Экскурсия по родному поселку через изобразительно- выразительные средства Урок русского языка в 7 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Advertisements

Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Презентация по русскому языку по теме: Интерактивная таблица. Языковые средства выразительности
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Анализ языковых особенностей жанра литературного произведения Учитель Терёшина Т.П.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
Транксрипт:

Экскурсия по родному поселку через изобразительно- выразительные средства Урок русского языка в 7 классе

Здесь сердце края, Яйвинская ГРЭС, Взметнула свои до небес. Течёт до Яйвы к пермским городам, Как кровь по жилам, ток по проводам. Даже если ты далёко, Яйва, как магнит манит. Ведь душа не позволяет Край родной на век забыть.

Использование изобразительно-выразительных средств для создания образа родного края Цель: повторить термины, научиться определять их роль в тексте; увидеть красоту своего посёлка через поэтические строки юных местных поэтов.

Изобразительно – выразительные приемы: тропы фигуры речи

Тропы * Эпитет *Гипербола * Литота *Метафора *Олицетворение Метонимия * Перифраза *Сравнение * Синекдоха *Ирония * Аллегория Троп – это слово или оборот речи, употребленное в переносном значении. Представляет собой определенную форму поэтического мышления.

Фигуры речи: Риторический вопрос Эллипсис Антитеза Оксюморон Параллелизм Парцелляция Анафора Умолчание Эпифора Многосоюзие Градация Инверсия Фигуры речи – особые синтаксические построения, усиливающие образно- выразительную функцию речи

Терминологический диктант 1.Слово или оборот речи, употребленное в переносном значении. 2. Образное определение, придающее речи образность и эмоциональность, дающее дополнительную художественную окраску предмета (чистое поле, тихая, заводная, родная Яйва). 3. Повтор одинаковых слов в начале предложений или их частей («Мой край родной, мой дом лесной») троп эпитет анафора

4. Прием звукописи. Повторение однородных согласных («О, как прекрасен этот край, когда цветут в садах цветы» ). 5. Противопоставление противоположных понятий (« Ты весел летом и печален, когда зима пришла порой») 6. Это вопрос, заданный не с целью получить ответ, а целью привлечь внимание к явлению (Кто не знает природу поселка?) аллитерация антитеза Риторический вопрос

7. Замена названия предмета описательным оборотом речи. (Вы видели белочек в центре Перми? Лично я рыжую попрыгунью увидел из окна своей городской квартиры). 8. Уподобление живому существу («Деревья машут нам листвою». ) 9. Грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением («Даже белые березки, словно сестру у дорог») перифраза олицетворение сравнение

10. Уподобление по сходству («Играют росы светом»). 11. Обратный порядок слов («Хороши летние вечера»). метафора инверсия Молодцы!

Небольшой мой поселок Яйва– Ты Пермского края дитя, Затерялся в Уральских просторах, Энергетики славят тебя!

Много мест здесь красивых Речка есть и луга, И везде окружает нашу Яйву тайга.

Трубы Яйвинской ГРЭС издалёка видны, Электричество, свет людям очень нужны…

Выше гор поднялись Трубы Яйвинской ГРЭС, И тайга отступила, Красотою любуясь такой.

Люблю поля и дали голубые, Сиянье солнца, местный наш простор, Стога, цветы и тень плакучей ивы, Что здесь склонилась над рекой

Течёт величаво река, Путь пролагая себе В бескрайней Прикамской тайге.

Фонари тихо гаснут Над уснувшей рекой, Наступает до завтра, Тишина и покой, Утром снова работа На её берегах Шепчет яйвинцам что-то, Засыпая, тайга…

Зори над Яйвой-рекой Новое утро встречают

Сколько милых и славных Живёт в Яйве людей, И об их делах главных Вам расскажет музей.

Моя малая родина – Яйва! Всем сердцем люблю я тебя. Повзрослеем и разлетимся, Но не забудем тебя никогда.

Прочитайте стихотворение, укажите средства выразительности и составьте трёхчастную таблицу Зимы чарующая гжель, застывший бег реки, Мерцают в мареве тайги посёлка огоньки. Поднявши к небу две трубы раскуривает ГРЭС, На Пермь торопится состав, гремя на стыках рельс. Хрипит натужно лесовоз в воротах ДСК, Стране нужна как никогда, смолистая доска. В верховьях Яйвы берега в кольце гранитных скал И мрачных сказочных пещер таинственный оскал. Из сердца Клёстовской горы уж несколько веков Бегут, играя и журча, десятки родников. Токуют где-то глухари под пологом берёз. Люблю тебя, седой Урал, и не скрываю слёз. Владимир Чубанов

Исследовательская работа Создайте трёхчастный таблица, заполнив его соответствующим содержанием Средство выразительности ЦитатаРоль тропа

Средство выразительн ости ЦитатаРоль тропа МетафораЗимы чарующая гжель Создаёт необычный образ зимы, производит эмоциональный эффект Эпитет…застывший бег реки Создаёт описательный образ реки, позволяет наглядно его представить Олицетворен ие Поднявши к небу две трубы раскуривает ГРЭС Неживой предмет наделяется поступками, как будто это живой образ посёлка Яйва

Работа в группах Задание: вам выданы сборники стихотворений учащихся нашей школы «Здесь мой край, здесь я живу!», выберите понравившиеся стихи и продолжите таблицу.

Средства выразитель ности ЦитатаРоль тропа ЭпитетЛучик солнца золотой. Выделяет признаки солнца, автор любуется им, ЭпитетМой край любимый и родной! Ты весел летом и печален, Когда зима пришла порой… Через эпитет передаёт автор отношение к своему краю, создаёт образ малой родины Вывод: помогает зримо представить предмет, передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем, придаёт эмоциональную оценку предмету, служат для более точного выражения мыслей и чувств..

Средства выразительности ЦитатаРоль тропа Сравнение Как красивая сказка детства, Пусть останется вечно со мной! Даёт авторскую оценку родному краю СравнениеИ будто радуга у ног, Играют росы светом. Передаёт настроение автора, который любуется природой своего посёлка Вывод: Способствует отражению картины внешнего и внутреннего мира человека. делает зримым представленный образ, выявляет в предмете сравнения новые, важные для высказывания свойства

Средства выразитель ности ЦитатаРоль тропа МетафораМой поселок Яйва - Ты пермского края дитя отражает личностный взгляд человека МетафораИграют росы светом.Создает индивидуальный образ, требует работы ума и воображения Вывод: образное выражение превращается в реальную картину, повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность

Средства выразительности ЦитатаРоль тропа ОлицетворениеПоднимается с зарею Лучик солнца золотой. Лучик наделяется чувствами, поступками ОлицетворениеКогда заря нам шлет поклон. Неодушевленному предмету передается качества предмета Вывод: усиливает выразительность и образность речи, придаёт ей живость, облегчает её восприятие

Задание: составьте синквейн по теме «Выразительные средства речи», изложите свои идеи, чувства и представления о средствах выразительности речи Как это делать: Название (существительное) Описание (два прилагательных) Действия (три глагола) Чувство (фраза из 4-х слов) Эмоциональное отношение (синоним к существительному)

Выразительность яркая образная усиливает описывает подчёркивает Как прекрасен этот мир! ОБРАЗ

Работу выполнили учителя МБОУ «СОШ 3» п. Яйва г.Александровска Пермского края Гагарина О.И. и Павлович И.В.