МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Гинтер Людмила Михайловна,учитель русского языка и литературы Стаж работы -27 лет. Образование – высшее,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Василий Владимирович Быков Маркович Николай Представляет.
Advertisements

"Остаться человеком в пламени войны" «Я хочу только одного – остаться честным…» Василь Быков.
Урок – мастерская творческого поиска А. Костюнин « Рукавичка» Выполнили: Арсланова Т.М. Стрельцова В.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Учитель русского языка и литературы МОБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна Класс: 5 Тема урока: А. Платонов. Рассказ «Никита».
«Отзыв о книге. Дневник чтения.» Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов Автор: вед. библиотекарь МОУ СОШ 9 Капустина Людмила Николаевна.
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
«Тема войны в произведениях В. Быкова» Выполнила: Ермолаева Юлия.
Константин Михайлович Симонов Константин Михайлович Симонов, поэт, прозаик, драматург. Родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде, воспитывался.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Проблема нравственного выбора человека в повести В. Быкова «Сотников». Цель: сегодня мы должны ответить на вопрос: почему в одних и тех же обстоятельствах.
А.П.Чехов – один из самых чудесных писателей на земле. А.Фадеев.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа» Апробационная площадка ФГОС ООО Пермского края.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Транксрипт:

МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Гинтер Людмила Михайловна,учитель русского языка и литературы Стаж работы -27 лет. Образование – высшее, БГПИ. Категория - высшая. Предмет - литература Форма учебной деятельности – Мастерская. Класс -11. Содержание занятия – «Человек на войне». Тема – «Мотив дороги в произведении В.Быкова «Сотников». Ведущие технологии – РКМЧП,ТПО. Вид деятельности уч-ся– Индивидуальная. Дидактическая модель обучения - Исследовательская Место данного занятия в тематическом планировании- Занятие входит в раздел «Тема Великой отечественной войны». Информационно- методическое обеспечение – компьютер, мультимедийная установка, тексты, раздаточный материал. Количество часов г.

Организационная структура Мастерской 1 этап Мотивация Целеполагание Цель Планирование Организационный. Демонстрация слайдов презентации, содержащих побуждающие импульсы, направленные на учебную деятельность 2 этап. Реализация плана « Потрясение» Восприятие. Что я чувствую. «Золотые ворота» Анализ. Что я узнал,понял, открыл. Демонстрация слайдов презента- ции, содержащих тексты, таблицы, словарные статьи, блоки вопросов. «Маленькие и большие открытия» Результат. Создание образова- тельного продукта. «Обретение» Вопрос- раздумье. Социологизация. ЧТО я взял для жизни. Над чем буду думать. 3 этап Рефлексия «Пирамида».Демонстрация слайда, содержащего форму рефлексивной деятельности

Компетенции Языковедческая Культуроведческая Коммуникативная

Добрый день! Мастерская нравственных ценностей открывает перед вами двери

Рассмотрите репродукции русских художников о Великой отечественной войне, поделитесь своими впечатлениями и сформулируйте основное содержание нашего занятия. Среди большой войны жестокой, С чего – ума не приложу- Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу. А.Твардовский А.А.Пластов. Фашист пролетел

А черный танк все лез и лез, Утаптывая снег. Тогда ему наперерез Поднялся человек… И все собою заслоня, Величиной в сосну, Не человек, а столб огня Поднялся в вышину. П.А.Кривоногов.Поединок. На Курской дуге. Дмитрий Кедрин

Т.Г.Гапоненко. После изгнания фашистских оккупантов. Ф.Д.Фивейский «Сильнее смерти»

Что вы знаете о названии картины? Какие ассоциации у вас возникают? Картина И.И.Левитана «Владимирка».

Определите лексическое значение слов Дорога Путь Тропа

Сравните свое толкование слов со словарными статьями из словаря С.И.Ожегова Дорога –ж.р. 1. Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. 3. Путешествие, пребывание в пути. 4. Средства достижения какой –нибудь цели, жизненный путь. Путь- м.р. 1. То же, что дорога. 2. Место,линия в прос- транстве, где происходит, где происходит передви- жение, сообщение. 3. Железнодорожная колея, линия. 4. Путешествие,поездка. 5. Направление, маршрут. 6. перен. Направление деятельности, развития чего- нибудь, образ действия 7. Польза, толк (прост) Тропа- то же,что тропинка. Тропинка- Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными.

Подумайте! Каким образом связаны слова дорога, путь,тропа с повестью Василя Быкова «Сотников»?

Сформулируйте тему занятия Мотив дороги в повести В.Быкова «Сотников»

Целеполагание Что я знаю.Что хочу узнать. Ц е л ь занятия 1. Актуализировать знания путем исследования мотива дороги в повести «Сотников». Выяснить, как связан мотив дороги с главной проблемой произведения. 2. Развить культуроведческую компетенцию. 3. Развить рефлексивную деятельность учащихся План Выбор плана работы Работа под руководством Мастера

Сообщение о писателе – Василь Быков родился в деревне Черновщина в Белоруссии.Война прервала его занятия в Витебском художественном техникуме. Учеба продолжалась в Саратовском военном училище, и с 1943 года В.Быков на передовой. Дважды ранен. С действующей армией прошел по Румынии, Болгарии, Венгрии,Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта. Командир взвода полковой и армейской артиллерии. После победы служил на Дальнем Востоке. В 1955 году вернулся в Белоруссию и начал работать в газете. Излюбленный жанр В.Быкова – повесть.Герои его повестей – офицеры, сержанты, солдаты, партизаны и все те,кто вынес на своих плечах тяжесть войны. В 60-х годах появились книги, которые открывали совершенно новый период в военной прозе. В произведениях В.Быкова нет масштабных военных сражений и батальных сцен Он показал в своих произведениях выбор героя. Герои изображаются чаще всего в безвыходных ситуациях, требующих от них немедленного решения. Писатель рассказывает, как и почему человек становится Человеком. В годы обозначился новый этап в творчестве В.Быкова. Он обращается в произведениях к эпохе 30-х годов и к современной жизни. Народный писатель Беларусии. Герой Социалистического Труда.Лауреат Государственной премии СССР. Лауреат Ленинской премии. За повесть «Сотников» Папа Римский наградил писателя специальным подарком от католической церкви. Покинул Беларусь в конце 1997 года. По приглашение ПЕН – центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, потом переехал в Германию.Похоронен в Минске.

Фильмы «Альпийская баллада» «Третья ракета» «Сотников» «Дожить до рассвета» «Обелиск» «Западня» «Пойти и не вернуться» «Мертвым не больно» «Волчья стая» «Круглянский мост» «Знак беды» «Карьер» «Альпийская баллада» «Третья ракета» «Сотников» «Дожить до рассвета» «Обелиск» «Западня» «Пойти и не вернуться» «Мертвым не больно» «Волчья стая» «Круглянский мост» «Знак беды» «Карьер»

Анализ. Прослушайте отрывок из повести В.Быкова «Сотников». Глава15. «Рассказ Баси». Каковы ваши первые впечатления от прочитанного отрывка и произведения в целом? Были ли трудности в восприятии и понимании произведения? Какие ? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на занятии? Выбор «толстых « и «тонких» вопросов.

Василь Быков о своих произведениях. «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможности для него и в самой страшной ситуации - сохранить свое достоинство. Если есть шанс- выиграть. Если нет- выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно.»

Вопросы и задания Вспомните содержание повести «Сотников» и докажите верность высказывания В.Быкова, ориентируясь на вопросы: а) Можно ли события, изображенные в повести назвать героическими? б) Почему автор выбирает местом действия партизанскую тропу, дорогу, путь, а не центры, где решаются государственные и политические военные вопросы?

Вопросы и задания. Анализ глав :1,2,3,5,6,7,8,18. Обратите внимание,какое местоимение повторятся в начале каждой главы и почему,начиная с 8 гл., меняется? Выпишите ключевые слова из начала каждой главы и докажите,что речь идет о дороге, как об узкой полоске земли,месте, по которому надо пройти. (они – он) Глава 5-6. Выпишите глаголы, характеризующие Сотникова и Рыбака.

Анализ Сделайте сообщение о Сотникове и Рыбаке, опираясь на значения глаголов. Зачитайте начало 18 главы и скажите, почему к виселице идут герои по-разному? Вспомните жизненный путь героев. Похожи ли судьбы Сотникова и Рыбака? Можно сказать,что они шли одной дорогой в значении «жизненного пути»?

Анализ. Чтение отрывка из повести «Сотников».Глава 1. Эпизод со следом волка. «Из оврага на дорогу выбежала ровная цепочка следа..». Как вы думаете, можно ли считать,что с этого момента пути героев расходятся? Прочитайте эпизод у сгоревшего хутора. О чем думают герои? Глава 9. Какое значение имеет эпизод в избе Демчихи?( Путь позора для Рыбака)

А.А. Дейнека Сгоревшая деревня год

Глава 18.Чтение эпизода «Путь на казнь». «Они медленно приближались... - дальше дороги уже не было.» Мое мнение Для кого из героев не было дороги? С какой основной проблемой столкнулись герои на своем пути?( проблемой выбора) Каким образом дорога превратилась для героев в путь нравственного «восхождения» и падения?

«Мои открытия» Вспомните,что такое притча. Подумайте, с какой библейской притчей связана повесть «Сотников». Обратите внимание,какая мысль мучает Сотникова перед смертью? В произведении упоминается Библия. Случайна ли эта деталь в повести. Попробуйте объяснить ее роль.

Точка зрения. И.Дедков. Мое мнение А.Адамович. Если гово- рить о притче в точном смы- сле этого сло- ва, вряд ли можно… пос- читать ее жанровым прототипом повестей Быкова. Притчеобразность в реалистической литературе проявля- ется по-разному, но традиционная ее особенность-это заостренность моральных выводов, стремление к абсолютным оцен-кам, многозначи-тельность ситуаций и образов.

Мое видение проблемы повести. Изобразите дорогу и путь Сотникова и Рыбака в форме рисунка,символа, схемы.

Глава 18.Чтение эпизода «Казнь» Какой путь выбрали другие герои повести? Почему повесть названа по имени одного героя? Почему режиссер Лариса Шепитько назвала свой фильм по повести «Восхождение»? Сотников Староста Петр Демчиха Бася ___________________________________

Открытие. Какое бы название я дал повести? Почему? Как называлась повесть первоначально? («Ликвидация») Л.Лазарев писал : «Первоначальное название ……………лучше выражало и проблематику и своеобразие ее художественного строя».Согласны вы с этим мнением?

Глава 19. Анализ эпизода «В полном смятении, с туманной пеленой в сознании Рыбак приша- гал …». Составьте вопросник к данному эпизоду. Как вы считаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Закончился путь героя? В.Быков сказал о Рыбаке: «Он не враг по убеждению и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям..» Согласны ли вы с такой нравственной оценкой Рыбака?

Как изображены в повести враги- полицаи? Какое из трех слов вы выбрали бы для них, харктеризуя жизненный путь: дорога, путь, тропа ? Почему? Подберите подходящие эпитеты. Д\З

Я выбираю проблемный вопрос.

Выводы: Дать развернутый ответ на вопрос. Работа в группах. 1. Основной мотив повести В.Быкова «Сотников» 2. Основная проблема повести. 3. Особенности творческого почерка писателя. 4. Актуальна ли повесть сегодня? 5. «Истина в том…,что мы победили,».Уроки войны у В.Быкова.

Моя творческая работа. Текст В Солоухина из цикла «Камешки на ладони» У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту! Крив, сложен,извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту! Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идешь как бы и не к вершине, все равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!

Моя творческая работа Тема : Путь и высота со знаком равенства?

Социологизация. Результат моей работы: идеи, мысли, размышления, рассуждения.

Рефлексия Я создал.. Я умею… Я узнал…Я понял… * =

Доброго дня!