Любовь к «братьям меньшим» в лирике Сергея Есенина Авторы: Галустян Надежда, Авторы: Галустян Надежда, Галустян Наталия, Галустян Наталия, Сальникова Мария,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АВТОРЫ: Поляков Иван Ильин Павел Цурикова Дарья Ильина Евгения учащиеся 11 класса Ржаксинской СОШ1.
Advertisements

Животные в поэзии С.А.Есенина. О поэте Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература.
Цели и задачи проекта Цель проекта : Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы.
Весенний период(голубой) ( ) Летний период ( красно- розовый) ( ) Осенний период ( желтый) ( , 1пол.) Зимний период (черно- белый)
АВТОРЫ: Поляков Иван Ильин Павел Цурикова Дарья Ильина Евгения учащиеся 11 класса Ржаксинской СОШ1.
Презентацию подготовила обучающаяся 1 курса ГБОУ НПО ПУ 23 Г.Апшеронска Краснодарского края Шпортова Ирина Руководитель: преподаватель русского языка и.
1 Тема: «Ф. Абрамов «О чём плачут лошади» Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная.
Сергей Александрович Есенин Литературно-музыкальная композиция.
Эйдос - конспект как одна из форм глубокого осмысления художественного текста.
Эйдос - конспект как одна из форм глубокого осмысления художественного текста.
Творчество С. А. Есенина МОУ Казаковская ООШ с. Казаково 2010 г.
Автор работы: Авачёва Татьяна Владимировна 11 «А» класс, МОУ лицей 7. Научный руководитель: Гатаева Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Стихотворения Сергея Есенина в 7 классе по программе Меркина Г.С. 1.Я покинул родимый дом (1918) 2.Отговорила роща золотая…(1924) 3.Спит ковыль. Равнина.
Цветовая лексика в творчестве Сергея Александровича Есенина Лицейская открытая конференция учащейся молодежи «Я открываю мир» Направление: Литература Автор:
Презентацию подготовил ученик 9 класса Ушаков Александр Учитель Верзилина Т.И.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. КОШКА ПЕТУХ курица ГУСЬ УТКА.
Урок-презентация Автор: Кудлаенко О.В. Тема Родины в стихотворениях Сергея Есенина.
Образ России в творчестве С. Есенина Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной.
домашние животные жеребёнок лошадь Ослы осёл телёнок.
Тема Родины в лирике Есенина Выпускницы 11 класса «Б» гимназии 1528 Коровашкиной Марии Учитель: Давыдова Наталия Борисовна.
Транксрипт:

Любовь к «братьям меньшим» в лирике Сергея Есенина Авторы: Галустян Надежда, Авторы: Галустян Надежда, Галустян Наталия, Галустян Наталия, Сальникова Мария, Сальникова Мария, ученицы 11 класса «Б» ученицы 11 класса «Б» МОУ - Гимназия г. Переславля-Залесского, 2005

Цель работы Узнать, образы каких животных присутствуют в лирике С. Есенина и почему; Узнать, образы каких животных присутствуют в лирике С. Есенина и почему; Определить, как образы «братьев меньших» воздействуют на характер лирического героя; Определить, как образы «братьев меньших» воздействуют на характер лирического героя; Выявить, является ли С. Есенин анималистом. Выявить, является ли С. Есенин анималистом.

Мотив " б ратства человека и животного" в лирике Есенина Счастлив тем, что целовал я женщин, Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших И зверье, как братьев наших меньших Никогда не бил по голове. Никогда не бил по голове. С. Есенин С. Есенин

Статистические данные Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются: Конь – 13 раз; Конь – 13 раз; Корова – 8 раз; Корова – 8 раз; Ворон, пёс, соловей – 6 раз; Ворон, пёс, соловей – 6 раз; Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз; Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз; Овца, кобыла, собака – 4 раза; Овца, кобыла, собака – 4 раза; Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза; Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза; Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза; Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза; Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз. Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз.

Образ коня Конь - помощник при работе в поле, в ратном бою. Конь - помощник при работе в поле, в ратном бою. Образ коня у Есенина меняется: Образ коня у Есенина меняется: "Табун" (1915 г.); "Табун" (1915 г.); "Прощай, родная пуща…" (1916 г.); "Прощай, родная пуща…" (1916 г.); "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.).

Розовый конь - молодость Символ быстро ушедшей, безвозвратной юности; восхода, весны, радости жизни; благословения всего живого. Символ быстро ушедшей, безвозвратной юности; восхода, весны, радости жизни; благословения всего живого. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. ( «Не жалею, не зову, не плачу…», 1921)

Красный конь – революция Символ неоправданной надежды на революцию. Символ неоправданной надежды на революцию. А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? («Сорокоуст», 1920)

Чёрный конь – смерть Предвестник смерти. Предвестник смерти. На коне - чёрной тучице в санках - Билось пламя-шлея… синь и дрожь. И кричали парнишки в еланках: «Дождик, дождик, полей нашу рожь!» («Заглушила засуха засевки…», 1914)

Образ коровы Прием антропоморфизма: животное с человеческими мыслями и чувствами; Прием антропоморфизма: животное с человеческими мыслями и чувствами; Отождествление старого человека и старого животного. Отождествление старого человека и старого животного. Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонный полях. («Корова», 1915)

Образ собаки Давняя дружба собаки и человека, родство душ, чувство к равным. Давняя дружба собаки и человека, родство душ, чувство к равным. Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. («Собаке Качалова», 1925) «Песнь о собаке» (1915); «Песнь о собаке» (1915); «Сукин сын» (1924). «Сукин сын» (1924).

Образ кошки Атрибут крестьянской избы; Атрибут крестьянской избы; Воплощение домашнего уюта, теплого очага; Воплощение домашнего уюта, теплого очага; Старый кот к махотке крадется На парное молоко. ( «В хате», 1914 )

Образ воронов Народный символ несчастья; Народный символ несчастья; Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914 года; Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914 года; Отрицательное отношение поэта к происходящему в России. Отрицательное отношение поэта к происходящему в России. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. ( «Русь», 1914)

Применение метафор По цветовому сходству: По цветовому сходству: По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. ( «Вот оно глупое счастье...», 1918); По близости и сходству функций: По близости и сходству функций: Как птицы, свищут версты Из – под копыт коня… ( «О пашни, пашни, пашни...», ); Во какому-либо ассоциативному признаку: Во какому-либо ассоциативному признаку: Я был, как лошадь загнанная в мыле, Пришпоренная смелым седоком. ( «Письмо к женщине», 1924); Как развернутый образ: Как развернутый образ: Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. ( «Осень», 1914 – 1916);

Анималист ли С. Есенин? Нет, так как: не ставит цель воссоздать образ того или иного животного; не ставит цель воссоздать образ того или иного животного; образы животных – источник и средство художественного и философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека; образы животных – источник и средство художественного и философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека; важно отношение к животным, а не их изображение. важно отношение к животным, а не их изображение.

Вывод Образы «братьев меньших» отражают мировосприятие лирического героя С. Есенина; Образы «братьев меньших» отражают мировосприятие лирического героя С. Есенина; Есенин не анималист, т.к. образы животных выступают в роли раскрытия содержания духовной жизни человека; Есенин не анималист, т.к. образы животных выступают в роли раскрытия содержания духовной жизни человека; Образы формируются на основе народной символики, традиций и поверий; Образы формируются на основе народной символики, традиций и поверий; Есенин – самый русский из поэтов Серебряного века. Есенин – самый русский из поэтов Серебряного века.

Источники «Русская литература XIX-XX вв.» Литературоведческий словарь, изд. МГУ, М., 2004; «Русская литература XIX-XX вв.» Литературоведческий словарь, изд. МГУ, М., 2004; Сергей Есенин. «Стихотворения и поэмы», изд. «Советская Россия», М., 1985; Сергей Есенин. «Стихотворения и поэмы», изд. «Советская Россия», М., 1985; ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ); ( ) ( )