Тема выступления: формирование учебно – познавательной и коммуникативной компетенций для преодоления школьной неуспешности. Авторы: Змеева Инна Владимировна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Advertisements

Баркалова Т.А.,учитель географии и ОБЖ МБОУ СОШ 8 г Железнодорожный.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Артеменко Анна Рейновна Учитель математики «Лицей 2» г. Камень-на-оби.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
«Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С.
Транксрипт:

Тема выступления: формирование учебно – познавательной и коммуникативной компетенций для преодоления школьной неуспешности. Авторы: Змеева Инна Владимировна, учитель химии, I кв. категория. Гаделисламова Людмила Геннадьевна, учитель математики, I кв. категория. МОУ «СОШ 7».

не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Компетентностный подход Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Понятия «компетентность» и «компетенция» Компетентность – (1) личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков. (2) уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность учителя профессиональная – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания; совокупность знаний, опыта, умения гибкого владения педагогической технологией, нахождения оптимальных средств воздействия на ученика с учетом его потребностей и интересов, прав и свободного выбора способов деятельности и поведения Компетенция (от латинского compete – добиваться, соответствовать, подходить) – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция (от латинского competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Образовательные компетенции: Ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); Общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); Предметные (формируемые в рамках отдельных предметов). Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Совет Европы (1996г.) Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва Политические и социальные (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты). Социально – трудовая – выполнение роли гражданина, избирателя, наблюдателя, представителя; способность отстаивать свои права как потребителя, клиента, покупателя, производителя. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий). Общекультурная – осведомленность в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственных основах жизни человека, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке. Коммуникативная – способность общаться на необходимых языках, применение способов взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, умение представить себя, вести дискуссию и др. Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение технологиями работы с информацией). Информационная – способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и передавать. Способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте профессиональной подготовки. Учебно – познавательная – способность осуществлять самостоятельную познавательную деятельность, способность организовывать свое время, ставить цели, планировать, рефлексировать, анализировать.

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. - Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Уровни сформированности коммуникативных действий НазваниеОсновной диагностический признакДополнительные диагностические признаки 1.Отсутствие коммуника- тивных действий Не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение. Не осознает необходимости вступления в контакт при встрече, никогда не начинает разговор первым. 2. Односто- ронние коммуника- тивные действия Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении. С готовностью вступает в беседу, воспринимая вопросы к собеседнику как помощь в общении. Не задумывается о том, как будет продолжать беседу, не умеет правильно ее закончить. 3. Неадек- ватный перенос коммуника- тивных действий Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что – либо свое, не на тему Задавая вопросы не отдает себе отчета об их уместности, перебивает собеседника, говорит, не учитывая его интересы в выборе темы. Может начать и продолжить разговор, но не умеет правильно его закончить. 4. Адекват- ный перенос коммуника- тивных действий Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему и нет, если тема не знакома. Достаточно полно анализирует ситуацию общения и четко соотносит ее с известным способом. Осознает причины собственных затруднений и поэтому легко принимает помощь учителя. Может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником.

5. Самостоятельное построение коммуника- тивных действий. Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой – либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы Критически по ходу общения оценивает свои действия, может дать о них отчет. Находит новый способ общения медленно, не всегда уверенно, но на всех этапах полностью самостоятельно. Может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор с незнакомым собеседником. 6. Свободное общение. Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию. Свободно и уверенно ведет себя, обладает всеми манерами приятного собеседника (внимателен, чуток, корректен и тактичен в общении).убедителен, но не навязчив в оценке обсуждаемых событий или действий; располагает к себе собеседника для дальнейшего общения.

1.Отсутствие коммуникативных действий Не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение. 2. Односторонние коммуникативные действия Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении. Вовлекать ученика в беседу с помощью ролевой игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий. В то же время, используя прием контраста, с помощью ярких, образных средств, "в картинках" показывать (тактично, не высмеивая), сколь нелепо и глупо в глазах окружающих может выглядеть человек, не умеющий правильно общаться. Разбирать причины неумения общаться: отсутствие элементарных знаний правил общения и этикета. Общие методические рекомендации по формированию у детей коммуникативных действий.

2. Односторонние коммуникативные действия Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении 3. Неадекватный перенос коммуникативных действий Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что – либо свое, не на тему Обеспечить знание учеником правил общения и этикета. Дать представление о невербальных средствах общения, их происхождении, значении и роли в жизни людей. Учить самостоятельно вступать в контакт в стандартных (типовых) ситуациях, используя типовой набор ( действия по образцу, задаваемому педагогом), т.е. учить применять на практике знание правил и норм с целью отработки принятых в обществе стереотипов умений и навыков культуры общения.

Обеспечить знание правил общения и этикета. Дать представление о невербальных средствах общения, их происхождении, значении и роли в жизни людей. Учить самостоятельно вступать в контакт в стандартных (типовых) ситуациях, используя типовой набор коммуникативных действий (действия по образцу, задаваемому педагогом), т.е. учить применять на практике знания правил и норм с целью отработки принятых в обществе стереотипов умений и навыков культуры общения. 3. Неадекватный перенос коммуникативных действий Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что – либо свое, не на тему 4. Адекватный перенос коммуникативных действий Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему и нет, если тема не знакома.

4. Адекватный перенос коммуникативных действий Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему и нет, если тема не знакома. 5. Самостоятельное построение коммуникативных действий. Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой – либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы Учить вступать в контакт, шаг за шагом анализируя незнакомую (нетиповую) среду или ситуацию общения, модифицируя (изменяя) способ общения. Учить тому, как правильно начинать, продолжать и поддерживать (или прерывать) и завершать общение с незнакомым собеседником, анализировать результаты общения, вносить коррективы в собственные КД. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Закреплять стереотипы коммуникативных действий, учить с помощью педагога соотносить характер коммуникативных действий с особенностями ситуации общения, т.е. учитывать интересы собеседника в типовой (стандартной) ситуации. Учить перестраивать характер, тему и тон общения в зависимости от изменения среды и ситуации, осознавать причины собственных затруднений; обучать приемам завершения разговора. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед знакомой аудиторией. 5. Самостоятельное построение коммуникативных действий. Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой – либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы 6. Свободное общение. Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию.

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Уровни сформированности учебно-познавательного интереса Уровень Название уровня Основной диагностический Дополнительные диаг- признак ностические признаки 1. Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. 2. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касаюшийся конкретных фактов, но не теории. Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет. 3. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач. Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.

4. Ситуативный учебный интерес. Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца; после решения задачи интерес исчерпывается. 5. Устойчивый учебно- познавательный интерес. Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала). Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу. 6. Обобщенный учебно- познавательный интерес. Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изуча- емого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Является постоянной характеристикой ученика, ученик проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.

Общие методические рекомендации по формированию учебно – познавательного интереса учащихся в зоне ближайшего развития. 1.Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал). 2. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории. Очень важно сопровождать объяснение нового материала необычным, ярким и образным изложением фактов, показывая, что узнать новое можно только с помощью учителя и это всегда увлекательно и интересно.

2. Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории. 3. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач. Умело использовать ситуации затруднения для развития любопытства учащегося. Учить ученика осмысленной работе с определениями понятий. Регулярно на конкретных фактических примерах побуждать его самостоятельно выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать, классифицировать, относить к виду, доказывая полезность правильного выполнения этих умственных действий.

3. Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач. 4. Ситуативный учебный интерес. Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). Использовать проблемную подачу учебного материала. Регулярно показывать, что полученные знания могут быть самостоятельно использованы (применены) учеником в решении новых (аналогичных) частных задач данного типа.

Показывать истинную красоту научного поиска, доступность и эффективность его методов, неординарность результатов и радость открытий. Регулярно привлекать ученика к самостоятельному обобщению способов решения системы задач, предлагая найти новое применение освоенному типовому способу. Развивать способности находить новые внутрипредметные связи и закономерности этих связей. 4.Ситуативный учебный интерес. Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач). 5. Устойчивый учебно-познавательный интерес. Возникает на общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).

МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Анализ воды из пруда «Ревдинский» Анализ воды из пруда «Ревдинский»

образованный человек не тот, кто все знает, а тот, кто знает где найти и как решить то, чего он не знает!