Тема: Разряды частиц Класс: 7 Учитель:Гончаренко Ильсия Эседулловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. -У-У-У-Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. -Н-Н-Н-Неужели дятел?
Advertisements

Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. -У-У-У-Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. -Н-Н-Н-Неужели дятел?
Двадцать четвертое февраля Классная работа Тема урока: Понятие о частице. Урок в 7 классе Учитель: Кулишкина Марина Сергеевна.
О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг! А.С. Пушкин.
Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. Китайская мудрость.
Презентация на тему «Частицы» Выполнила: Третьякова Маша, ученица 7 «В» класса МОУ «Гимназия 11» г. Бийска Алтайского края.
«Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой ) Нужны ли нам частицы? Выполнили ученицы 7 класса Иванова Катя, Петрова Маша.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Частица !!!Вспомни!!! Частицы - служебные слова, которые служат: 1)для образования наклонении глагола. 2)для выражении различных оттенков значение в предложении.
Презентация к уроку по теме «Частицы». Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
Частица как часть речи АВТОР – КУЛЕШОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Муниципальное образовательное учреждение «СОШ 1» г.Валуйки.
Урок в 7 классе Подготовила: учитель русского языка Юдина Елена Алексеевна.
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
ТЕМА УРОКА ?. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Он молод, (за)(то) умён не по годам. Мы спрятались (за)(то) дерево (Что)(бы) придумать.
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц» учитель русского.
Как часть речи. I. Частица – это служебная часть речи, которая 1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного.
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 7 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель высшей категории ЗУВК 109, г. Запорожье.
Знакомство с разрядами частиц.. частицы модальны е Формообразу- ющие Модальные (смысловые) отр иц ате ль ны е.
Транксрипт:

Тема: Разряды частиц Класс: 7 Учитель:Гончаренко Ильсия Эседулловна

Цели урока: 1.знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста; 2.организация творческой и исследовательской деятельности школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций

Частица – служебная часть речи, которая придаёт различные дополнительные оттенки словам или предложениям или служит для образования форм слова. По значению частицы делятся на -формообразующие, -отрицательные, -модальные.

Формообразующие частицы служат для образования форм: а)условного и повелительного наклонения глагола : хотел бы прочесть книгу, да здравствует солнце, да скроется тьма; б)степеней сравнения имён прилагательных и наречий: более аккуратный человек. Частицы служат так же для образования неопределённых местоимений - -то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то, какой-нибудь, кое-что и др. По своей роли такие частицы сближаются с морфемами. Отрицательные частицы: не, ни, нет. НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его! Нет, я не сдамся! Вокруг ни души! Не видно ни кустика!

Модальные частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки. Указательные: вот (а вот), вон (а вон).Вот мой дом родной. Вон там стоит мой дом. Уточняющие: именно, как раз, точно, ровно. Именно это я и хотел сказать. Выделительно-ограничительные: лишь, только,исключительно,единственно, только лишь, почти, разве лишь. Лишь это задание я не смог выполнить. Усилительные: даже, же, ведь, всё-таки, ни, всё, всё же. Вы даже представить себе не можете! Утвердительные: да, так, ага. -Напишешь письмо? – Ага. Вопросительные: ли, разве, неужели, да, да ну. Прочитали ли вы эту повесть? Сомнительные: вряд ли, едва ли. Вряд ли это возможно. Восклицательные: что за, как. Что за прелесть эти сказки! Смягчение требования: -ка. Скажи-ка, сколько времени.

Второй этап анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. Неужели, дятел? Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица осоед. Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды. Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. Вот еще мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка. Куда уж кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. Ладно, ты цапля. Где уж цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Точно, куница! Вот именно не куница. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. Скорее всего ты -свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).

Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста позволяют следующие вопросы и задания:Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским («Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. - Вот еще лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них? Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию: Роль частиц в предложении и тексте: 1.Укажите частицу (или сочетание частиц). 2.С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?

1) Для образования наклонения глагола. 2) Для выражения значений модальности (каких?). 3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания. 4) Для оформления предложения по цели высказывания. 5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент («Пойдем?» - «Давай». - согласие; «Лентяй он». - «Ну уж» - сомнение). 6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте? 1.В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идет разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь просторечные.На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными. 2.Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие, которые не принято употреблять, в других стилях.

Третий этап урока конструирование микротекстов по предложениям. Вопросы и задания: 1.Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили? 1) Я приглашаю вас сегодня в гости. 2) И я приглашаю вас сегодня в гости. 3) Я приглашаю И вас сегодня в гости. 4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.

2.Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.) 3.Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?

4.Сделайте выводы: 1)Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании? 2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.

Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор. В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют. Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию.

В нашем классе т о л ь к о девочки коллекционируют марки. Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

Четвертый этап урока лингвистический эксперимент. Его цель обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте. Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? У птиц забавные встречаются имена. Поверишь, что водится птица поганка. Поганка рогатая. И птичка завирушка есть. Или юла. Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и чечевица. А плохое название чиж или чечетка? Непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему? Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Дифференцированное домашнее задание по вариантам. 1 в а р и а н т проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы. Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи. Какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?

2в а р и а н т работа над школьным учебником. На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах частицах. Вы знаете, что сейчас ученые, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф.Кривина. Не забудьте об интересных примерах!

3 в а р и а н т лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой). Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?). Зацвела ива гости со всех сторон... Кусты и деревья голые, серые, ива среди них букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь пожелтеет палец, щелкнешь золотой дымок запарит. Понюхаешь мёд. (По Н. И. С л а д к о в у).

4в а р и а н т лингвистическая миниатюра. Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру «Мягкая частица». Какие характерные признаки частиц называются? Слово КА мягко обижено на целый свет. За то, что его постоянно путают с какими-то кое или нибудь, которые примазываются к словам, держатся за них своей черточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными. А частица КА слово, служебное слово. Оно тоже пишется через черточку, но это совсем другая черточка: между словами, а не внутри слова. И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы группами, разрядами. И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка, - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем. Поэтому КА вместе со своей черточкой имеют очень мягкий, застенчивый, просительный характер. Составьте аналогичный рассказ о какой-нибудь другой частице.

5в а р и а н т конструирование текстов. Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы: «Весна пришла» (без частиц), «Скорей бы весна пришла...» (с формообразующими и отрицательными частицами), «Вот и весна красна пожаловала» (с модальными частицами).

6в а р и а н т стилистический эксперимент. Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды. -Разве вы не знаете, что такое табло? -Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты. -А как именно они показываются? -Да только автоматически.

Спасибо! Молодцы! Удачи!