Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.
Advertisements

«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Литература 7 класс Урок 3 Вольга и Микула Селянинович.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа « Фотография, на которой меня нет »
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Я вам жить завещаю, - Что я больше могу… А.Т. Твардовский Поэма «За далью – даль» в 8 классе.
«Ионыч». Урок-исследование По 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»
Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр Учебно-методический пакет «Ради жизни на земле…» по поэме А.Т.
Ю. М. Нагибин «Зимний дуб». Ю. М. Нагибин «Зимний дуб». Учитель СОШ 3 Усманова С.А.
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Урок проводится после изучения темы: « По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель » « По страницам.
Тема родины в русской поэзии Автор - Ушакова О.А..
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
ТЕМА: Сопоставительный анализ поэтических текстов (С4, ЕГЭ) Задачи: 1. повторить необходимые для анализа термины, выучить новые 2. освоить универсальные.
Итоговый тест Итоговый тест Литература, 7 класс. 1. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенном фрагменте : Императрица Екатерина.
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». В.П.
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Транксрипт:

Творчество А.Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус» г. Томск Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д.

Поэма ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ Александр Трифонович Твардовский 1910 – 1971

Урок второй «А мир огромный за стеною…» Полна, красна земля родная Людьми надежных душ и рук. А. Твардовский. «За далью – даль», «Две кузницы», «Фронт и тыл», «Две дали», «Огни Сибири», «Москва в пути», «На Ангаре». Работа в группах с главами:

Цели: Показать идейно-художественное значение поэмы «За далью – даль». Осознать дорожные впечатления автора, переплетенные с путешествием памяти. Показать приемы изображения писателем Сибири. Увидеть и осмыслить трудовой подвиг народа.

Проверка домашнего задания: 1. Жанровая характеристика поэмы. Особенности жанра. Сам поэт называл первоначально поэму «из путевого дневника», затем применил термин «книга», но с большей определенностью выражение «мой дневник дорожный». 2. Особенности композиции и сюжета поэмы. Функцию сюжета, композиционного начала берет на себя дорога, она ведет, объединяет воедино лирическое повествование.

3. Каким размером написана поэма: На хуторском / глухом / подворье / / / / / В тени / обкуренных / берез / / / / Стояла / кузница / в Загорье, / / / / / И я / при ней с рожденья / рос./ / / / 1.Двусложная стопа, ударение падает на второй слог. 2. Есть пиррихии – ослабление ударений. Вывод: Ямб, четырехстопный.

4. Как перекликается глава «Две кузницы» с автобиографией поэта? С чем сравнивает Твардовский деревенскую кузницу и почему с благодарностью говорит о «главной кувалде» батюшки-Урала? Волга, великая река, вобравшая в себя все реки – от Валдая до Урала – как символ Родины-России. В размышлениях лирического героя (автора) возникает образ «кузницы в Загорье», в которой «под бой кувалды» он «с рожденья рос», сравнивает ее с «вселенским грохотом» Урала, в нём он «родной расслышал звон» и благодарит, что «был в той кузнице, как дома». Урал – державный образ Родины, «Её добытчик и кузнец, // Ровесник древней нашей славы // И славы нынешней творец».

Вопросы: 1. Волга, Урал, Сибирь – художественное открытие Твардовского. 3. Пейзажи, дали поэта. 2. Народ в лицах.

Словарная работа: Артель – объединение лиц некоторых профессий (связанных с физическим трудом) для совместной работы. Пафос (греч. чувство, страсть) – страстное воодушевление. Пафос произведения – это захватившая автора идея, большое чувство, пронизывающее всё произведение. Притча – небольшой рассказ, заключающий в иносказательном виде моральное или религиозное поучение. Потрафить – то же, что угодить. Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов в морях, озерах, реках. Трошки – «немного».

Работа в группах: 1) Волга, Урал, Сибирь – художественное открытие Твардовского. Задание: Проанализировать главы «Две дали», «Фронт и тыл», «До новой дали». Как автор показывает историю и что объединяет эти главы? Подберите цитаты для ответа на вопрос. 2) Пейзажи, дали поэта. Задание: Проанализировать главы «Огни Сибири», «На Ангаре». Какие образы рисует автор? Какие художественные средства использует А.Т. Твардовский в описании пейзажа? Найти примеры использования художественных средств и объяснить их роль? 3) «Народ в лицах». Задание: Проанализировать главы «Москва в пути», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре». Как изображается народ в поэме? Какие черты русского народа выделяет автор? Применимо ли понятие «народности в литературе» к поэме «За далью – даль»?

Краткий конспект: 1. В главах «Фронт и тыл», «Две дали», «До новой дали» больше автобиографического, личного сокровенного. В них история преломляется в каких-то частностях, которые рождаются в воспоминаниях поэта. 2. В пейзажах Твардовского укрупненные образы: «Волга- матушка», «Батюшка-Урал», «Огни Сибири». Метафоры, гиперболы: в Волгу «смотрелось пол-России», «под кувалдой главного Урала земля отчетливо дрожала», «Как Млечный Путь, огни земные».

3. Масштаб дел русского народа, «подвижника и героя», ощущение Сибири, ее просторов, ее величия: смысловые и эмоциональные контрасты, звукопись, романтическая приподнятость, а рядом «угрюмые зоны», «недоброй славы край глухой». 4. Жизнь утверждала новые пейзажи – с плотинами, эстакадами, мостами. Радость от преобразования Сибири и чувство горечи от потерь, которые несла природа. На месте ее явится другая красота, но уже другая.

5. Народ, собирательный, многоликий образ, в поэме «За далью – даль» персонифицирован. Многие персонажи только упомянуты, кто с симпатией, кто – с иронией: «старичок научный, сквозной, как молодой сморчок», моряк «в «путеец», «охотник», «врач солидных лет», «лысый творческий работник, с утра освоивший буфет», «поп с медалью Восьмисотлетия Москвы»... – «все сведены дорожной далью». Некоторые персонажи выделены из среды «спутников- пассажиров», даны крупным планом: «мой майор, седой и тучный», «молодожены-москвичи». хрустящем кителе», «в орденах старик кудрявый», «дама строгая в пижаме», что «загородит весь проход», «щеголь с усами», «горняк»,

6. Время требовало героических характеров и Твардовский находил их на новостройках. Он показал своих героев во весь рост в грандиозном событии – перекрытии Ангары. В главе «На Ангаре» он воспевает «порыв души артельной, / Самозабвенный, нераздельный».

Синквейн Народ. Героический, многоликий. Стремится в счастливую даль страны, покоряет Ангару, восхищает. «Хоть с бору, с сосенки народ, Хоть сборный он, зато отборный, Орёл-народ: как в свой черёд Плечом надежным подопрёт, – Не подведёт!» Созидатель.

Домашнее задание: 1. Самостоятельно проанализировать главу 13 – «К концу дороги». 2. Перечитать главы поэмы: 9 – «Друг детства», 14 – «Так это было».

Спасибо за сотрудничество!