Урок - обобщения Учитель экологии Тимакова Елена Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой. При создании презентации были использованы электронные диски по экологии.
Advertisements

Биосфера ее структура и функции. Вопросы 1. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема 2. Биологический круговорот. Круговороты веществ и потоки.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм.
Растение живой организм Урок биологии в 6 классе Учитель Шосталь Е.А.
Биосфера, её структура и функции Презентация для урока в 9 классе Автор: Панюшкина Елена Геннадьевна, учитель биологии МОУ «Карагайлинская сош»
Биосфера – глобальная экосистема Земли. 10 – 11 классы общеобразовательная школа.
Взаимоотношения организма и среды БИОГЕОЦЕНОЗЫ 9 класс.
Шубина Л.М., МКОУ Давыдовская СОШ. Подумай Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют.... Они представлены.
Раздел: географическая оболочка. Тема урока: Строение географической оболочки.
«Нити жизни»: организм в окружающей среде. §17.. Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?
Урок экологии 7 в 10 классе Тема: «Пути воздействия организмов на среду обитания»
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и.
ЭКОЛОГИЯ - ( ойкос – дом, жилище + логос – учение) – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Биосфе́ра совокупность частей земной оболочки (лито-, гидро- и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята.
Взаимодействие организма и среды Презентация по экологии.
Экологические факторы.. Учитель биологии МБОУ «СОШ 32» Миронова Марина Викторовна.
ПОВТОРИТЕЛЬНО- ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ» Составитель Трахт Людмила Николаевна.
Работу выполнили: Знаткова Мария Попова Дарья Ученицы 10 «А» класса.
Среда жизни наземно-воздушная почвенная водная живой организм.
Выполнила: Головатова В.В.. Отдельные компоненты среды обитания, воздействующие на живые организмы, на которые они реагируют приспособительными реакциями.
Транксрипт:

Урок - обобщения Учитель экологии Тимакова Елена Александровна

Цель урока систематизировать и обобщить знания учащихся о взаимосвязи организма и окружающей среды. формировать навыки самостоятельного анализа информации.

Актуализация знаний Назовите среды жизни живых существ?

Почему принято говорить о единстве организма и среды обитания?

Среды жизни

Основные среды жизни Характеристика среды Вид среды Наземно - воздушная ВоднаяПочвеннаяОрганизмен - ная 1. Плотность 2. Освещенность 3. Колебания температуры 4. Количество воды 5. Количество кислорода 1 Очень высокая, высокая, средняя, низкая; 2. Высокая, средняя, низкая, отсутствует; 3. Высокие, средние, слабые; 4. Много, умеренно, мало; 5. Много, умеренно, мало, очень мало. Выберите из предлагаемого ниже списка, соответствующее значение той или иной среды.

Решение задачи 1 Характеристика среды Вид среды Наземно - воздушная ВоднаяПочвеннаяОрганизмен - ная 1. ПлотностьНизкаяСредняяОчень высокаяВысокая 2. ОсвещенностьВысокаяСредняяНизкаяОтсутствует 3. Колебания температуры ВысокиеСредниеСлабые 4. Количество воды МалоМногоУмеренно 5. Количество кислорода МногоУмеренноМалоОчень мало

Виды воздействий живых организмов на среду обитания Фильтрация (ланцетник) Механическое воздействие

Основные процессы на Земле, связанные с жизнедеятельностью живых существ.

Живое вещество, его роль в круговороте веществ Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество, или биомассу планеты. Живое вещество это, по определению Вернадского, главное вещество биосферы.. Однако живые существа играют ведущую роль в геохимических процессах на земле. Деятельность живых организмов является основной, обеспечивающей круговорот веществ в природе. Ежегодная продукция живого вещества в биосфере составляет около 232 млрд. тонн сухого органического вещества. Оно постоянно преобразуется и разлагается, поставляя вещества и энергию, необходимые для обмена веществ всех живых организмов Основу биологического круговорота, обеспечивающего существование жизни, составляет солнечная энергия и улавливающий ее хлорофилл зеленых растений.

Торф Торф - предшественник генетического ряда углей (по мнению ряда учёных). Место образования торфа- торфяные болота, встречающиеся как в долинах рек (поймы, террасы), так и на водоразделах.Происхождение торфа связано с накоплением остатков отмершей растительности, надземные органы которой гумифицируются и минерализуются в поверхностном аэрируемом слое болота, называемом торфогенным горизонтом, почвенными беспозвоночными животными, бактериями и грибами. Подземные органы, находящиеся в анаэробной среде, консервируются в ней и образуют структурную (волокнистую) часть торфа.

Фотосинтез

Круговорот углерода

Круговорот кислорода

Круговорот азота

Круговорот фосфора

Вывод С деятельность живых существ связаны: преобразования солнечной энергии в процессе фотосинтеза и накопление ее в органических веществах. формирование и поддержание газового состава атмосферы. Формирование почв торфа, нефти, известняков.

Экологические факторы АбиотическийБиотическийАнтропогенный

Абиотические факторы (неживой природы) 1.температура 2.свет 3.влажность 4.концентрация солей 5.давление 6.осадки 7.рельеф 8.движение воздушных масс

Теплокровные животные

Хладнокровные животные

Светолюбивые растения

Тенелюбивые растения

Теневыносливые растения

Задание 2. Задание «Незавершенная клетка» 1.Радиоактивное загрязнение почвы, воды, атмосферы. 2.Поедание крестоцветной блошкой капусты 3.Солнечный свет, влажность, температура воздуха 4.Заражение человека вирусом гриппа 5.Газовый состав атмосферы 6.Минеральный состав и содержание гумуса в почве 7.Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий 8.Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами 9.Ультрафиолетовое излучение 10.Рельеф местности 11.Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми стоками 12.Взаимоотношения рыбы – прилипалы и акулы.

Ответы Абиотические факторы: « » Биотические факторы: « » Антропогенные факторы: « »

Задание 3. Объяснить термины: Стенотермный Эвригалинный Стенобионты Эврибионты Гидрофилы Термофилы Фотофилы Серофиты Ксерофиты

Объясните рисунок

Задание 4. Практическая работа. Дайте характеристику организма по плану

Вывод Живущие на Земле организмы очень разнообразны. Это разнообразие поддерживается изменчивостью физических условий, как в пространстве, так и во времени. Между организмами и средой имеется соответствие. Это объясняется действием естественным отбором. В результате эволюции у всех организмов возникли приспособления.

Задание 5 Тестовая работа (выбрать правильное суждение) 1.Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. 2.Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни. 3.Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. 4.Высокая специализация характерна только для организмов с короткой продолжительностью жизни. 5.В ходе эволюции сходные жизненные формы могут возникнуть в сходных экологических условиях у систематически разных групп организм. 6.Экологические ниши совместно живущих видов могут частично перекрываться, а иногда совпадают полностью. 7.Виду свойственна только одна определенная ниша независимо от места его обитания и географического района. 8.Систематически далекие друг от друга организмы могут занимать сходные ниши в экосистемах. 9.Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеет больше шансов в борьбе за существование. 10.Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.

Спасибо за внимание