Тема: Дифференцированный подход в обучении – как одно из условий сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках химии. Егорова Ирина Владимировна Учитель биологии и химии Областная санаторная школа – интернат г. Вязники I квалификационная категория Стаж работы – 11 лет
Актуальность темы. 1. В школе обучаются и оздоравливаются: 177 детей из разных районов Владимирской области; 177 детей из разных районов Владимирской области; 60 % (107 уч-ся) – тубинфицированные; 60 % (107 уч-ся) – тубинфицированные; 62 % (112 уч-ся) – имеют сопутствующие заболевания и отклонения здоровья 62 % (112 уч-ся) – имеют сопутствующие заболевания и отклонения здоровья 2. Дети поступают из разных социальных условий (опекаемые, дети – сироты, из неполных семей, из семей «группы риска», многодетных семей, из детских домов) 3. Основная масса детей педагогически запущены (уч-ся поступают в течение всего года с разным уровнем обученности и обучаемости) 4. Контингент учащихся постоянно меняется (вновь прибывшие или выписка уч-ся из санаторной школы – интерната по выздоровлению)
Ведущая педагогическая идея Одно из условий сохранения здоровья школьников – дифференцированное обучение. Достоинства данного обучения: решение проблемы неуспеваемости, а также восполнение пробелов в знаниях вновь прибывших детей; расширение познавательных возможностей сильных учащихся; снижение психологического дискомфорта и уровня тревожности учеников, родителей, учителей; снижение перегрузок учебным материалом; повышение мотивации обучения
Противоречие: между необходимостью применения уровневой дифференциации на уроках и отсутствием специальной программы и методики при изучении химии Проблема: каковы же пути и средства применения методики дифференцированного обучения при изучении химии Объект: процесс обучения химии в 8 – 9 классах
Цель: создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках через использование технологии дифференцированного обучения Задачи: Изучить теоретические и практические разработки по здоровьесбережению детей, технологии дифференцированного обучения Изучить теоретические и практические разработки по здоровьесбережению детей, технологии дифференцированного обучения Выявить уровень обучаемости и индивидуальные особенности здоровья учащихся (работа с врачом и психологом школы) Выявить уровень обучаемости и индивидуальные особенности здоровья учащихся (работа с врачом и психологом школы) Выявить уровень обученности детей по предмету Выявить уровень обученности детей по предмету Отобрать содержание учебного материала по химии для работы с детьми каждого уровня (дифференцированные контрольные работы и задания на уроках) Отобрать содержание учебного материала по химии для работы с детьми каждого уровня (дифференцированные контрольные работы и задания на уроках) Определить формы, методы и методические приемы, способствующие применению уровневой дифференциации на уроках Определить формы, методы и методические приемы, способствующие применению уровневой дифференциации на уроках Экспериментально проверить влияние развития уровня обученности детей на качество знаний, учебно-познавательный интерес к предмету, психологический климат и уровень тревожности в классе Экспериментально проверить влияние развития уровня обученности детей на качество знаний, учебно-познавательный интерес к предмету, психологический климат и уровень тревожности в классе
Теоретическая база опыта В основе моей работы – технология Н.П. Гузика «Внутриклассная дифференциация». Согласно которой: Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа) Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа) Дифференцированный подход в обучении – это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах Дифференцированный подход в обучении – это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах Н.П. Гузик выделяет три программы (А, В, С): Н.П. Гузик выделяет три программы (А, В, С): «С» - базовый стандарт «В» - задания на применение «А» - осознанное, творческое применение знаний
Результаты обобщения и систематизации: Технология «Внутриклассной дифференциации Н.П. Гузика; Технология «Внутриклассной дифференциации Н.П. Гузика; Таксономия уровней дифференциации Д. Толлингерова; Таксономия уровней дифференциации Д. Толлингерова; Таксономия Б.Блума (ключевые вопросы к каждому из уровня); Таксономия Б.Блума (ключевые вопросы к каждому из уровня); Формирование разноуровневых групп к обучению А.К. Марковой Формирование разноуровневых групп к обучению А.К. Марковой Новизна опыта Разработаны критерии оценки каждого уровня и правила работы с детьми I уровня и вновь прибывшими Выделены 3 уровня дифференциации (с подуровнями) Составлены основные требования по выполнению заданий трехуровневой дифференциации Отобраны формы, методы и методические приемы для работы с детьми каждого уровня
Технология опыта Первый этап: работа с врачом и психологом школы Уровень обучаемости учащихся (развитие психических качеств – памяти, внимания, мышления, восприятия); Уровень тревожности; Индивидуальные особенности здоровья учащихся Второй этап: диагностический Качество знаний; Уровень обученности; Уровень учебно-познавательного интереса; Психологический климат в классе Третий этап: методический Распределение учащихся по группам (по уровню умственного развития – уровню достижений); Применение технологии дифференцированного обучения на разных этапах учебного процесса (изучение нового материала, текущая проверка знаний, самостоятельные и контрольные работы, уроки обобщения, домашние задания); Выбор места и применение на уроке форм, методов и методических приемов для работы с детьми каждого уровня; Использование правил работы с детьми I уровня и вновь прибывшими Четвертый этап: экспериментальный Проверка влияния уровня развития обученности детей на качество знаний, учебно - познавательный интерес к предмету, психологический климат и уровень тревожности учащихся в классе
Результативность. Гистограмма 1.
Результативность. Гистограмма 2.
Результативность. Гистограмма 3.
Результативность. Гистограмма 4.
Результативность. Гистограмма 5.
Результативность. Гистограмма 6.
Результативность. Таблица 3. Динамика соматического здоровья учащихся Состояние здоровья 7 класс (2005 – 06 г.г.) 8 класс (2006 – 07 г.г.) 9 класс (2007 – 08 г.г.) Заболевания дыхательной системы Тубинфицированные – 66 % Туберкулез внутригрудных лимфоузлов – 16 % Туб. контакт – 16 % Тубинфицированые – 66 % ТВГЛУ – 16 % Туб. контакт – 16 % Тубинфицированные – 15 % ТВГЛУ – все сняты с учета Туб. контакт – 0 % Проба Манту уменьшилась у всех учащихся Сопутствующие заболевания Грудной сколиоз I ст. Деформация грудной клетки Болезнь Пертеса Нарушение осанки Нарушение зрения (астигматизм) Ожирение II ст. Грудной сколиоз I ст. Деформация грудной клетки Болезнь Пертеса Нарушение осанки Нарушение зрения (астигматизм) Ожирение II ст. Сняты с учета по нарушению осанки Сняты с учета по нарушению зрения Остальные заболеваний без отрицательной динамики
Выводы. Данный опыт подтверждает следующие выводы: Используя технологию «Внутриклассной дифференциации» Н.П. Гузика, а также формы, методы и методические приемы для работы с детьми каждого уровня, происходит: развитие мыслительных операций, повышается уровень обученности и как следствие качество знаний уч-ся по предмету; Используя технологию «Внутриклассной дифференциации» Н.П. Гузика, а также формы, методы и методические приемы для работы с детьми каждого уровня, происходит: развитие мыслительных операций, повышается уровень обученности и как следствие качество знаний уч-ся по предмету; Благодаря повышению уровня обученности, расширяются познавательные возможности сильных учащихся и восполняются пробелы в знаниях у вновь прибывших детей; Благодаря повышению уровня обученности, расширяются познавательные возможности сильных учащихся и восполняются пробелы в знаниях у вновь прибывших детей; Улучшается психологический климат в классе и в результате повышается мотивация обучения, снижается уровень тревожности учащихся. Улучшается психологический климат в классе и в результате повышается мотивация обучения, снижается уровень тревожности учащихся. Это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Данный опыт может быть использован учителями – предметниками при обучении уч-ся старших классов в общеобразовательных школах.