Второстепенные и внесценические персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» творческая работа учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 4» Волжского района города Саратова Петровой Ирины Николаевны Саратов
Роль второстепенных и внесценических персонажей Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Роль второстепенных и внесценических персонажей Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
Литературная мозаика Да отойди подальше от дверей, Сквозной там ветер дует сзади! Второстепенная героиня Наталья Дмитриевна
Литературная мозаика Вот то-то детки: Им бал, а батюшка таскайся на поклон; Танцовщики ужасно стали редки!.. Он камер-юнкер? Второстепенная героиня Княгиня
Литературная мозаика От скуки я взяла с собой Арапку- девку да собачку; - Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина сошли подачку. Второстепенная героиня Хлёстова
Литературная мозаика Как обходительна! добра! мила! проста! Балы дает нельзя богаче. От рождества и до поста, И летом праздники на даче. Внесценическая героиня Татьяна Юрьевна
Литературная мозаика А,знаю, помню, слышал. Как мне не знать? Второстепенный герой Загорецкий
Литературная мозаика Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… Внесценический герой Максим Петрович
Хлёстова (действие 3, явление 10) - С какой целью вводит в свою комедию А.С.Грибоедов данный персонаж?
Хлёстова (действие 3, явление 10) - Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего?
Хлёстова (действие 3, явление 10) - Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует: Легко ли в шестьдесят пять лет Тащиться мне к тебе, племянница?…
Хлёстова (действие 3, явление 10) - Почему все стараются услужить Хлёстовой? - Какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов?
«Старинная пословица не мимо молвится» Ласково слово – половина спасенья. Сделав худо, да не всяк правду бает. Стрижи летают, таковы им и пирожки. Всяк правду знает, кто любит кого. Слушать его можно, не жди добра. Каковы дружки: людей оплетают. Простота да чистота – что весенний день. Милее всего, а верить нельзя.
«Старинная пословица не мимо молвится» Сделав худо, да не всяк правду бает. не жди добра.
«Старинная пословица не мимо молвится» Стрижи летают, таковы им и пирожки. людей оплетают.
«Старинная пословица не мимо молвится» Всяк правду знает, кто любит кого. да не всяк правду бает.
«Старинная пословица не мимо молвится» Слушать его можно, не жди добра. а верить нельзя.
«Старинная пословица не мимо молвится» Каковы дружки, людей оплетают. таковы им и пирожки.
Г.N. и Г.D. (действие 3, явление 14) - Как вы думаете, почему у данных господ отсутствуют имена? - Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?
Г.N. и Г.D. (действие 3, явление 14) - Почему все поверили в сказанное? - Что можно сказать о человеческих качествах данных героев, судя по их репликам?
Репетилов (действие 4, явление 4) - Для чего в комедию введён Репетилов? - Как он сам себя характеризует? - Как относятся к нему другие персонажи?
Репетилов (действие 4, явление 4) - Из монолога Репетилова мы узнаём о лучших умах московского секретного общества, знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча?
Репетилов (действие 4, явление 4) - Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе?
Кузьма Петрович (действие 2, явление 1) - Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? - Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
Кузьма Петрович (действие 2, явление 1) - Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле?
Максим Петрович (действие 2, явление 2) - Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? - В своем монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, - «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несёт это слово?
Максим Петрович (действие 2, явление 2) - Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почёт»? - Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?
Татьяна Юрьевна (действие 3, явление 3) - Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? - Как вы понимаете фразу: Чиновные и должностные Всей ей друзья и все родные?
Итоговые вопросы: - Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии? - Какую функцию они несут?
Функции второстепенных и внесценических персонажей: создание определенного эмоционального фона; создание собирательного образа временного контекста; создание символического расширения пространства пьесы; создание дополнительной характеристики героев; создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.
Интернет – ресурсы для презентации: cdcbd21042&termin=29642d5a-5f79-4d34-9f5c- e6529ecb963d 59cdcbd21042&termin=29642d5a-5f79-4d34-9f5c- e6529ecb963d
Интернет – ресурсы для презентации: th=5&year= th=5&year= post_9398.html post_9398.html
Интернет – ресурсы для презентации: photo.ru/portret/gzovskaya/index.ru.html?img=29123&big=on photo.ru/portret/gzovskaya/index.ru.html?img=29123&big=on &AID= &AID=
Интернет – ресурсы для презентации: 1.htm 1.htm
Интернет – ресурсы для презентации: %CB%E8%FF&pages=20 %CB%E8%FF&pages=
Интернет – ресурсы для презентации:
Спасибо за внимание!