Учитель МОУ «Микулинская гимназия» Вислогузова Галина Николаевна 2010 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
FedotoVA Мой предок – участник войны Выполнила: учащаяся ГБОУ СО СОШ 3 г.о.Сызрани Самарской области 4 «А» класса Новоженина Анастасия Куратор: учитель.
Advertisements

Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Солдат войну не выбирает… Солдат войну не выбирает… Музей Комсомольского района школы 80, г.о. Тольятти. Руководитель музея Асоскова И.И. Музей Комсомольского.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Работу выполнила : ученица 4 класса Машинец Алена Руководитель : Мащенкова Марина Алексеевна Павловка 2014 г.
Творческий проект Нет на свете семьи такой, где б ни памятен был герой... Подготовила: учащаяся 1 «а» класса МБОУ ЛСОШ 2 Соскова Дарья Учитель: Ульянова.
Ученица 8 «А» класса Матвиенко Татьяна 2012г.. « Без солнца не цветут цветы, Без любви нет счастья, Без любви нет счастья, Без женщины нет любви, Без.
«Слишком трудно писать из такой оглушительной дали….» К.Симонов Фронтовое письмо.
9 мая 9 мая - это всенародный праздник. Солдаты воевали, а женщины растили детей - будущее страны. Общими усилиями была достигнута победа над врагом!
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
Афганистан – наша вечная боль…. В 70-е гг. ХХ века в Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало.
Родился в селе Батырево Половинского района 1920 года. Сердцу милая сторонка, Ты всегда в душе моей. То как песни голос звонкий, То как шёпот тополей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 8 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ.
МОУ «Таганская СОШ». Проектная работа ученицы 6 класса Комаровской Юлии. В рамках работы по программе «В годину испытаний. Как это было», посвящённой 65-
Проект Прокофьевой Натальи Владимировны. Показать учащимся роль семейных взаимоотношений Раскрыть сущность взаимоотношений личности c семьёй.
«Живая память» Классный час посвященный памяти воинов-интернационалистов.
Выполнила: Солодовникова Анастасия ученица 4 класса МКОУ «Лофицкая ООШ» Руководитель : Цыплухин С.М.
Презентация: «Никто не забыт, ничто не забыто…» Группа «Непоседы» Г.Гай, 2017 г.
Работу выполнила: Гашенко Юлия Тема: «Нас двадцать миллионов незабытых, Убитых, не вернувшихся с войны.»
Транксрипт:

Учитель МОУ «Микулинская гимназия» Вислогузова Галина Николаевна 2010 год

Цель: Развитие чувства любви и интереса к истории и наследию своей малой Родины. Дата проведения: 15 февраля 2009 года. Место проведения: музей Боевой славы 363 стр.дивизии МОУ Оформление зала: Стенд «Афганистан болит в душе моей…» Подборка книг, посвященных воинам, служившим в Афганистане. Материалы из семейного архива семьи Белиных и Поздновых. Задачи: 1.Формирование личностных качеств, гражданской позиции 2.Уважение к старшему поколению 3.Формирование патриотизма т готовность к защите Родины.

Прожженный на горячих тех ветрах, В свой первый бой – как будто в бой последний, Превозмогая живший в сердце страх… Классный руководитель: Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, а и то их на всех не хватало и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем. Звучит мелодия песни группы «Каскад» «Афганистан» Ведущий: Воевавшие дети – не воевавших отцов, так часто говорят об «афганцах». Те, кто пересек афганскую границу в теперь уже далеком 1979 году, еще не знали к чему готовиться и что их ожидает. Они уходили в неизвестность. Какой это неизвестность предстала им, теперь мы более или менее представляем. Сначала все считали дни, затем недели. Но дни и недели постепенно складывались в годы… Ученик читает стихотворение «Первый бой» А. Карпенко

Ведущий: Афганская война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ни кем никому не объявленная. Вспоминать о службе тяжело и трудно! Сжимается сердце и становится больно! Многих женщин война оставила без сыновей. Многих сестер оставила без братьев, много домов она разрушила.

Ведущий: Водоворот времени подхватил солдат и бросил их по течению, не подготовленных к смерти, и не знавших жизни..

Война – это страшное слово. Когда его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда.

В нашем Лотошинском районе все солдаты вернулись домой.

Белин Вячеслав Яковлевич Три месяца курс молодого бойца: физическая подготовка, изучение боевого оружия. Ребята рассказывали, что афганский народ очень трудолюбивый. Почва плохая: песок вперемежку с камнями, удобрений никаких. И все же два урожая в год собирают. Слово предоставляется ученицы 10 класса Белиной Юлии.

В первое время на задании ходил со старослужащими, присматривался, опыт перенимал. Потом уже узнал, что к чему. Когда уходили на операцию, брали с собой сухой поек (консервы, сухари), фляжку с водой, гранаты, патронов, сколько сумеешь унести, автомат, штык-нож, каску, маскхалат. Всего на тебе снаряжения – килограммов тридцать. А в горах каждый килограмм вдвое больше весит.

Магазины к автоматам готовили заранее. Вставляли патроны, клейкой изолентой присоединяли один магазин к другому с выступом, чтобы в бою без задержек менять. Так каждая лишняя секунда человеческой жизни стоит.

Все два года он был в Афганистане: сопровождал колонны, принимал участие в боевых действиях, приходилось стрелять. Выбора не было, либо ты, либо тебя убьют. За два года столько друзей было: кто погиб, а кто остался жив. Но папа помнит о них, я чувствую по его коротеньким записям в блокноте. «Когда вернулся домой, что было, не помню - только слезы, плакали. Утром проснулся, в шесть часов, как по часам, увидел родные стены, кота, свернувшегося у моих ног, понял, что все – Афганистан стал моим прошлым. Об этом напоминают награды, и папа показал медаль «От благодарного афганского народа» и «Воину – интернационалисту».

Мне он сказал: «Зачем же нас стричь под одну гребенку»? «Афганец» - это не профессия и даже не звание, это имя. Не всякий может его носить. Ведь все люди разные. А война – это не кадр из фильма, его не вырезать из памяти, она всегда будет жить в нас».

Там белый снег – в горах, как будто саван. «Зеленку» в марте все еще знобит. И этот снег пропитан кровью алой. Шестая рота в тех горах лежит

Слово предоставляется ученицы 8 класса Поздновой Виктории. Звучит песня «Ордена»

Позднов Владимир Васильевич 27 декабря 1979 г. Мы перешли границу Афганистана.» Их рота готовилась к новогодним праздникам, когда в ночь с 26 на 27 декабря они были подняты по тревоге. Никто не знал, что происходит. Военный самолет. Несколько часов в воздухе. Тревога и неизвестность. Когда стали выгружать вещи, поняли, что находятся в другой стране. Зачем? Почему? Что происходит?. У всех на лицах были эти немые вопросы. Тогда им и объяснили, что здесь, в Афганистане, они должны оказать военную помощь ( так предпочитали называть миссию русских солдат). « Мы еще не до конца понимали, что нас ждет. Прошло несколько дней, начались проблемы с питьевой водой, тогда пришел страх.» Я задала отцу вопрос: «Если вы не до конца понимали боевое задание, могли отказаться от него?» На что он ответил: «Нет. Я русский солдат. И если Родина отправила меня сюда, значит так нужно. Это мой долг». И прозвучало это так тихо, без надрыва, без пафоса и сожаления.

Условия были суровые. Их воинская часть располагалась возле города Герат. Спать приходилось на голой земле, завернувшись в шинель, еды тоже было очень мало, потому что они были «первыми». Надо было начинать строить хотя бы какое- то жилье. Первые три месяца все было спокойно. А в марте первый раз пошел в рей,(так они называли выезд в горы), чтобы уничтожить банду «душманов», или «духов». Свой первый бой он помнит, как будто это было вчера. На мой вопрос: «Было ли страшно?» Папа отвечал: «Очень хотелось выжить. А самое страшное - было стрелять в людей: ведь они ничего плохого нам не сделали. Но приходилось… иначе погибнешь сам». Вообще-то папа не очень любит вспоминать про ту войну, но иногда, просматривая фотографии, он рассказывает…

Погиб папин друг Костя. Гроб с телом отправили родным, в ответ пришло письмо матери, обезумевшей от горя. Мама Кости спрашивала: «Сынки, за что вы воюете? Кто послал вас туда?». Она только что похоронила мужа, а вот теперь «Груз -200» - гроб с телом сына. Командир зачитал ее письмо перед всей ротой. Никто не мог спокойно слушать строки из письма, у папы до сих пор подходит комок к горлу, когда он воспоминает о них. Но никто из однополчан погибшего молодого бойца не сказал ни одного слова упрека в адрес родины, которая отправила защищать чужой народ. Истинный патриот никогда не посмеет обвинять родину в том, что она посылает на верную гибель своих лучших сынов, не успевших порадоваться жизни. В этом, я считаю, и проявляется одно из частных значений слова «патриот».Родину свою человек любит ее не за то, что она дала или не дала а вопреки всему. Целый год папа провел на той войне. «Воевавшие дети невоевавших отцов,» - так называют этих ребят, которым война сломала жизнь. Он до сих пор не может спокойно смотреть фильмы про «свою войну», как иногда ее называет. Часто с горькой иронией вспоминает, что два раза был представлен к медали «За боевые заслуги», но так и не получил ее, наверное, потому что правительство не предполагало, что война затянется на десять лет. Папа говорит, что память, надежно запечатлевшая все события войны, всегда с ним, и не важно, есть ли награды или их нет. Русский воин не ждет наград.

«Однажды их роту в ущелье «зажала» банда. Заканчивались сухари, боеприпасов оставалось совсем мало, все ребята написали прощальные письма домой, мысленно расстались друг с другом, избегая смотреть в глаза.. Все понимали, что жить им осталось совсем немного. «Смотрим на небо- очень не хочется умирать, обидно, что умирать придется за чужой народ, чужую страну. Казалось все каким-то нелепым. За что? Этот вопрос вертелся в голове у всех, но вслух его никто не произносил». Только маленький блокнот, верный спутник, аккуратно «запоминал» каждое мгновение. Бумага все стерпит. Папа говорит: « Столько отчаяния и боли в глазах ребят я больше никогда не видел. И вдруг… Все резко подняли головы, стали прислушиваться. Слезы, только не знаю, как их назвать, потекли у всех из глаз. На помощь пришли вертолетчики. Нас не забыли!!! Трудно передать словами это чувство. Такое письмо получила и моя мама. Написанное карандашом, оно хранит всю боль, страдания, слезы.. Много лет спустя папа сказал ей, что в этом письме он прощался с ней. Тяжелее всего было, когда погибали друзья. И предсмертное недоумение: «За что?» всякий раз сотрясавшее раскаленный воздух Афганистана, оставалось без ответа.

Военные действия в Афганистане оставили глубокие зарубки на сердце. Много лет папа не мог спокойно спать по ночам, искал под подушкой автомат, приказывал что-то,( ведь он был командиром отделения ), изредка доставал свой блокнот, но сил хватало только на первую страницу: сразу становилось тяжело, горько, больно. … Записная книжка хранится в нашем доме. Теперь, когда прошло много лет, папа листает ее и вспоминает своих ребят, в ней их имена и фамилии, домашние адреса и дни рождения, но особая пометка стоит напротив фамилий погибших. Военная дружба – самая крепкая. Много лет папа поддерживал связь со своим однополчанином из Украины – Михаилом Романцом. Каждое письмо начиналось со слов «Здравствуй, командир!» и обязательно слова благодарности. Папа спас ему жизнь, вытащив из горящей БМП ( боевая машина пехоты). Он понимал, что рисковал своей жизнью, но тогда ( я уверена и сейчас!) ни на секунду не задумывался: идти или нет. Помочь близкому человеку (а их всех сплотила война) –это проявление одной из созидающих сил патриотизма. Наша страна распалась - и связь оборвалась.

Сейчас папа очень часто встречается с афганцами, их роднит одно- память. Он говорит, что чувствует себя счастливым после этих встреч. А я считаю, что они совсем не такие, как все, а какие-то особенные. Хотя многих из них та война сломала. Не каждый смог жить в мире без войны: кто-то сломался и стал пить, кто - то стал бандитом, потому что не смог найти свое место. И много таких, которые выбрали правильную дорогу, как мой папа. Только сейчас я поняла, почему тогда у меня папа отнял записную книжку. Для него это единственное, что хранит историю ужаса, который ему пришлось пережить, что может правдиво рассказать нам, его детям, о мужестве русского солдата. В настоящее время мой папа прикован к инвалидной коляске. Эта трагедия произошла с ним в мирной жизни, но он говорит, что именно та война помогает ему выжить сегодня. Приложение 1 сочинение Поздновой Виктории.

Ведущий: Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть…Нет…Они не нуждаются в жалости. А вот мужества и гордости им не обойтись. Это проникло с войной в их сердца и сознание.

Ведущий: 15 Февраля 1979 года условную линию границы, проходящую по мосту через Амударью, пересек русский воин – генерал лейтенант Б.В. Громов.

В этот день завершился вывод из Афганистана ограниченного контингента советских войск.

Они вернулись в общество, чтобы обрести мир и покой. Они принесли с собой желание рассказать обществу правду о честно выполненном долге, об утерянных друзьях, о добром отношении к людям. А еще принесли - песни горькие, но чистые и искренние.

Мне не случайно кажется порою: Нет в мире долговечней ничего, Чем имя настоящего героя Чем слава негасимая его! Объявляется минута молчания и звучит песня «Офицеры».

Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить нас все голоса погибших и живых – война не проходит бесследно.

Приложение 1 сочинение Белиной Юлии Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям! Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Наконец то я сумела найти тот особый подход к папе, узнала о том, как он служил. Он не говорил, не рассказывал. Я смотрела на него умоляющим взглядом, что он подошел к книжному шкафу и дал мне небольшой блокнот, сказал: «Читай!», а сам вышел из комнаты. 15 ноября 1984 год – день прибытия в Афганистан 9 перелет от Москвы до Кабула). Три месяца курс молодого бойца: физическая подготовка, изучение боевого оружия. Ребята рассказывали, что афганский народ очень трудолюбивый. Почва плохая: песок вперемежку с камнями, удобрений никаких. И все же два урожая в год собирают. В первое время на задании ходил со старослужащими, присматривался, опыт перенимал. Потом уже узнал, что к чему. Когда уходили на операцию, брали с собой сухой поек (консервы, сухари), фляжку с водой, гранаты, патронов, сколько сумеешь унести, автомат, штык-нож, каску, маскхалат. Всего на тебе снаряжения – килограммов тридцать. А в горах каждый килограммов тридцать. А в горах каждый килограмм вдвое больше весит. Магазины к автоматам готовили заранее. Вставляли патроны, клейкой изолентой присоединяли один магазин к другому с выступом, чтобы в бою без задержек менять. Так каждая лишняя секунда человеческой жизни. А следующие листы? Стоят числа, месяцы, год и краткое описание. Читать трудно. Все два года он был в Афганистане: сопровождал колонны, принимал участие в боевых действиях, приходилось стрелять. Выбора не было, либо ты, либо тебя убьют. За два года столько друзей было: кто погиб, а кто остался жив. Но папа помнит о них, я чувствую по его коротеньким записям в блокноте. Когда я закончила читать, папа вошел в комнату сразу же стал говорить, сев рядом со мной. «Когда вернулся домой, что было, не помню - только слезы, плакали. Утром проснулся, в шесть часов, как по часам, увидел родные стены, кота, свернувшегося у моих ног, понял, что все – Афганистан стал моим прошлым. Об этом напоминают награды, и папа показал медаль «От благодарного афганского народа» и «Воину – интернационалисту». Вот, видишь, Марина, какой у нас с тобой, оказывается, папа. Я думаю, когда ты приедешь, мы сядем всей семьей и пусть папа побольше расскажет о своей службе. Мне он сказал: «Зачем же нас стричь под одну гребенку»? «Афганец» - это не профессия и даже не звание, это имя. Не всякий может его носить. Ведь все люди разные. А война – это не кадр из фильма, его не вырезать из памяти, она всегда будет жить в нас». Два воина в нашей семье, но одного нет с нами, нашего прадедушки. Я хочу, чтобы солнце сияло, Но не только над нашей страной. Чтобы дети на всей планете Улыбались вместе со мной.

Приложение 2 сочинение Поздновой Виктории. Мы - патриоты! Но нет никого, Кому бы вся планета была родней, Кто бы желал от сердца всего, Чтобы люди счастливыми жили на ней С.Щипачев Люди часто говорят очень красиво о своей любви к Родине, называют себя настоящими патриотами, но часто забывают истинное значение слово «патриотизм» и, вследствие этого, не подкрепляют его делами.А ведь не случайно мы родились в такой большой стране, как Россия, богатой на исторические события, всегда славившейся своими талантами.Не может человек, воспитанный в лучших русских традициях, не быть патриотом.Однако 21 век устанавливает свои правила, стирающие из сознания простого обывателя такие значимые понятия, как «патриот» и «патриотизм» Не одно столетие живет в русском лексиконе слово «патриот», называющее так человека, который любит свое отечество, предан своему народу, родине.Еще Н.Лесков справедливо сказал в своем бессмертном произведении «Левша» : «Мы своему отечеству верно преданные». Быть патриотом – наша обязанность, главный жизненный принцип.Все, что мы делаем, должно быть во благо России. А если мы откажемся от этого принципа, будем искать личную выгоду, то этим самым предадим всех тех, кто защищал в Великую Отечественную войну Родину, кто выполнял нелегкую миротворческую миссию за границей, кто сейчас бережно хранит память о прошлом и, не покладая рук, делает все для счастливого настоящего и светлого будущего? Я не собираюсь «плыть по течению», потому что мой папа преподал замечательный урок патриотизма, о котором и хочу рассказать. Как все маленькие дети, я любила доставать вещи, которые не разрешали трогать родители. Однажды мне удалось найти маленькую книжечку с пожелтевшими от времени страницами, и сразу же захотелось что-нибудь нарисовать в ней. Папа, увидев блокнот в моих руках, вдруг резко выхватил его у меня и бережно убрал. Я не могла понять, что в ней такое. Прошло несколько лет. Я пошла в школу, научилась читать. И снова мне на глаза попалась эта записная книжечка. Сразу вспомнилось, как папа отобрал ее, но теперь я и сама могла прочитать, что там написано. Положила ее перед собой и начала листать. На самой первой странице была надпись: «27 декабря 1979 г. Мы перешли границу Афганистана. ВОЙНА» ( слово «война» было особенно выделено). И только тогда я многое поняла. Родители часто говорили про Афганистан. И почему-то папа всегда «менялся в лице». Война – это страшное слово. Кода его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда.Человек, который был на войне, лучше всех понимает. что значит быть патриотом. Что пришлось пережить моему папе, Позднову Владимиру Васильевичу, 19- летнему парню, никто никогда не узнает. Их рота готовилась к новогодним праздникам, когда в ночь с 26 на 27 декабря они были подняты по тревоге. Никто не знал, что происходит. Военный самолет. Несколько часов в воздухе. Тревога и неизвестность. Когда стали выгружать вещи, поняли, что находятся в другой стране. Зачем? Почему? Что происходит?. У всех на лицах были эти немые вопросы. Тогда им и объяснили, что здесь, в Афганистане, они должны оказать военную помощь ( так предпочитали называть миссию русских солдат). Папа вспоминает: « Мы еще не до конца понимали, что нас ждет. Прошло несколько дней, начались проблемы с питьевой водой, тогда пришел страх.» Я задала отцу вопрос: «Если вы не до конца понимали боевое задание, могли отказаться от него?» На что он ответил: «Нет. Я русский солдат. И если Родина отправила меня сюда, значит так нужно. Это мой долг». И прозвучало это так тихо, без надрыва, без пафоса и сожаления.

Условия были суровые. Их воинская часть располагалась возле города Герат. Спать приходилось на голой земле, завернувшись в шинель, еды тоже было очень мало, потому что они были «первыми». Надо было начинать строить хотя бы какое- то жилье. Первые три месяца все было спокойно. А в марте папа первый раз пошел в рейд,( так они называли выезд в горы), чтобы уничтожить банду «душманов», или «духов». Свой первый бой он помнит, как будто это было вчера. На мой вопрос: «Было ли страшно?» Папа отвечал: «Очень хотелось выжить. А самое страшное - было стрелять в людей: ведь они ничего плохого нам не сделали. Но приходилось… иначе погибнешь сам». Вообще-то папа не очень любит вспоминать про ту войну, но иногда, просматривая фотографии, он рассказывает… Однажды их роту в ущелье «зажала» банда. Заканчивались сухари, боеприпасов оставалось совсем мало, все ребята написали прощальные письма домой, мысленно расстались друг с другом, избегая смотреть в глаза.. Все понимали, что жить им осталось совсем немного. «Смотрим на небо- очень не хочется умирать, обидно, что умирать придется за чужой народ, чужую страну. Казалось все каким-то нелепым. За что? Этот вопрос вертелся в голове у всех, но вслух его никто не произносил». Только маленький блокнот, верный спутник, аккуратно «запоминал» каждое мгновение. Бумага все стерпит. Папа говорит: « Столько отчаяния и боли в глазах ребят я больше никогда не видел. И вдруг… Все резко подняли головы, стали прислушиваться. Слезы, только не знаю, как их назвать, потекли у всех из глаз. На помощь пришли вертолетчики. Нас не забыли!!! Трудно передать словами это чувство. Такое письмо получила и моя мама. Написанное карандашом, оно хранит всю боль, страдания, слезы.. Много лет спустя папа сказал ей, что в этом письме он прощался с ней. Тяжелее всего было, когда погибали друзья. И предсмертное недоумение: «За что?» всякий раз сотрясавшее раскаленный воздух Афганистана, оставалось без ответа. Погиб папин друг Костя. Гроб с телом отправили родным, в ответ пришло письмо матери, обезумевшей от горя. Мама Кости спрашивала: «Сынки, за что вы воюете? Кто послал вас туда?». Она только что похоронила мужа, а вот теперь «Груз -200» - гроб с телом сына. Командир зачитал ее письмо перед всей ротой. Никто не мог спокойно слушать строки из письма, у папы до сих пор подходит комок к горлу, когда он воспоминает о них. Но никто из однополчан погибшего молодого бойца не сказал ни одного слова упрека в адрес родины, которая отправила защищать чужой народ. Истинный патриот никогда не посмеет обвинять родину в том, что она посылает на верную гибель своих лучших сынов, не успевших порадоваться жизни. В этом, я считаю, и проявляется одно из частных значений слова «патриот».Родину свою человек любит ее не за то, что она дала или не дала а вопреки всему. Целый год папа провел на той войне. «Воевавшие дети невоевавших отцов,» - так называют этих ребят, которым война сломала жизнь. Он до сих пор не может спокойно смотреть фильмы про «свою войну», как иногда ее называет. Часто с горькой иронией вспоминает, что два раза был представлен к медали «За боевые заслуги», но так и не получил ее, наверное, потому что правительство не предполагало, что война затянется на десять лет. Папа говорит, что память, надежно запечатлевшая все события войны, всегда с ним, и не важно, есть ли награды или их нет. Русский воин не ждет наград. Военные действия в Афганистане оставили глубокие зарубки на сердце. Много лет папа не мог спокойно спать по ночам, искал под подушкой автомат, приказывал что-то,( ведь он был командиром отделения ), изредка доставал свой блокнот, но сил хватало только на первую страницу: сразу становилось тяжело, горько, больно.

… Записная книжка хранится в нашем доме. Теперь, когда прошло много лет, папа листает ее и вспоминает своих ребят, в ней их имена и фамилии, домашние адреса и дни рождения, но особая пометка стоит напротив фамилий погибших. Военная дружба – самая крепкая. Много лет папа поддерживал связь со своим однополчанином из Украины – Михаилом Романцом. Каждое письмо начиналось со слов «Здравствуй, командир!» и обязательно слова благодарности. Папа спас ему жизнь, вытащив из горящей БМП ( боевая машина пехоты). Он понимал, что рисковал своей жизнью, но тогда ( я уверена и сейчас!) ни на секунду не задумывался: идти или нет. Помочь близкому человеку (а их всех сплотила война) –это проявление одной из созидающих сил патриотизма. Наша страна распалась - и связь оборвалась. Сейчас папа очень часто встречается с афганцами, их роднит одно- память. Он говорит, что чувствует себя счастливым после этих встреч. А я считаю, что они совсем не такие, как все, а какие-то особенные. Хотя многих из них та война сломала. Не каждый смог жить в мире без войны: кто-то сломался и стал пить, кто - то стал бандитом, потому что не смог найти свое место. И много таких, которые выбрали правильную дорогу, как мой папа. Только сейчас я поняла, почему тогда у меня папа отнял записную книжку. Для него это единственное, что хранит историю ужаса, который ему пришлось пережить, что может правдиво рассказать нам, его детям, о мужестве русского солдата. В настоящее время мой папа прикован к инвалидной коляске. Эта трагедия произошла с ним в мирной жизни, но он говорит, что именно та война помогает ему выжить сегодня. Что же мы, молодые, живущие, как справедливо заметил В.Высоцкий, в «королевстве, где все тихо и складно, где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь», обязательно должны ждать новых потрясений, чтобы возродить мощный патриотический дух России? Я думаю, прежде всего, мы должны себе задать простой вопрос: « А что я сделал для своей страны?». Самое главное – жить, ориентируясь на настоящие жизненные ценности, прийти на помощь Родине по первому зову, не думая о правильности приказа, как это сделал мой папа. Настоящий патриот своей страны воспитывается с детства. Сначала мы должны научиться помнить о подвигах наших отцов. И это самое главное именно сегодня, когда у нас дома не все так хорошо, как хотелось бы..