Эксперименты в поэзии Материалы к уроку МХК в 8 классе. 8 классе. Подготовлены Шалыгановой Л.А., учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия 4»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: « Путешествие в Серебряный век русской поэзии» (Поэзия как волшебство) 7 класс. Урок внеклассного чтения Учитель русского языка и литературы.
Advertisements

В гостях у вишневых цветов (Цвет сакуры) Японская поэзия танка и хайку (хокку)
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
Урок по творчеству М. И. Цветаевой в 11 классе Автор: Голенко Т. В., учитель русского языка и литературы СШ 5, г. Макинск, Акмолинская область.
Русскую литературу рубежа веков называют Серебряным веком – 1920 г.
Поэзия серебряного века. Поэты серебряного века - это целые созвездия в русской национальной стихийной галактике. Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус,
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна МОУ Лицей 12 Краснодар.
Поэзия родной природы Стихотворения поэтов XIX века о природе.
Урок литературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Урок л итературы в 7 классе по программе В.Г. Маранцмана Учитель русского языка и литературы гимназии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Японские трёхстишия хокку Исследовательская работа ученицы 5 В класса.
Региональная НПК г. Новокузнецк, 2008 Пенязева Надежда, г. Новокузнецк, МОУ «Гимназия 10», 11 класс Руководитель: Тяжелкова Л.Н.,
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа » В гостях у Барсука.
«У природы нет плохой погоды…» (проба пера – хокку) Ковалёва А.Н.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Урок русского языка Тема : Авторская пунктуация Учитель : Федорова Елена Алексеевна Класс : 11 А.
Сложносочиненные предложения Урок русского языка в 9 классе.
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
Транксрипт:

Эксперименты в поэзии Материалы к уроку МХК в 8 классе. 8 классе. Подготовлены Шалыгановой Л.А., учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия 4» г. Саратова

Серебряный век Поэзия рубежа двух веков, в отличие от лирики XIX века, представляла собой не единую монолитную систему (этакое общее поэтическое "русло"), а множество направлений, течений, групп (сравним это с речной "дельтой"); иногда творчество одного поэта представляло собой целое течение (например, поэзия М.Цветаевой). В это время можно говорить о продуктивной творческой борьбе - за читателя, за нетрадиционные формы, за право считаться "первым" в художественных открытиях и т.д

А.Кручёных Вот как высказывался поэт А.Крученых в статье "Слово как таковое", 1913 (сохраним пунктуацию автора): "... У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например: По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел... Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания: дыр бур щил убещур скум вы со бу р л эз (кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина)не безголосая томная сливочная тянучка поэзии... а грозная баячь (...) язык должен быть прежде всего языком и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря".

Серебряный век В это же время даже привычная графика, то есть запись стихов перестала устраивать поэтов - и появляются новые, нетрадиционные формы записи: "лесенка" В.Маяковского, "говорящие" знаки препинания А.Блока и М.Цветаевой:

Константин Бальмонт В своей поэзии Бальмонт пользовался музыкально-звукоподражательными свойствами словесных звучаний. В стихотворении «Кони бурь» (1910) звук р в сочетании с иными звуками подражает раскатам грома, метафорически выраженного через ржание коней:

«Кони бурь» (1910) Ржали громы по лазури, Разоржались кони бурь И, дождавшись громкой бури, Разрумянили лазурь. Громы, рдея, разрывали Крепость мраков, черный круг, В радость радуги играли, Воздвигали рдяность дуг...

«Шорохи» (1910) Шорох стеблей, еле слышно шепчущих, Четкое в чащах чириканье птиц, Сказка о девах, в заклятии спящих, Шелест седых, обветшавших страниц...

«Тоска степей» Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит, Звон стеблей, ковыль, поет, поет, поет, Серп времен горит сквозь сон, горит, горит, Слезный стон растет, растет, растет, растет...

Зинаида Гиппиус

Японская поэзия

Хокку Стихотворения из трёх строчек

Басё Не слишком мне подражайте! Взгляните, что толку в сходстве таком? Две половинки дыни.

Басё Весна уходит. Плачут птицы. Глаза у рыб Полны слезами.

Басё В чарку с вином, Ласточки, не уроните Глины комок.

Оницура Скелеты свои Люди в шелка завернули. Глядят на цветы.

Кикаку Камнем бросьте в меня! Ветку цветущей вишни Я сейчас обломил.

Кикаку Мошек легкий рой Вверх летит - плавучий мост Для моей мечты.

Кикаку Качается, качается На листе банана Лягушонок маленький.

Танку Стихотворения из пяти строчек

Таясу Мунотэкэ Свирепая буря С деревьев срывает листву - Сегодня впервые Я вспомнил с тоской запоздалой О красках осеннего сада. Осенняя буря

Не плачет навзрыд, Но пламени молча отдавшись, Горит светлячок, - Наверное, так же, как я, Любовным недугом объят...

Татибана Акэме Право, приятно, Когда просидишь целый день Дома за книгой, Вдруг у ворот услыхать Близких друзей голоса.

Домашнее задание Творческая работа «Мой словесный эксперимент»