Внеклассное чтение по русской литературе Тема: Рассказ «Исполнение желаний» И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова Цель: Познакомить с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается; создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям; учить выделять главное, делать выводы на основе логического мышления. Оборудование: Словарь иностранных слов, Большой энциклопедический словарь, технологическая карта урока, наглядности. Технология развивающего обучения, развитие речи по методике Н. Шапиро. Тип урока: Изучение нового материала. Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов, имеющих представление о религиозных верованиях, знания по истории, умеющих выделять и собирать материал в тексте, делать выводы, опираясь на факты.
И.П. Подколодный, С.В. Стрельников «Исполнение желаний»
Запишите характеристику героя по ключевым фразам первой части рассказа. Прочитайте первую часть рассказа -Кто такой идальго? (По словарю) Мелкопоместный рыцарь, дворянин в средневековой Испании. (Словарь иностранных слов) -Каким вы представляете героя? -Чего он хочет? -Зачем ему нужна свеча?
Идальго, бесшабашный, владеет клинком, ранен индийской стрелой, много странствовал
Прочитайте вторую часть рассказа Дьявол – злой дух или глава злых духов, противостоящих богу, властелин ада. (Энциклопедический словарь) -Кто такой Дьявол? -Что вы о нем знаете?
-Кто такие Софисты? -древнегреческие учителя философии и красноречия (ЭС) -в Др. Греции платный учитель философии, математики, ораторского искусства (СИС) Конкистадоры? -испанские авантюристы, отправлявшиеся в Америку после ее открытия (ЭС) -участники испанских грабительских завоевательных походов в Ц. и Ю. Америку, с неслыханной жесткостью истреблявшие и порабощавшие коренное население (СИС) Еретики? -отклоняющийся от верований официальной церкви (ЭС) -представители социального протеста против феодального гнета, освященного церковью (СИС) Капеллан? -священник в армии (ЭС) -священник в некоторых зарубежных армиях (СИС)
-Мудрое и суровое лицо сочетает черты философа, короля, цирюльника; -честен с Альмейдой; -видит в нем положительные черты; -советует отказаться от договора, т.к. он мудрее человека; -лукав, сбивает Альмейду, когда тот торгуется
Считает его грешным, как и всех людей, но великодушным -Как Дьявол относится к человечеству? Души людей не стоят бессмертия, власти над Вселенной; мелкий жемчуг, песок… -Как он относится к Альмейде?
Догадлив, преуспел в войне, воевал в Африке, в Европе, в Новом Свете, жаждет славы и власти
Собрать возле себя богатых и знатных, вершить их судьбы, быть единым в трех лицах -Как вы думаете, кем сделает Дьявол Альмейду? -Что он заберет взамен?
Попробуйте предположить, кем станет Альмейда
-Вспомните литературные произведения или народные поверья, связанные с нашей темой. (Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала») -Бывает ли в жизни так, чтобы блага доставались человеку ни за что?