить

Дом царевна об…шла Зат…пила жарко печку Всё п…рядком убрала На полати вз…бралась Засв…тила Богу свечку И тихонько ул…глась

сов. сов. Дом царевна обошла, Затопила жарко печку, сов. сов. Всё порядком убрала, На полати взобралась сов. сов. Засветила Богу свечку, И тихонько улеглась.

Цель: Знать наклонения глагола и их грамматические значения, употребление.

Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение Обозначает действия, которые происходят, происходили или будут происходить 1. Изменяется по временам, лицам и числам. Обозначает действия, желаемые или возможные при определённых условиях 1. Изменяются по родам и числам. 2.Согласуется с подлежащим в в роде и числе. 3. Не имеет времени. 4.Образование –Л- бы - б Обозначает действия, которые просят или заставляют совершить 1. Изменяются по числам. 2. –И- или -те Опираясь на таблицу, расскажите о наклонениях глагола.

Задания: 1. Глагол РИСОВАТЬ используйте в предложениях, употребив его в разных наклонениях. 2. Глаголы из данных словосочетаний внесите в таблицу наклонений глагола: Поставьте стул, отправился бы в путешествие, прощу ошибку, посмотрите по сторонам, признался в ошибке, протрите окно, гуляете по тропинке.

1.Рисовать: рисую, рисовал, буду рисовать, рисовал бы, рисовали бы, рисуй, рисуйте. 2. Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение Прощу ошибку, признался в ошибке, гуляете по тропинке Отправился бы в путешествие Поставьте стул, Посмотрите по сторонам, протрите окно

Произведите морфемный разбор глаголов: Говорите тихо - когда вы говорите, Выберите слова - когда выберете книгу, Пишите красиво - когда вы пишете.

Говорите тихо - когда вы говорите Выберите слова - когда выберете книгу Пишите красиво - когда вы пишете.

Не просмотришь, докажешь, смажьте, собираешься, гонишь, простишься, рассмотрел, легко дышится, ненавидеть, не хватает, не был, недостаёт времени, не достаёт до потолка.

Наведите справку – Сделайте приготовления – Не заводите споров – Дайте заглавие пьесе -

Справьтесь Приготовьте Не спорьте О заглавьте

Цель : знать особенности безличных глаголов, уметь употреблять их в речи. Особенности предложений с безличными глаголами. Составьте алгоритм, ответив на вопросы: 1.Каково значение безличных вопросов? 2. В какой форме употребляются?

Безличный глагол Действие без лица нет подлежащего изъявительное условное инфинитив наклонение наклонение наст. и буд. вр., 3-е л., ед.ч. Прош.вр., ср.р, ед.ч рр

Сравните предложения, подчеркните глаголы-сказуемые. Светит месяц. День меркнет. Светает. Смеркается.

Светит месяц. День меркнет. Светает. Смеркается.

С каждым годом рассветает всё раньше. От земли ещё веет свежестью. Ночами подмораживает. Лужицы затягивает тонким ледком. Весенней порой легко дышится. Хочется больше бывать на природе.

Глаголы, называющие действие, которое протекает само по себе, без действующего лица, называются безличными. Обычно они обозначают состояние природы или живого человека. Морозит. Темнеет. Вьюжит. Знобит. Лихорадит. Не спится.

1.Ветер гнал листву. 2.Дождь смыл грязь. 3.Мокрый снег залепил окна. 4.Молния слепит глаза. 5.Ветер намёл сугробы. 6.Гром оглушил всех.

1.Ветром гонит листву. 2.Дождём смыло грязь. 3.Мокрым снегом залепило окна. 4.Молнией слепило глаза. 5.Ветром намело сугробы. 6.Громом оглушило всех.

Цель: знать глагольные суффиксы, уметь делать словообразовательный и морфемный разбор глагола.

Суффикс Глаголы -ова- советовать (советую) - ева- - ыва- -ива- - ну- -а- -и- -е- -ирова-

а ть Корни: е ть блист-, дрог-, ну ть -зир-, -един-, блест- пре а ть Раз я ть

Блистать Блестеть Дрогнуть Презирать Разъединять

Подведение итогов урока. Самооценка. 1.Прочитайте цели урока. УЭ – 0 2.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока Вами? 3.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?

Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Осень в Усть-Омчуге».

Литература: 1.С. Невская, Л.Тростенцова, П.Гаев. Морфология.Часть 2. Глагол.Причастие.Деепричастие. Рабочая тетрадь для 5-7 класса. 2.Виноградова Л.А., Белицкая С.П., Горчак А.Н. Сборник диктантов по русскому языку. 4-6 кл. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1973.

/Colorful%20notebooks%20and%20pen.jpg /17/55/ZkYjfVBHuYRh97SNf65.jpg chool.jpg