ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич 1883-1945. Тема урока: Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Advertisements

Тема: Изображение войны 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения Урок литературы по роману М.Ш.ШОЛОХОВА.
Подготовили: Мороз Елена Урбанович Дарья. Чужая речь - это высказывание какого-нибудь лица, включенное в авторское повествование или в речь рассказчика.
«Имя прилагательное в нашей речи» Автор: Невядомский Алексей ученик 6 класса МОУ Горельская сош Тамбовской области. Тамбовского района.
Тема: Отечественная война 1812года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
«Хлеб – имя существительное» Пикалова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 33 имени Н.А.Мордовиной» г. Астрахани.
Большую роль в романе Герой нашего времени играет пейзаж. В нем щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт.
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Жанр изобразительного искусства - ПОРТРЕТ. ЗАДАЧИ : по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым.
«Имя прилагательное в нашей речи» Автор: Невядомский Алексей ученик 6 класса МОУ Горельская сош Тамбовской области. Тамбовского района.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Антонимы – зачем они? Исследовательская работа ученика 1 – А класса МОУ Лицей 1 Колесника А.В. Руководитель: Плотникова Елена Серафимовна. г. Сургут.
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Стихотворения в прозе Стихотворения в прозе объединяет лаконичность, иносказательность, а главное: бездна мысли. И.Бунин.
В жизни всегда есть место подвигу. Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! М. Горький.
Транксрипт:

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич

Тема урока: Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Цели урока: дать характеристику образа Петра в романе; выявить художественные средства, использованные автором при создании образа Петра.

Авторский взгляд на строительство Петербурга в рассказе «День Петра» и романе «Пётр Первый». Рассказ «День Петра» Роман «Пётр Первый» … сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей… Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные… Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, - народ не знал. …Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью. …Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским – широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.

Работа с текстом. Как Толстой изображает становление личности Петра?

Работа с текстом. Докажите, что Россия нуждалась в преобразованиях.

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра: «…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.» «Но не сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра: «И вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была – сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи? Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)

Работа с текстом. Отразил ли Толстой противоречивость деятельности Петра?

Работа с текстом. Почему Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России?

Работа с текстом. Какие художественные средства использовал автор при создании образа Петра?

Особенности речи Петра: эмоциональность; лаконичность; образность; близость к народной.

Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра? «Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»

Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра: «Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»

А.Н.Толстой: «В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию». «Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.

Средства раскрытия образа Петра: приём «внутреннего жеста»; приём контраста; речевая характеристика.

Обобщение материала

Выводы: интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество; взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения; в романе «Пётр Первый» Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований; в романе отражена противоречивость деятельности Петра; наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика.