«Жемчужины речи» Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ 13 г. Сургут.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Advertisements

Учитель русского языка и литературы Климова Светлана Михайловна МОУ «Дипкунская СОШ»
популяризация знаний по лексике русского языка; развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи); развитие умения работать в группе.
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи».
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно.
Учитель русского языка МОУ «Усть-Карская СОШ» Плотникова Анна Валерьевна.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Выполнила Скворцова А. «… Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Русский Язык Выполнил студент группы 29 Веретин Олег.
Лингвистический турнир «Фразеологический калейдоскоп» Выполнил: Титов Сергей Лаврентьевич, учитель МОУ «Небыловская СОШ» Юрьев-Польского района Владимирской.
Учебный проект по теме «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится». Проектная деятельность на уроках русского языка.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Составители: Составители: учащиеся 6-го класса учащиеся 6-го класса (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.) (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.)
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Фразеология Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразеология - состав фразеологических сочетаний в языке Фразеология.
Фразеологизмы Презентация ученицы 6 «В» класса СГОУН Окорочковой Анастасии.
Роль фразеологизмов в русском языке Работу подготовили учащиеся 5Л класса: Празян Кристина, Савина Юлия, Комаров Дмитрий, тхакохов Руслан.
Транксрипт:

«Жемчужины речи» Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ 13 г. Сургут

Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это её драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.

Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.

Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Любое из слов можно заменить другими словами. 2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 3.Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 1.В их составе нельзя заменять слова по своему желанию. 2.Слова теряют свою смысловую самостоятельность. 3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык. Засучив рукава, я доставал выскальзавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. Ребята работали засучив рукава. Никиту как ветром сдуло с веранды. Ярче синеет лёд посредине Дона, где ветром сдуло снег. Пётр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня и на задних лапках ходил, и через голову кувыркался бы… Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми его важными гостями.

Мудрено сотворено!

Кто гр а моте горазд, тому не пропасть!

Держат…ся в тени, ут…реть нос, прот…нуть руку помощи, д…ржать в ч…рном тел…, г…нять лодыря, калач…м не заман…шь, в…сеть на телефон…, д…ржать язык за зубами, как с гуся в…да, как кошка с с…бакой, каши не свар…шь, а Васька слуша…т да ест, вертет…ся, как белка в кол…се.

Определите значение фразеологизмов: I группа Положа руку на сердце – откровенно очертя голову – необдуманно, безрассудно диву даваться – очень удивляться чему-либо, II группа держать камень за пазухой – таить злобу как пить дать – обязательно, наверняка зубы скалить – насмехаться, шутить III группа спустя рукава – небрежно водить за нос – обманывать во весь дух – очень быстро

Викторина 1.В какой сказке А.С.Пушкина есть выражения: в путь - дорогу снарядился, с утра до ночи, глаз не сводит, день и ночь, спору нет, дал слово, делать нечего? 2. В каких баснях И.Крылова встречаются следующие фразеологизмы: а) ни охнуть ни вздохнуть; ноги протянуть; горю пособить; б) глаза разгорелись; хоть видит око, да зуб неймёт; оскомину набить; в) быть в диковинку; откуда ни возьмись; лезть в драку; придавать духу? 3. Из какого произведения взяты эти фразеологизмы: есть где разгуляться; ушки на макушке; тут как тут; постоять головой; сдержать клятву; стоять до конца? 4. Названия каких известных вам литературных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы?

1 гр. Напишите сочинение- рассказ, используя фразеологизмы. 2 гр. Выпишите предложения с фразеологизмами из басен И.А.Крылова.

Подведём итог Что такое фразеологизмы? Зачем нужны фразеологизмы в нашей речи?

Спасибо за участие! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!