Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования». Автор: Миняева Наталья Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ Учитель русского языка и литературы Карпычева М.С. Выразительные словообразовательные средства.
Advertisements

МОУ Клюквинская СОШ» Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства Учитель Омельчук Е.И.
Русский язык 10 класс. Я пр..обрел книжонку сказал мой с..беседник и назвал фамилию поэта- классика. Почему Вы говорите так пр..небрежительно возмутился.
Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства.
Выразительные словообразовательные средства русского языка.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование.
Урок русского языка в 6 классе Тема Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Учитель русского языка и литературы ТМК ОУ «Диксонская СОШ»
Магдиева С.С.. Обладают ли словообразовательные средства языка выразительными возможностями?
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
Состав слова. План морфемного разбора
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
Морфемное лото. Верно ли, что морфемика и морфология – это одно и то же? Почему? 1.
Основа слова Занятие 16. Основой называется часть слова без флексий (окончаний и формообразовательных суффиксов) часть слова без флексий (окончаний и.
Русский язык 6 класс 6 ә класс Русский язык. Путешествие по стране « Словообразование»
Транксрипт:

Презентация к уроку по русскому языку на тему: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования». Автор: Миняева Наталья Александровна

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА АВГУСТОВСКИЙ АВГУСТОВСКИЙ БАЛОВАТЬ БАЛОВАТЬ БЕНЗОПРОВОД БЕНЗОПРОВОД ГАРАНТИРОВАТЬ ГАРАНТИРОВАТЬ ДИРИЖЁР ДИРИЖЁР СГРУППИРОВАТЬ СГРУППИРОВАТЬ КОЛЛЕДЖ (США) КОЛЛЕДЖ (США) КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ) КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ) КРАСИВЕЕ КРАСИВЕЕ ПРИДАНОЕ ПРИДАНОЕ СОГНУТЫЙ СОГНУТЫЙ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЦЕМЕНТ ЦЕМЕНТ ШАССИ ШАССИ ЭКСПЕРТ ЭКСПЕРТ ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ) ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ)

А КЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА АВГУСТОВСКИЙ АВГУСТОВСКИЙ БАЛОВАТЬ БАЛОВАТЬ БЕНЗОПРОВОД БЕНЗОПРОВОД ГАРАНТИРОВАТЬ ГАРАНТИРОВАТЬ ДИРИЖЁР ДИРИЖЁР СГРУППИРОВАТЬ СГРУППИРОВАТЬ КОЛЛЕДЖ (США) КОЛЛЕДЖ (США) КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ) КОЛЛЕДЖ (АНГЛИЯ) КРАСИВЕЕ КРАСИВЕЕ ПРИДАНОЕ ПРИДАНОЕ СОГНУТЫЙ СОГНУТЫЙ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЦЕМЕНТ ЦЕМЕНТ ШАССИ ШАССИ ЭКСПЕРТ ЭКСПЕРТ ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ) ЯЗЫКОВОЙ (ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖ.МЫСЛИ)

Фразеологическая разминка Фразеологическая разминка К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы-антонимы и определить их лексическое значение: КОТ НАПЛАКАЛ; КОТ НАПЛАКАЛ; СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ; СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ; ХОДИТЬ ВОКРУГ ДА ОКОЛО; ХОДИТЬ ВОКРУГ ДА ОКОЛО; МУХИ НЕ ОБИДИТ; МУХИ НЕ ОБИДИТ; ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ; ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ; ВПАСТЬ В ОТЧАЯНИЕ; ВПАСТЬ В ОТЧАЯНИЕ;

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы-антонимы и определить их лексическое значение: КОТ НАПЛАКАЛ – КУРЫ НЕ КЛЮЮТ КОТ НАПЛАКАЛ – КУРЫ НЕ КЛЮЮТ СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ – РТА НЕ ЗАКРЫВАЕТ СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ – РТА НЕ ЗАКРЫВАЕТ ХОДИТЬ ВОКРУГ ДА ОКОЛО – ПОПАСТЬ В ТОЧКУ ХОДИТЬ ВОКРУГ ДА ОКОЛО – ПОПАСТЬ В ТОЧКУ МУХИ НЕ ОБИДИТ – КАК КОШКА С СОБАКОЙ МУХИ НЕ ОБИДИТ – КАК КОШКА С СОБАКОЙ ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ – ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ – ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ ВПАСТЬ В ОТЧАЯНИЕ – ВОСПРЯТЬ ДУХОМ ВПАСТЬ В ОТЧАЯНИЕ – ВОСПРЯТЬ ДУХОМ

МОРФЕМЫ

МОРФЕМЫ МОРФЕМЫ ПРИСТАВКАКОРЕНЬСУФФИКСОКОНЧАНИЕ СОГНУТЫЙ СОГНУТЫЙ ПРИДАНОЕ ПРИДАНОЕ СГРУППИРО - СГРУППИРО - ВАТЬ ВАТЬ КОЛЛЕДЖ КОЛЛЕДЖ ЦЕМЕНТ ЦЕМЕНТ ШАССИ ШАССИ АВГУСТОВ- АВГУСТОВ- СКИЙ СКИЙ БАЛОВАТЬ БАЛОВАТЬ ДИРИЖЁР ДИРИЖЁР ЯЗЫКОВОЙ ЯЗЫКОВОЙ АВГУСТОВ- АВГУСТОВ- СКИЙ СКИЙ БАЛОВАТЬ БАЛОВАТЬ

МОРФЕМЫ КОРНИ КОРНИ АФФИКСЫ АФФИКСЫ АФФИКСЫ ОСНОВЫ (ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ПОСТФИКС, ИНТЕРФИКС) ОКОНЧАНИЕ(ФЛЕКСИЯ)

ИДУ – ИДЁТ ПИСАТЬ – ПИСАЛ ОКНО – ПОДОКОННИК КРАСИВЫЙ – КРАСИВЕЕ БЕЖАТЬ – БЕГ КАРТОЧКА 1

КАРТОЧКА 3 УМЫВАТЬ – УМЫВАТЬСЯ УВЕРЕННО – УВЕРЕННЕЕ СНЕГ – СНЕГОВИК УЧИТЬ – УЧИШЬСЯ ПОДМЕТАТЬ – ПОДМЕТИ

КАРТОЧКА 2 КРАСИВЫЙ – КРАСИВЕЙШИЙ ИСКРА – ИСКОРКА ЖИВУ – ЖИВЁШЬ ХОДИТЬ – ХОДЬБА ПИСАТЬ – ПИШУЩИЙ

КАРТОЧКА 5 УТРО – УТРОМ ЛЮБИТЬ – ЛЮБОВЬ ТЕЛЕФОН – ТЕЛЕФОННЫЙ ПЕРЕХОДИТЬ – ПЕРЕХОД ЗАКОНСПЕКТИРОВАЛ –КОНСПЕКТИРОВАТЬ

КАРТОЧКА 4 БЛИЗКО – БЛИЖЕ ДАВАЙ – ДАВАЙТЕ РАДОСТЬ – РАДОСТНЫЙ СДЕЛАВ – СДЕЛАТЬ ПОДМЕТАТЬ – ПОДМЕСТИ

Тема: Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Цель: обобщить знания о способах словообразования, о стилистических возможностях словообразования.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1.АФФИКСАЦИЯ: а) приставочный способ (со-автор); б) суффиксальный способ (внуч-ок); в) приставочно-суффиксальный (под-свеч-ник). 2.БЕЗАФФИКСНЫЙ СПОСОБ (синий-синь). 3.СЛОЖЕНИЕ ОСНОВ И СЛОВ: а) сложение целых слов (диван-кровать); б) сложение основы слов без соединительно гласной (спортплощадка); в) сложение основы слов с соединительной гласной (снегопад); г) сложение основы слова с целым словом (железобетон) д) сложение основы слова с одновременным присоединением суффикса (трёхэтажный). суффикса (трёхэтажный). 4.АББРЕВИАЦИЯ,или сокращение основ: А) сложение слогов или частей слов (спецкор); Б) сложение названий начальных букв (МГУ); В) сложение начальных звуков (ВУЗ); Г) смешанный способ (Главный комитет-главк).

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 1. СЛИЯНИЕ СЛОВ (ТРУДНОДОСТУПНЫЙ); 2. ПЕРЕХОД СЛОВ ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ (БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК- БОЛЬНОЙ ЛЕЖАЛ); 3. РАСПАДЕНИЕ СЛОВ НА ОМОНИМЫ (ДОЛГ – ОБЯЗАННОСТЬ, ДОЛГ – ЗАДОЛЖЕННОСТЬ) (ДОЛГ – ОБЯЗАННОСТЬ, ДОЛГ – ЗАДОЛЖЕННОСТЬ)

Практическая работа Задание 1 Задание 1 Определить каким способом образованы слова: ПОТЕМНЕТЬАВТОЗАВОДСКОЙСОЕДИНЯТЬЛЕДОКОЛ (ВКУСНОЕ) МОРОЖЕНОЕ МОРОЖЕНОЕ (МЯСО) ОЧЕРЕДНИКЯБЛОЧНИКЗАМОРОЗКА

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ СОБЕСЕДНИК СОБЕСЕДНИК КНИЖОНКА КНИЖОНКА

Задание 2 Задание 2 Осложнённое списывание. А) Я пр…обрёл книж…нку сказал мой с..б…седник и назвал фамилию поэта-классика. назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пр…небрежительно Почему вы говорите так пр…небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат (не)большой ответил с…б…седник. формат (не)большой ответил с…б…седник. Б) Так я выяснил,что мой с..б…седник путает слова «книж…чка» и «книж…нка», не замечает разницы в их «книж…чка» и «книж…нка», не замечает разницы в их значении…. значении…. - Записать 1 часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. - Из 2 части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец-(морозец), -ик-(столик), -ишк-(братишка), -ец-(морозец), -ик-(столик), -ишк-(братишка), -к-(ножка), -ушк-(бабушка), -чик- (колокольчик), -к-(ножка), -ушк-(бабушка), -чик- (колокольчик), -еньк-(синенький) -еньк-(синенький) Увеличительно-неодобрительные суффиксы: Увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- (домище), -онк-(шапчонка) -ищ- (домище), -онк-(шапчонка) Элемент торжественности вносят приставки: Элемент торжественности вносят приставки: вос- (востребовать, восходить) вос- (востребовать, восходить)

Задание 3 Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Как не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких – нибудь пустеньких поужинать собирали. (М.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы») (М.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»)

Задание 4 Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк. Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверёк. (И.Тургенев. «Отцы и дети») (И.Тургенев. «Отцы и дети»)

Ответы МАМЕНЬКА МАМЕНЬКА ИЗБУШКЕ ИЗБУШКЕ СВЕЧКА СВЕЧКА ЛУЧИНУШКА ЛУЧИНУШКА ЧАЙКУ ЧАЙКУ КОФЕЙКУ КОФЕЙКУ ЛАПТИШЕЧКИ ЛАПТИШЕЧКИ ПУСТЕНЬКИХ ПУСТЕНЬКИХ

Ответы В КОМНАТКЕ МЫШОНОК В НОРКЕ ГУБКАМИ РУЧКАМИ ЗВЕРЁК

Задание 5 Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк- : Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк- : ШАПКА ШАПКА СОБАКА СОБАКА ОДЕЖДА ОДЕЖДА ЛОДКА ЛОДКА РУБАХА РУБАХА