Урок русского языка в 7 классе А на тему «Частицы – служебные слова». Коллективный творческий проект. 2007 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Орлова Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д.Горевка.
Advertisements

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 7 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель высшей категории ЗУВК 109, г. Запорожье.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
1. Связывать слова в предложениях и словосочетаниях 3. Придавать словам и предложениям дополнительные оттенки значений 2. Служить для образования форм.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Частица как часть речи АВТОР – КУЛЕШОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Муниципальное образовательное учреждение «СОШ 1» г.Валуйки.
ТЕМА УРОКА ?. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Он молод, (за)(то) умён не по годам. Мы спрятались (за)(то) дерево (Что)(бы) придумать.
Косвенная речь. Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. Китайская мудрость.
Презентацию подготовила Баянова Софья. Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ –СОШ 11 имени В.В.Рассохина г.Армавира Роговой Татьяной Ивановной 2009 год Частица как часть.
МОУ Радужненская средняя школа Коломенского района Московской области.
§63. Разряды частиц. Формообразующие частицы.. План урока. Прочитаем правило. Просмотрим не большую схему по разрядам частиц. Конечно же, выполним задание.
Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Частица к к к как ч ч ч часть р р р речи Выполнила учитель русского языка Свечаревская С.А.
Частицы, или радуга языка. Урок русского языка в 7 классе. Учитель: Моисеенко Е.Д
Данный нестандартный урок – игра «Звёздный час» - может быть проведён после изучения темы «Частицы» на этапе повторения, поскольку позволяет в занимательной.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
Частица как служебная часть речи Пособие к урокам русского языка в 7 классе по учебникам В.В. Бабайцевой. Автор презентации учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Урок русского языка в 7 классе А на тему «Частицы – служебные слова». Коллективный творческий проект г.

Ситникова Н.А.-учитель русского языка и литературы МОУ гимназии г. Слободского Кировской области

Знание только тогда знание, когда оно приобретено силою своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

«Лингвистический бой» Правила игры: 1) Выбрать одну из 12 ячеек со знаком препинания 2) Ответить на вопрос по уровню сложности: «!»- 4 балла «?»- 3 балла «-» - 2 балла «,»-1 балл !, ? -, - ! ? - ?, !

1) Что такое частица? 2) На какие разряды по значению делятся частицы? 3) Какие значения бывают у частицы -ни-? 4) Для образования каких наклонений глагола служат частицы? Приведите примеры. 5) В каком предложении слово «пускай» является союзом, а в каком частицей: а) Пускай он идёт этим путём. б) «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером…»(М.Горький) 6) Частицы не являются членами предложения, а могут ли они входить в состав членов предложения? Если могут, то приведите примеры. 7) Как отличить частицу -ни- от частицы –не-? 8) Частицы придают различные оттенки: а) всему предложению б) отдельному слову в) всему предложению и отдельному слову 9) Закончите фразу: для образования сравнительной степени прилагательных и наречий служат частицы… 10) В каком предложении пишется частица -ни-, а в каком -не- : а) Кто эту книгу (не, ни) читал, всем она нравится. б) Кто (не, ни) занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам. 11) Какая пишется частица, -не- или -ни-, если при исключении её смысл предложения не изменяется? 12) Для чего нужны вопросительные частицы?

Интересное о частицах Почему –ся не частица? Древнерусский язык: СЯ – частица Смеют ми ся (смеются надо мной) Современный русский язык: СЯ – суффикс Смеются Частица –де(разг.) Частица –де(разг.) частица –де (разг.) употребляется при передаче чужой речи, а также в значении глагола говорит (говорят) и в значении частиц дескать, мол; ср.: А коль увижу-де, что казнь ему мала, повешу тут же всех судей вокруг стола (Кр.). – Мой земляк обратился на привале к командиру: так и так,- отлучится разрешите, дескать, случай дорогой, мол, поскольку местный житель, до двора – подать рукой (Тв.) Частица дескать (разг.) образовалась путём слияния двух слов: де и сказать. Частица –с (разг.) передаёт оттенок подобострастия, угодливости. Нигде не найдут-с, – отвечал слуга.Нигде не найдут-с, – отвечал слуга.

Интернет Функции частиц Функции частиц Формообразовательные Коммуникационные Пусть всегда будет солнце! Что за прелесть эти сказки! Словарь Ожегова С.И. Коммуникация – 1.Путь сообщения. 2.Сообщение, общение. Источники информации 1.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник – М.:Высшая школа,1994. С Шанский Н.М. Лингвистические детективы – М.: Дрофа, С

ЗАДАНИЕ К САМОПРОВЕРКЕ. ТЕСТ. 1. Какое значение имеет частица точно? а)достоверность высказывания б)утвердительноев)восклицательное 2.Какая из этих частиц имеет несколько значений? а)даб)развев)бывало 3.В каком случаи не является частицей? а)(не)вежда б)(не)домерить сантиметр в)(не)дочитать книгу 4.Какое значение не имеют модальные частицы? а)побудительноеб)указательноев)вопросительное 5.Какая из частиц имеет помету (разг.)? а)словно б)вряд ли в)ещё бы

Лингвистическая сказка «Сон Васи Сидорова» В 3-х действиях с прологом и эпилогом в стихах. В сказке участвуют учащиеся 7 класса А Копылов Кирилл Котельникова Анна Кушкова Елена Лобовикова Галина Манина Юлия

Гимназия г. Слободского 24 апреля 2007 г. Премьера сказки. Приглашаем всех желающих на представление! Перед Вами развернётся необычайное зрелище: двоечник-неудачник во сне попадает в удивительную ситуацию, где вместо людей лишь частицы НЕ и НИ...

Язык фольклора Язык фольклора народная речь Б ылина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Б ылина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 1.Постоянные эпитеты - «на добром коне» 1.Постоянные эпитеты - «на добром коне» 2.Языковые архаизмы - «как черна ворона» 2.Языковые архаизмы - «как черна ворона» 3.Повторы – «черным-черно» 3.Повторы – «черным-черно» 4.Синонимические и антонимические сочетания – «птица черный ворон» 4.Синонимические и антонимические сочетания – «птица черный ворон» 5.Прямые обращения – «Ай же вы, мужички да черниговские» 5.Прямые обращения – «Ай же вы, мужички да черниговские» 6.Специфические слова – «пехотою» ( означает пешком) 6.Специфические слова – «пехотою» ( означает пешком) 7.Диалектная речь - «похаживат» ( сокращение окончаний) 7.Диалектная речь - «похаживат» ( сокращение окончаний) 8.Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «удаленький, силушка» 8.Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «удаленький, силушка» 9.УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ – «Из того ли то из города из Мурома» 9.УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧАСТИЦ – «Из того ли то из города из Мурома»

Лингвистическая игра «Что? Где? Когда?» Авторы проекта: учащиеся 7 кл. А Плишкин Иван, Чеглаков Иван

Игроки, внимание на экран! С вами играют Ваня Чеглаков и Ваня Плишкин Вопрос: Почему некоторые частицы называются модальными?

Игроки, внимание на экран! С вами играют авторы учебника «Русский язык. Теория» под редакцией В. В. Бабайцевой Вопрос: Какое значение имеет частица да в предложениях: Ай да мед!(Кр.) Да здравствует солнце и скроется тьма!(П.) «О! Да это будет со временем добрый полковник!»-говорил старый Тарас.(Г.)

Игроки, внимание на экран! С вами играет Нина Александровна Вопрос: Определите, какой частью речи является слово О в данных примерах: 1. Чудо-юдо о двенадцати головах бросился бежать от Ивана- царевича.(Ск.) 2. О, вы не знаете украинской ночи!(Г.) 3. Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил!(П.)

Игроки, внимание на экран! С вами играет М. Ю. Лермонтов Вопрос: Сколько частиц в данных предложениях: И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»

Игроки, внимание на экран! С вами играет Панов М. В., автор «Энциклопедического словаря юного филолога» В спокойном, ясном изложении сначала должен быть назван предмет речи (тема), а потом то, что о нем сообщается (рема). Такой порядок называется стилистически нейтральным (объективным). Н. : Летние ночи не долги. (Т.). Вопрос: Что происходит в речи взволнованной, эмоциональной и какую роль в ней играют частицы?

Областной семинар «Воспитание языковой личности в условиях современной гимназии»

Экскурсия по гриновским местам г. Слободского. Экскурсоводы – учащиеся 7 класса А Анисимов Евгений и Касимов Артур

Спасибо за внимание!