Организация коррекционной деятельности учителей школы-интерната.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
Advertisements

Подготовила: КочетковаЕ.Р. музыкальный руководитель МБДОУ 54.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – одно из звеньев педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
«Укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» Коршунова Елена Валерьевна – инструктор по физическому воспитанию.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Музыкальные игры в ДОУ. Игра - оптимальное психолого-педагогическое средств, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Цели : 1.Удовольствие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11»
Проект внеурочного занятия «Ритмика» Автор: учитель ритмики Торжу Евгения Ахмедовна С. Хову-Аксы 2012год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
«СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей Подготовила: Трифонова О.В. КДУУ «Калинка» г. Першотравенск.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению.
Технология «Расти играя». Цель технологии: Развитие жизненно необходимых физических качеств: ловкости, выносливости, скорости, силы, гибкости с учётом.
Конкурс презентаций «Наша дошкольная жизнь» Номинация «Растём здоровыми» Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда»
Танец - это движение, а движение - это жизнь.. Задачи 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ: развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой..
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях» Т.И. Глушкова Т.А. Мельникова МКДОУ 37 «Теремок» 2013 год.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
Транксрипт:

Организация коррекционной деятельности учителей школы-интерната

Направления коррекционной деятельности Социально- бытовая ориентировка Логопедия Ритмика Осязательное восприятие Охрана остаточного зрения Мимика и пантомимика Ориентировка в пространстве Коррекция недостатков развития

Учет и знание особенностей развития незрячих детей позволило разработать содержание и методику специальных коррекционных занятий, руководствуясь принципами знание индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка знание индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка знание основ психического развития детей с нарушением зрения знание основ психического развития детей с нарушением зрения здоровьезберегающие технологии здоровьезберегающие технологии готовность сохранных анализаторов воспринимать окружающий мир готовность сохранных анализаторов воспринимать окружающий мир наличие и характер остаточного зрения наличие и характер остаточного зрения

Ориентировка в пространстве Обучение ориентировке в пространстве незрячих обусловлено тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения. Поэтому ориентировка в пространстве для учащихся школ III вида является одной из наиболее актуальных проблем в подготовке их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. При ориентировке в пространстве незрячих большую роль играют сохранные анализаторы: остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, а так же вестибулярный аппарат и мышечная чувствительность, которые при передвижении дают важную информацию об окружающем пространстве. Занятия по пространственной ориентировке направлены, прежде всего, на их развитие.

Обучение ориентировке в пространстве проходит в три этапа: начальное звено, среднее и старшее I этап В начальном звене идет ознакомление с малым пространством и предметами ближайшего окружения: - ориентировка в приборе для письма по системе Брайля; - учебнике; - ориентировка на своем теле и относительно его; Изучение жизненно важных маршрутов: «класс-спальня»,«класс- столовая» и т.д. Обучение алгоритму обследования предметов. Развитие сохранных анализаторов к восприятию признаков окружающего мира. I этап В начальном звене идет ознакомление с малым пространством и предметами ближайшего окружения: - ориентировка в приборе для письма по системе Брайля; - учебнике; - ориентировка на своем теле и относительно его; Изучение жизненно важных маршрутов: «класс-спальня»,«класс- столовая» и т.д. Обучение алгоритму обследования предметов. Развитие сохранных анализаторов к восприятию признаков окружающего мира. II этап В среднем звене идет расширение пространства: изучаем территорию школы, близлежащие улицы, правила дорожного движения и изучение видов транспорта, усложнения маршрутов. III этап Использование общественного транспорта, изучение маршрутов в черте города: «школа-аптека», «школа-автовокзал», «школа-почта», «школа-ж.д.вокзал». Ориентировка в учреждениях общественного назначения. Развитие коммуникативных навыков.

Представления и мышление незрячих детей отличаются от представлений зрячих. Чтобы представления были наиболее близки к реальным на занятиях по ориентировке используются различные виды наглядности: макеты, рельефные схемы, карты города доступные осязательному восприятию и восприятию с помощью остаточного зрения.

Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость. На практических занятиях изучаются различные техники владения тростью: «диагональ», «маятник», «скольжение», «касание». Техника ходьбы с сопровождающим дает возможность незрячему вовремя отреагировать на движения сопровождающего: остановиться, ускорить или замедлить шаг и т.д.

Не меньшее значение для самостоятельной ориентировки имеют высшие психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), позволяющие при восприятии информации от анализаторов отличить нужную от бесполезной

Для обнаружения остановки транспортного средства и посадки в него незрячего необходимо научить хорошо представлять местонахождение остановок. Особое внимание уделяется работе тростью при подходе к транспортному средству.

При посадке в транспортное средство необходимо определить местоположение входной двери, высоту первой ступени с помощью трости. Во время движения важно представлять сам маршрут используя мышечно-двигательную память: чувствовать рельеф дороги, повороты, подъем и спуск и т.д.

Большое внимание уделяется ориентировке на перекрестках с интенсивным движением. При переходе через перекресток необходимо учить детей активизировать сохранные анализаторы: слух, кинестетический анализатор.

Обучение самостоятельному передвижению в пространстве - процесс сложный и длительный, требующий учета индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода. Изучение нового маршрута предполагает многократное прохождение его с опытным сопровождающим

В старших классах идет освоение более сложных жизненно-важных маршрутов, акцентируя внимание на выбор наименее опасного: «школа- автовокзал», «школа-магазин-аптека», «школа-почта-телеграф», «школа-библиотека», «школа-сбербанк» и др.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в звукопроизношении. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика. Логопедия

После того как выработали правильные полноценные движения артикуляционных органов, приступаем к постановке звука (в данном случае звука «ш»). Здесь использован способ постановки звука с помощью механического воздействия на речевые органы (с помощью зонда).

Далее следует автоматизация навыка произношения звука в словах, в предложениях и автоматизация звука в разговорной речи (сказка с использованием пальчикового театра)

Предметно-практическая деятельность Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики Пальцевые упражнения Развивающие игры Коррекционное пространство для успешного развития осязания и мелкой моторики

Каждое занятие начинаем с самомассажа активных точек кистей и пальцев рук. Раздражение активных точек с применением орехов оказывает гораздо больший эффект, чем традиционное простое раздражение. Регулярные упражнения с орехами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Пальцевые упражнения

Предметно-практическая деятельность Техники предметно- практической деятельности: - оригами; - папье-маше; - макраме; - вышивка «изонить»; - вышивание; - аппликация из различных материалов и т.д. Эти и другие виды деятельности способствуют развитию подвижности пальцев, укреплению мышц кистей рук. Предметно-практическая деятельность способствует формированию пространственного образа.

Развивающие игры -Материалы Монтессори; -Мозаики по возрастающей; -Шнуровки; -Пазлы различной сложности; -Конструкторы; трансформеры; -Кубики Дьенеша; головоломки; -Пособия по развитию осязания и т.д. При сочетании различных видов деятельности совершенствуются точные движения пальцев, приемы осязательного обследования, сенсорные способности детей.

Гимнастика для пальцев и ладони по методу Йосиро Цуцуми Регулярное выполнение гимнастики для пальцев и ладони по методу Йосиро Цуцуми оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на иммунитет организма воспитанника.

Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия Коррекционные занятия направлены на обучение способам виденья слабовидящих и частичновидящих воспитанников, обучающихся по системе Брайля. Программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А.И.Каплан. Цель программы «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. Коррекционные занятия направлены на обучение способам виденья слабовидящих и частичновидящих воспитанников, обучающихся по системе Брайля. Программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А.И.Каплан. Цель программы «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.

Занятия проходят в специально оборудованном кабинете с детьми с 1-го по 6-е классы, обладающих остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04) в три этапа. Группы формируются по рекомендации врача-офтальмолога школы-интерната. Кабинет оснащен медицинским оборудованием для коррекции зрения, раздаточным материалом, развивающими играми, тренажерами, компьютером.

В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает познавательную активность детей.

Для развития остаточного зрения применяются новые информационные технологии: - ПК со специализированными программами по развитию зрения. Благодаря работе по коррекции зрения: -значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения; -свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением; - прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы (в среднем 3-5%).

Развитие мимики и пантомимики Эмоции, отраженные мимикой и пантомимикой слышны лучше, чем речь. У незрячего ребенка навыки невербального общения не сформированы. Методическая база занятий построена на игровой деятельности. Создается сложная система связей и взаимоотношений сенсорных, моторных и логических структур, позволяющих воспринимать и использовать информацию из внешнего мира для адекватного его отражения.

Движениям обучаются дети путем совместных контактных действий, что дает ребенку возможность почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, создать кинестетический образ, почувствовать эмоциональное состояние. Это метод сопряженных действий.

Для формирования мимических навыков используют тренажеры со схематическим изображением лица в различных эмоциональных состояниях. Изображения рельефные, оконтуренные, адаптированные для обучения незрячего ребенка. «Лица» отличаются положением бровей, губ, глаз. Основной «муляж», т.е. объект исследования и лучший тренажер – лицо тифлопедагога.

Жесты «счет», «спит» - иллюстративные жесты. Они используются в игровой деятельности, которая является основной в методической базе занятий по мимике и пантомимике. Условие такой деятельности – овладение детьми моторикой собственного тела, развитие функциональных действий с предметами (часто воображаемыми) и умение практически их выполнять.

Пантомимический жест – совокупность движений человеческого тела. Это сложный жест, так как включает в себя выражение лица, положение тела, движения ногой и руками. Наиболее употребительные эмоционально-выразительные жесты, выполняемые при помощи рук и пальцев: «я», «меня», «тише», «хорошо». При выполнении этих движений нужно следить за положением кисти руки, пальцев. Чистота выполнения жеста достигается после долгих усердных упражнений.

Ритмика Введение курса «Ритмики» в нашей школе продиктовано необходимостью коррекции недостатков физического и психического развития незрячих детей, укрепления их здоровья, развития двигательных, творческих и совершенствования психомоторных способностей учащихся. На уроках ритмики используются следующие виды движений: 1.Ритмико-гимнастические упражнения 2.Танцевальная деятельность 3. Танцевально-ритмическая гимнастика 4. Упражнения для развития мелкой моторики под музыку 5. Игровой самомассаж 6. Музыкально-ритмические и подвижные игры На уроках ритмики используются следующие виды движений: 1.Ритмико-гимнастические упражнения 2.Танцевальная деятельность 3. Танцевально-ритмическая гимнастика 4. Упражнения для развития мелкой моторики под музыку 5. Игровой самомассаж 6. Музыкально-ритмические и подвижные игры

Все занятия по ритмике имеют свою четкую структуру: -Вводная часть: различные виды ходьбы и строевые упражнения со сменой направлений; -Основная часть: подготовительные упражнения к танцевальной деятельности и сама деятельность, музыкально-подвижные игры; -Заключительная часть: упражнения на расслабление мышц (релаксация) и регулировку дыхания. Выполнение общеразвивающих упражнений способствует коррекции осанки, моторики тела, укреплению всех групп мышц, повышению жизненного тонуса. Упражнения с различными предметами (мячи, обручи, скакалки, булавы, звучащие предметы и т.д.) повышают интерес и настроение.

Музыкально-подвижные игры требуют четкого выполнения правил, согласованности движений с музыкой, переключения внимания, ориентировки на своем теле, быстроты реакции. В качестве музыкального сопровождения используются как произведения классической музыки, так и народные мелодии и современные ритмы, популярные песни из мультфильмов и кинофильмов.

Танцевальная деятельность включает в себя элементы хореографических упражнений, различные виды танцевальных шагов, выполнение комбинаций из них, что является основой для постановки танцевальных композиций, инсценировок. Танцевальная деятельность способствует положительному эмоциональному заряду, развитию мимики, сценических жестов, творческого воображения.

Коллективные танцы способствуют развитию умения действовать и выполнять движения согласованно и синхронно, проявлять внимание и помощь друг другу, что позволяет незрячему ребенку чувствовать себя свободно среди зрячих сверстников Двигательные навыки, полученные на уроках, находят широкое применение во всеобщих школьных мероприятиях: концертах, спектаклях, праздниках и т.д.

Социально-бытовая ориентировка Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей со зрительными нарушениями к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры.

Немаловажную роль в отношении к человеку играет его внешний вид. Поэтому большое внимание уделяется формированию практических навыков по уходу за одеждой (стирке, глажке, мелкому ремонту, обновлению). Это вырабатывает у незрячих детей привычку быть всегда опрятными и аккуратными.

В процессе самостоятельной деятельности дети с патологией зрения приобретают навыки пользования различными бытовыми предметами, средствами бытовой химии.

При прохождении раздела «Оказание первой медицинской помощи» дети приобретают навыки в самостоятельном измерении температуры, обработке несложных ран, создании условий по уходу за больным.

Наши воспитанники ничем не отличаются от своих сверстников: они также хотят быть красивыми и привлекательными. Поэтому они с большим интересом учатся ухаживать за своими волосами; подбирать и делать прически с учетом типа, структуры и длины волос

ИТОГ Подводя итог необходимо сказать следующее: 1.Все направления коррекционной работы составляют единую систему, как средства в достижении компенсации зрительных нарушений. 2.Компенсация утраченных функций происходит на всех этапах обучения и воспитания ребенка. 3.Результаты итоговых диагностик свидетельствуют о том, что происходит положительная динамика в развитии. 4.В результате комплексного подхода к коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению, наблюдаются положительные результаты. Подводя итог необходимо сказать следующее: 1.Все направления коррекционной работы составляют единую систему, как средства в достижении компенсации зрительных нарушений. 2.Компенсация утраченных функций происходит на всех этапах обучения и воспитания ребенка. 3.Результаты итоговых диагностик свидетельствуют о том, что происходит положительная динамика в развитии. 4.В результате комплексного подхода к коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению, наблюдаются положительные результаты.