Джоан Кэтлин Ролинг
Правописание НЕ с причастиями
Цели: 1.Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными. 2.Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не - и частицу не с причастиями; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи; находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).
Правописание НЕ с причастиями О том, чтобы не получивший в наследство сколько-нибудь значительных средств Альбус…сопровождал меня, теперь не могло быть и речи. Получив сегодня утром от почтовой совы свернутый в трубку номер, он лишь взглянул на украшавший первую страницу заголовок и отметил про себя, что о Волан-де-Морте в нем ничего не сказано. В глазах Гермионы заблестели невыплаканные слезы…
Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: не вычитанная рукопись, не замеченные опечатки, не проверенные цитаты, не прекращающиеся боли. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.
Правописание НЕ с причастиями Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.
Правописание НЕ с причастиями Примечание 2. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) – доклад не подготовлен (причастие).
Правописание НЕ с причастиями Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.
Правописание НЕ с причастиями Раздельно 1. С причастиями, имеющими при себе пояснительные слов Н-р, не возвращенная автору рукопись 2. С краткими причастиями Н-р, работа не выполнена 3. С причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление Н-р, не законченный, а только начатый рассказ Слитно 1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов Н-р, не замеченные опечатки 2. Без НЕ не употребляется Н-р, не навидящий взгляд
Правописание НЕ с причастиями Определить форму причастия краткая раздельно полная Есть зависимые слова слитно Нет зависимых слов Имеется или предполагается противопоставление раздельно Не имеется и не предполагается противопоставление слитно
Правописание НЕ с причастиями Условия слитного написания причастий с НЕ С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов Н-р, не замеченные опечатки Без НЕ не употребляется Н-р, не навидящий взгляд
Правописание НЕ с причастиями Условия раздельного написания причастий с НЕ С причастиями, имеющими при себе пояснительные слов Н-р, не возвращенная автору рукопись С краткими причастиями Н-р, работа не выполнена С причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление Н-р, не законченный, а только начатый рассказ
Исправьте ошибки (работа в парах). 1. В груди Гарри заструился холодок, никакого отношения к ледяному шампанскому неимевший. 2. Целую неделю они отрабатывали трансгрессию с мантией - невидимкой, тайком добыли волосы у двоих ничего не подозревающих маглов. 3. Грин-де-Вальд, исключенный из Дурмстранга за нападения на других учеников, едва неповлекшие за собой человеческие жертвы, бежит из страны. 4. Том Реддл, недоверявший никому и действовавший всегда в одиночку, имел наглость думать, что он один проник в тайны Хогвартского замка. 5. Крэбб сделал быстрый выпад волшебной палочкой в сторону высоченной стены из старой мебели, помятых чемоданов, книг, одежды и всякой неподдающейся опознанию рухляди. 6. Очки немного защищали глаза Гарри от едкого дыма, и он нырнул в огненную бурю внизу, пытаясь разглядеть что-нибудь живое, не почерневшее от пламени. 7. Фред глядел перед собой неподвижными не видящими глазами. 8. Не победимые повелители смерти, Грин-де-Вальд и Дамблдор! 9. Я не желал слышать, что не могу отправиться на поиски Даров Смерти, волоча за собой больную, неуправляемую сестру.
Домашнее задание (на выбор). Выписать из текстов художественной литературы 15 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями. Составить словарный диктант на правописание НЕ с причастиями (25 словосочетаний). Выполнить задание по учебнику 877, 878
Творческое задание. Восстановите текст, употребляя причастия с частицей НЕ. (…)понятия легко забываются Правила хорошо помнишь, если они (…), а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (…), осознать (…). И главное расстаться с ничем (…) уверенностью, что все произойдет само собой. (…) интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь (…) любому.
Творческое задание.