МОУ «Куровская СОШ 6» Урок о речевом этикете. «КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ» Учитель русского языка и литературы: Борзых Наталья Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
То, что нужно осмыслить до урока. Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально- культурных ценностях.
Advertisements

Что такое вежливость? Вежливость-соблюдение правил приличия. Вежливость – доброе поведение. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было.
Волшебные слова. Правила вежливости. 2 класс.
Речевой этикет Говорите правильно! Выполнила Курбанёва И.Д. Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 классе.
Социальный проект « Школьный речевой этикет » Коллективная работа учеников 6 б класса 2013 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Работа ученицы 5 б класса Банщиковой Елены Рук.Толстова Н.Г.
«Секреты общения». Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Культура общения Виктория Максимова. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями.
- Здравствуйте! – поклонившись, мы друг другу сказали. - Здравствуйте! – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего.
Курс по выбору русский язык «Речевой этикет» 9 класс Позднякова Людмила Анатольевна.
Этикет (от фр. этикетка, надпись) – нормы и правила поведения людей в обществе.
Авторы: Алексеева Виктория Ученица 8 «В» класса Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Слова вежливости в нашей.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Страна вежливости. Панина Наталья Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ «с. Моховое»
Тема « Телефонный разговор ». познакомить детей с правилами общения по телефону, научить правильно вести беседу по телефону; развитие навыков устного.
Т ЕМА УРОКА : «У МЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА »
Формулы речевого этикета как средства развития коммуникативных способностей школьников.
Цель: повысить коммуникативный уровень Задачи : практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции; практически опробовать.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ Черникова Л.Е., классный руководитель 4 класса.
Транксрипт:

МОУ «Куровская СОШ 6» Урок о речевом этикете. «КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ» Учитель русского языка и литературы: Борзых Наталья Михайловна

Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали…

Речевой этикет – это сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. ЭТИКЕТ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА «ЯРЛЫК, ЭТИКЕТКА» ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ETHOS «ОБЫЧАЙ, ХАРАКТЕР»

Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации

Задачи: рассмотреть классификацию формул речевого этикета; научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником; познакомить с историей развития русского речевого этикета научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи; научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения; воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку; внимательно относиться к своей и чужой речи.

"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Мигель де Сервантес

Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

ФОРМУЛЫ БЛАГОДАРНОСТИ ФОРМУЛЫ ИЗВИНЕНИЯ ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА ФОРМУЛЫ ПРОСЬБЫ И ПРИГЛАШЕНИЯ

…Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали?.. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин) ЗДРАВСТВУ И ЗДРАВСТВУ Й (форма повелительного наклонения глагола здравствовать) «БУДЬ ЗДОРОВ» «ПОЖЕЛАНИЕ ЗДОРОВЬЯ» ЦЕЛОВАТЬ (ЛОБЗАТЬ) «ЖЕЛАТЬ БЫТЬ ЦЕЛЫМ, НЕВРЕДИМЫМ, ЗДОРОВЫМ» Фр. ALLER («идти») Фр. ALLONS («ну») «телефонное» слово АЛЛО Буквально «ИДЕМ, ПОШЛИ»

Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло

Междометие ПОКА Формулы прощания ПО КАкое МЕСТо ПО+КА+МЕСТ = ПОКАМЕСТ ПОКА МЕСТО (сращение частей) наречие ПОКА Повелительное наклонение глагола ПРОЩАТь Первоначальное значение «прости (если что не так)» Фразеологизм «прощай, не поминай лихом» ПРОЩАЙ АДЬЮ – «с Богом, до свидания» от фр. A (предлог) + DIEU (Бог)

«Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». С.И.Ожегов от старинного пожелания «СПАСИ БОГ» БЛАГО + ДАРИТЬ («ДАРИТЬ ДОБРО»)

1) Пожалуйста, 2) Будьте добры, 3) Будьте любезны, 4) Если тебе не трудно, 5) Если вас не затруднит, + глагол в форме повелительн ого наклонения 1) Я хочу вас (тебя) попросить… 2) Мне хочется вас (тебя) попросить… 3) Я прошу вас (тебя) … 4) Мне нужно попросить вас (тебя)… 5) Я просил(а) бы вас (тебя)… + глагол в форме инфинитива (передать, принести…) Формулы просьбы – приглашения. ПОЖАЛУЙ («окажи милость») + СТА (сокращение слова «государь»)

Формулы вежливого отказа. Этикетные формулы выражения вежливого отказа отказа Грубое, невежливое выражение отказа, не соответствующему речевому этикету. 1. К сожалению, я не смогу этого сделать. 2. Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 3. Сейчас мне некогда, как-нибудь в другой раз. 4. Мне жаль, но я очень занят. 5. Решительно отказываюсь! 1. Почему я должен это делать? 2. Да не стану я этого делать! 3. Еще чего!

Умейте говорить друг другу комплименты! Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п. Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.

1)Голос только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. (С. Волконский) 2) Только в устном рассказе, только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов и даже обратный смысл. (И. Андроников)

«Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной,» - слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив». Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

Домашнее задание: подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме, написать сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет?»