Из опыта работы методического кабинета МОУ СОШ 1 г. Шимановска. Заместитель директора по методической работе Ячменёва Т.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Advertisements

Company Logo Современные образовательные технологии деятельностного типа как средство внедрения ФГОС Масленцева Г.Е. МОУ СОШ 121.
Организация проблемного обучения в начальной школе Организация проблемного обучения в начальной школе Автор: Зайчикова О.Е., учитель начальных классов.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Транксрипт:

Из опыта работы методического кабинета МОУ СОШ 1 г. Шимановска. Заместитель директора по методической работе Ячменёва Т.С.

Великое благо тому, кто научился учиться. Менандр

Цель тренинга: Развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.

Задачи тренинга: Формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны; Развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств; Стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива. Всякое знание остается мертвым, если … не развивается инициатива и самодеятельность. Н.А.Умов

План работы Вступление руководителя тренинга. Краткий анализ проблем. Формы работы. Теоретическая часть 1. Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме ( процесс обучения – содержание – формы и средства обучения). 2. Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм. 3. Методы обучения. Особенности, правила организации. Формирование рабочих групп Работа с элементами тренинга в группах Итоги тренинга: представление результата групповой работы Рефлексия

Категория участников: Учителя – предметники Руководители МО ( консультанты, руководители творческих групп) Мотив участия: Личная заинтересованность; осознанный выбор участия; эмпатия ( понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир ).

Глоссарий: Метод обучения – метод (греч.- «путь») – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения; совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.

Методы обучения Метод – упорядоченная деятельность педагогов и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения Метод обучения – совокупность путей, способов достижения целей задач образования Активные и интерактивные методы обучения: - игровые, проблемные задания; - метод инсценизации (заранее подготовленный диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий); - метод генерации идей (мозговой штурм); - организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

Активные и интерактивные методы обучения: - игровые, проблемные задания, - метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий), - метод генерации идей (мозговая атака), - организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

Формы интерактивного обучения Творческие задания Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии и т.д.) Работа в малых группах Обучающие игры: Ролевые Имитация Деловые Образовательные Разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов» Обсуждение сложных процессов и проблем «Смени позицию», «Один - вдвоём – все вместе», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу» Социальные проекты Разминки

Типы уроков - Бинарный урок часто называют интегрированным.. - Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество - Урок – аукцион. - «Мозговая атака» имеет сходство с «аукционом». - Урок типа «Что? Где? Когда?» - Урок – деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы. - Урок – экскурсия, очное или заочное путешествие. - Уроки типа КВН.. - Урок «за круглым столом». Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме: - фронтальная, - индивидуальная, - коллективная, - групповая.

Условия, определяющие выбор метода и формы обучения: - цели и задачи обучения, - учебные возможности учащихся, - внешние условия, - возможности учителя.

Что отличает современный урок от традиционного?

Цифровые образовательные ресурсы ( учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения ( ПК, мультипроектор, веб-камера и т.п.) Электронные средства обучения ( электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п. Средства обучения

Процесс обучения Действия учителяДействия ученика 1. Создает проблемную ситуацию 2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой. 3. Организует поиск гипотезы предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 4. Организует проверку гипотезы. 5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. 1.Осознает противоречия в изучаемом явлении. 2. Формулирует проблему. 3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. 4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. 5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания. Что отличает современный урок от традиционного?

Результаты обучения 1. Компетентность 2. Целостная картина мира 3. Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) 4. Развитое абстрактное мышление 5. Владение полной структурой деятельности 6. Формирование социальной взрослости 7. Мотивационная готовность к учебно- 8. профессиональной и к общественно- 9. значимой деятельности. Что отличает современный урок от традиционного?

Камин, доверху набитый дровами, не горит, а дымит. Д.И. Менделеев Технология как совокупность приёмов

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – 1) содержательная техника реализации задач учебного процесса; 2) описание процесса достижения планируемых результатов; 3) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Задается педагогом, может декларироваться лицом 1. Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается принятие учащимися цели предстоящей деятельности Используются внешние мотивы деятельности 2. Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельности Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели 3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика

Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем 4. Действия – основной элемент деятельности Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика Прослеживается внешний результат, главным образом – уровень освоения 5. Результат – материальный или духовный продукт Главное – внутренние позитивные личностные изменения в процессе Сравнение полученного результата с общепринятым эталоном 6. Оценка – критерий достижения цели Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Этапы урока Задача учителя I. Начальный Создать затруднение или проблему, мотив к познанию. II. Основной Организовать изучение материала самим учащимся, т.е. его деятельность III. Итоговый Придумать способ сведения воедино новых умений и навыков IV. Заключительный Найти способ применить учащимся новые знания и умения; рефлексия

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. интеллектуальных эмоций.

Основные принципы проблемного обучения 1. Целеполагание 1. Целеполагание 2. Выбор индивидуальной 2. Выбор индивидуальной образовательной траектории образовательной траектории 3. Принцип продуктивности 3. Принцип продуктивности (личное образовательное приращение) (личное образовательное приращение) 4. Первичность образовательной продукции 5. Ситуативность обучения 6. Принцип образовательной рефлексии

Виды проблемного обучения научное творчество (поиск) художественное творчество (отображение на основе воображения) теоретическое занятие л лабораторные занятия внеурочные мероприятия поиск практического применения

Обучение на основе «учебных ситуаций»

Этапы проблемного обучения Возникновение проблемной ситуации Гипотеза Проверка правильности решения проблемы Постановка проблемного вопроса Доказательство гипотезы

Приёмы включения ребенка в диалог Ассоциации – средство организации диалога ребенка с миром (ассоциации с заглавием, с ключевым словом, с именем героя или названием произведения)Ассоциации – средство организации диалога ребенка с миром (ассоциации с заглавием, с ключевым словом, с именем героя или названием произведения) «Вопросное состояние» - умение задавать вопросы «Вопросное состояние» - умение задавать вопросы (для активизации познавательной деятельности) (для активизации познавательной деятельности) Вопрос должен: Волновать ум исследователя Быть в круге его интересов Представлять что-то неизвестное Показать необходимость работы с ним Проблемная ситуация создается задаваемыми вопросами!

Алгоритм постановки проблемного вопроса Изучение информации: выделить основные моменты событий, задачи, точки зрения, теории…; Выделение главного: мысли, идеи, особенности, условия; Выявление противоречий, несогласованности, неубедительности аргументов; Определение сути противоречий; Формулировка проблемного вопроса. Проблемный вопрос должен содержать три обязательных элемента: Указание на объект изучения, Указание на направление изучения объекта, Противоречие (скрытое или явное).

Основные психологические условия для успешного проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. целям формирования системы знаний. 2. Быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы.

Специфические функции проблемного обучения Работа интеллекта учеников Работа интеллекта учеников Формирование мировоззрения Связь обучения с жизнью Связь обучения с жизнью Сочетание разных типов и видов самостоятельной работы Сочетание разных типов и видов самостоятельной работы Принцип индивидуального подхода Принцип индивидуального подхода Динамичность процесса обучения Динамичность процесса обучения Высокая эмоциональная активность мыслительной деятельности Высокая эмоциональная активность мыслительной деятельности Репродуктивное и продуктивное усвоение знаний Репродуктивное и продуктивное усвоение знаний

Достоинства и недостатки проблемного обучения развивает, мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально. Дж. П. ГИЛДФОРД, психолог Мозговая атака

Чем полезна мозговая атака? Мозговая атака помогает нам узнать себя как команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.

Стремитесь к большому количеству идей Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян Стремитесь к разнообразным идеям Оставайтесь свободным Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище Не судите Помните, что обсуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из-за колкости или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда Записывайте все Оценивайте идеи Выберите из списка три наиболее популярные идеи

Групповая работа Работа в больших и малых группах Работа в парах: Статистическая пара динамическая пара вариационная пара Диалоговые формы общения

Особенности работы в группе Работа ученика контролируется учителем. В группе обязательно должен быть сильный и слабый ученики. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).

Работа в малых группах Проблемное обучение (2 группы) Мозговая атака Педагогические находки (4 рабочие группы)

По группам – за 15 минут, открыть конверт, посмотреть, что внутри, создать эйдос- конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов «Педагогические находки. Рекомендации к уроку». Должны участвовать все члены группы Приготовить 3-минутную рекламу разработанному ими проекту Инструкция

Правила общения группы: Говорить кратко Говорить конкретно Слушать внимательно Запрашивать дополнительную информацию Не объяснять своего поведения Избегать оценочных суждений в отношении участников группы

Смотрите, думайте, делайте выводы. Применяйте знания на практике. Для того чтобы иметь силы учиться интеллектуально, необходимо иметь силы поддерживать себя физически. Не стремитесь одолеть все науки за один присест. будьте терпеливы; правильно рассчитать силы вам помогут педагоги. Учитесь, забывая. Фильтруйте информацию: что нужно, запишите, составьте кластер, таблицу или план необходимого материала; выбросьте всё, что можете достроить сами. Помните: в первые 6 часов после обучения забывается почти 70 % информации. Троекратное повторение в различных вариантах способствует прочному запоминанию материала. Создайте свою систему учения, выберите оптимальный темп, применяйте собственные внутренние стимулы, сформируйте положительную установку на сложную, неинтересную работу – и половина дела сделана. Не забывайте отдыхать. С о в е т ы у ч е н и к а м

Н. Богданов-Бельский "Устный счет"

- Какие чувства вызывает картина? - Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему? -Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине? Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?

Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний, древнеримский поэт Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен

1. Самое важное для меня сегодня… 2. Мне понравилось, что… 3. Я получил бы большую пользу, если бы… 4. Я сегодня был недоволен тем, что… …